Четверг, 31 октября 2024

Редакция

Я в лотерею выиграл судьбу

Так начал рассказ о своём долгом и счастливом браке длиною в сорок лет Виктор РОГОВ.

7 марта 1972 года курсантов Тюменского высшего военного училища пригласили на бал девчата из педагогического института. При входе всем вручали лотерейные билеты – половинки открыток, по которым пары должны были найти друг друга. Не встретив в зале обладательницу второй части картинки, Виктор направился к организатору праздника Татьяне – отыскать потеряшку или поменять билет. Поиски результатов не дали, и они отправились к девчонкам, встречавшим гостей, одна из которых была Таниной младшей сестрой. Растерянная Любаша объяснила, что ничем помочь не может, все билеты розданы, тогда сестра попросила её показать свою открытку...

– Весь вечер мы с Любой провели вместе, веселились, танцевали, я пел, читал стихи, играл на гитаре, наш столик даже приз выиграл. С того самого памятного дня между нами завязались дружеские отношения, длившиеся около двух лет, пока бойкая Татьяна как-то не спросила: «Долго ещё ходить-то будешь, пора бы к какому-то берегу причалить».

– Боюсь, откажет.

– А ты попробуй, – хитро намекнула девушка.

Вечером, прощаясь у дверей Любиной комнаты в общежитии, я осмелился сказать: выходи за меня замуж! Через три месяца, 11 декабря 1974 года, сыграли шумную комсомольскую свадьбу. Родители одного из моих друзей предложили отпраздновать событие в их трёхкомнатной квартире. Как там разместились, да ещё пели и плясали больше 40 человек, теперь не представляю.

Отгуляв свадьбу, я отправился в школу сержантского состава в Усть-Лугу Ленинградской области, потом в Мурманск, а моя молодая жена осталась в Тюмени заканчивать учёбу, и почти год мы были в разлуке, иногда навещая друг друга. Перед защитой Любиного диплома, взяв отпуск, я поехал поддержать её и помочь с «научным коммунизмом». Наше утро начиналось с чтения материала и объяснения его доступным языком, труды увенчались успехом: предмет студентка сдала на «хорошо». Сразу после экзаменов мы уехали в Выборг и как честные люди пошли в РОНО для трудоустройства молодого специалиста, но нам вежливо отказали – Любаша была в положении.

Командование частью выделило нам две комнаты в коммунальной квартире, третью занимала вдова прапорщика Нина Павловна с дочерью. «НП», как называли её в части, работала начальником отдела кадров вертолётного училища, замечательнейшая женщина, с нею у нас сложились очень хорошие отношения на долгие годы.

Габариты квартиры с высоченными потолками нас потрясли – целое футбольное поле, маленькая комната 40 квадратных метров, вторая почти семьдесят, посреди этого раздолья одиноко стояла тумбочка. «НП» подсказала, где на первое время взять мебель, и Любаша стала обустраивать наше первое совместное жильё. Моя зарплата была скромной, но супруга, ко всем её достоинствам, оказалась ещё и большой выдумщицей, мы оклеили стены белой бумагой, а поверху – вырезанными из разных открыток картинками, получалось вполне живенько.

Так в делах и хлопотах пролетел положенный срок, и 16 ноября 1976-го громким криком Сашенька возвестил о своём появлении на свет. Правда, я об этом счастливом событии узнал позже, а в этот день возвращался из Владивостока, по пути в Свердловске встретился с Любиными родителями, которые нагрузили меня подарками и мешками с картошкой. Не успел открыть двери дома, как соседка заголосила: «Где тебя носит? Уж четвёртый день, как в новом звании – папа». Так случилось, что и младший, Алёшка, родился, когда я был в командировке на одной из пограничных застав, но в этом случае у меня всё было под контролем. Педагогический путь Любови Ивановны начался с детского садика, куда ходил старший сынишка.

Я в лотерею выиграл судьбуВ 1980-м я получил двухкомнатную квартиру в Ленинграде. Ею начальник инженерного отдела округа наградил меня «за выдающиеся способности» в решении экстренной проблемы. Отдавая по телефону указания, я смог в течение пяти минут устранить серьёзную неисправность вышедшей из строя системы сигнализации на одной из удалённых застав. Спустя полгода я был назначен офицером по сигнализации, заместителем начальника инженерного отделения, а ещё через шесть месяцев в Выборг приехал сам начальник округа. Я, сказал, приехал по твою душу, чтоб лично побеседовать, других причин для посещения части нет. Вводится должность старшего офицера инженерного отделения, которое ты заслужил, но предлагаю другой вариант – офицер по сигнализации округа. Так мы попали в Питер.

Пока не было ленинградской прописки, Люба работала в управлении округа, в отделе секретной почты, позднее воспитателем, затем заведующей детсадом. А в 1985 году, уволившись из армии, я тоже перешёл на преподавательскую работу, обучал ребят физике и математике, но небольшая зарплата заставила искать более денежное занятие. Мои знания и умения требовались во многих конторах, но не во всех меня устраивали условия, пока не попалась организация с удивительным названием «УМ-11». Начальник устроил проверку, и мы с ним договорились: если я отремонтирую «Кировец», над которым колдовали не один месяц умные головы, в мою трудовую книжку этот день запишут рабочим.

Через год я уволился из «Главленинградстроя»: пригласили учителем черчения и рисования в школу №141, туда потом перешла Любаша и несколько лет преподавала русский язык и литературу, а ещё через год мне предложили возглавить 125-ю школу.

Но суждено нам было оставить Ленинград и осесть на Новгородчине. В 1990 году в Маловишерский район поехала большая группа фермеров, встал вопрос – некому учить детей. Строить и поднимать школу с нами рискнуло  ещё пять педагогов, среди них и сестра Любовь Ивановны, Татьяна.

Любаша – моё всё: мой тыл, вдохновение, моя боевая подруга, всегда рядом. Какие бы невзгоды ни возникали, подставляла своё хрупкое, но надёжное плечо. По жизни ей, конечно, здорово досталось, я человек военный, себе не принадлежал, все заботы по воспитанию детей легли на неё. В деревне новые проблемы – условий никаких, «мы начинали трудно, в чистом поле, порой нас согревал лишь звон гитары…», но нас никогда сложности не пугали, мы были молодые, горячие, воодушевлённые идеей. Воспитанные партией и комсомолом, вершили под девизом «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Но главным для нас всегда была семья. И дети – наш смысл, наша гордость, в них постарались вложить  всё самое лучшее. В Карпиной Горе пошёл в первый класс Алёша, старший – в восьмой, по окончании школы Саша поступил в Ленинградский институт точной механики и оптики. В свои 38 Александр Викторович достиг больших чинов, благополучно женат, с женой растят двоих детей, Егора и Василису.

Алексей – выпускник Московской гуманитарной академии, с женой   Настей воспитывают дочь Машеньку. С Настей, кстати, такая история получилась: как-то на улице мы увидели знакомую девчушку, которая ходила к Любови Ивановне в детсад, оказалось, что Настя теперь тоже живёт у бабушки в деревне и будет учиться в Карпиногорской школе... Можно сказать, что воспитали будущую невестку сыну.  

Радуемся успехам наших воспитанников, большинство из которых стали весьма успешными, талантливыми людьми. Со многими общаемся по телефону, Интернету, они навещают нас. В канун юбилея приехала нас  поздравить Маша Венедиктова, оду собственного сочинения  посвятила нам  Люба Горохова («Ах, Роговы, любимые мои! Прекрасный повод настрочить вам оду! Пройдя по жизни 40 лет пути, по бездорожью и не зная броду, достойны и стихов, и песен вы, и восхищенья, и поклонов в пояс!..»), пишет стихи Серёжа Арсентьев, мастер-затейник Аня Шишлова организовала в этом году шикарнейшую встречу класса.

...Что такое любовь по прошествии 40 лет, сформулировать одним словом не могу, но это точно не юношеская страсть, не привычка и размеренная жизнь. Это нечто глубокое, неизъяснимое, могу сказать только – без неё, моей Любаши, мне не дышится. Как и во всех семьях не бывает без ссор, но мы умеем разговаривать и договариваться, этому искусству учили и детей.

Я в лотерею выиграл судьбуМы с Любовью Ивановной (по школьной привычке величаем друг друга по имени-отчеству) всегда всё делаем вместе, в огороде, дома, по хозяйству. Обожаем вдвоём готовить, лепить пирожки, но коронное, раньше моё (я вырос в Казахстане), а теперь наше «национальное» семейное блюдо –  бешбармак.

Выйдя на заслуженный отдых, без дела не сидим. Я работаю, супруга занимается репетиторством, осваивает фото- и видеотехнику, изучила компьютер, активно пользуется Интернетом. Нас часто приглашают на праздники в клубы и дома культуры района, где мы выступаем – я пою, а  Любаша прекрасно читает стихи. С некоторых пор мы поменялись ролями: внукам сказки рассказываю я, а моя не поющая Любочка убаюкивает внучат колыбельными. Ездим к родным и друзьям, но больше предпочитаем принимать гостей у себя на природе, на чистом воздухе они с удовольствием отдыхают от своих «каменных джунглей».

Незадолго до рубиновой свадьбы написал я такие строки:

Облокотилась на дома зима

И вечерами сводит нас с ума.

Снега надолго лягут, или нет,

А мне сегодня нужен твой ответ.

Облокотилась на дома зима

И закрутилась вьюгой у окна.

И ты ответила мне много лет назад,

Весна зимой нам посадила сад.

Ну разве смог бы, сердцем не любя,

Я в лотерею выиграть тебя?

Мы в это время, сорок лет назад,

Играли свадьбу в зимний снегопад.

Облокотилась на дома зима,

Но сводит в декабре весна с ума.

И голосистый, как шальной птенец,

Тебя хочу сводить я под венец...

Светлана БОРИСОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА