Глава Старорусского района Андрей БЫКОВ считает таковым веру — в страну, в свой город и в самих себя
Предыдущий раз Андрей Викторович отвечал на вопросы нашего издания летом, накануне Дня города. Это было время больших ожиданий. Успешное продвижение многообещающих проектов к 1000-летию истории Старой Руссы, уверенная поступь экономики района, да и просто предвкушение праздника. Время летит к Новому году. Поэтому наш первый вопрос прост:
— Что сбылось, что нет и каким вообще был 2014-й?
— Трудным, но достаточно успешным, — отвечает Андрей БЫКОВ. — Нам удалось выполнить то, что мы планировали: много отремонтировано улиц и дорог, заменено инженерных сетей, причем такая активная замена шла впервые за долгие годы. Все основные предприятия нарастили объемы производства. Авиаремонтный завод, «Старорусприбор», пищевая промышленность хорошо работает... И курорт нас радует: там построен спортивный комплекс с бассейном.
— Долгожданным...
— Вы, наверное, даже не представляете, насколько. Еще в 1970-е годы был объявлен сбор средств: каждый работающий рушанин отчислял с зарплаты 10 копеек в фонд строительства. Наверное, люди скидывались не зря, деньги не пропали, но бассейна пришлось ждать 40 лет… Курорт между тем планирует на будущий год строительство нового корпуса, ремонт водолечебницы.
— А что со вторым курортом? Летом вы говорили нам о поиске инвесторов при активном содействии губернатора Сергея Митина.
— В настоящее время есть два претендента, каждый из них готов в следующем году приступить к проектированию. То есть курортов может быть и три. И в то же время экономика еще может внести коррективы, ведь понятно, что вся страна входит в очень непростой период.
— Поэтому и программа развития туристического кластера, а это 930 млн. рублей, которые пришли бы в город с 2015-го по 2018 годы, не гарантирована от корректировок.
— Не гарантирована. Мы не знаем, подвергнется ли федеральный бюджет секвестированию, если да, то за счет чего. Согласно приказу Министерства культуры, мы — в программе финансирования, и это обнадеживает. Мы должны выполнить свою обязательную часть подготовительной работы. Прежде всего это экспертиза. До 20 января нужно получить заключение Госэкспертизы.
— Сколько это стоит?
— Недешево — 650 тыс. рублей. Но это не будут деньги, потраченные впустую. В худшем случае проект реконструкции и благоустройства станет отложенным вариантом. Поэтому ту огромную работу, которая проделана в рамках данного проекта, я тоже заношу в актив.
— А что не удалось?
— Есть неудовлетворенность темпами. Хотелось бы, чтобы от зарождения идеи до ее воплощения проходило как можно меньше времени. Что так уж совсем не удалось?.. Вот что — по-прежнему мы в поиске инвестора для модернизации «Водоканала». Сети надо менять, качество воды никуда не годится. Очень жаль, что проблема перекочует в новый год.
— Первый транш под 1000-летие, инвестор для «Водоканала» — что там еще должно быть под елочкой для города и района?
— Вообще-то я человек несуеверный, но иногда так хочется, чтобы желание сбылось, что не знаешь даже, надо ли его озвучивать. Поэтому об одном сельскохозяйственном проекте скажу лишь несколько слов. 4 тысячи гектаров, животноводческий комплекс — это может стать самым современным предприятием Новгородской области в своей отрасли.
— С вашего позволения, от насущного перейдем к духовной пище.
— Вы знаете, мы тут не сидим на диете. Фестиваль классической музыки, детский конкурс «Фонтан мелодий», камерные спектакли российских и зарубежных театров по мотивам произведений Достоевского...
— Вот как раз по мотивам. Набережная Достоевского с коттеджным новоделом не окунает нас в атмосферу города с тысячелетней историей.
— Я тоже хотел бы, чтобы у нас было как в каком-нибудь старинном западноевропейском городе. Едешь и любуешься — старинные здания, яркие фасады: картинка. Если нет той Старой Руссы, разрушена она? Может, попросим у государства 3–4 миллиарда рублей и построим новый старый город?
— Четко прописанные градостроительные регламенты дешевле.
— Согласен, и они у нас есть. Никакого сайдинга в центре города и т.д. Надо двигаться дальше, актуализировать концепцию развития города, принятую уже довольно давно. А что делать с тем, что уже построено? На мой взгляд, лучше так, чем с развалюшками на видных местах.
— Где вы сами в городе особенно ощущаете дыхание старины?
— Если называть одно такое место, то для меня это — Георгиевская церковь. Вообще, я убежден, что дыхание старины — не только памятники, оставшиеся нам от предков. Нечто новое не менее убедительно может свидетельствовать о старом. В начале года откроем музей средневекового рушанина. Стилизация, конечно, но, как мне думается, очень удачная.
— Еще один личный вопрос. Андрей Викторович, вы руководите одним районом, а живете в другом...
— Да, под Шимском.
— Средиземье такое, между Великим Новгородом и Старой Руссой.
— Просто там мой дом. Конечно, бытует мнение, что во главе должен быть свой. Не мне судить, но если я работаю в Старой Руссе и, надеюсь, с пользой для нее, то никак не чужой. Тем более что и начинал-то я как руководитель здесь же, когда возглавлял отделение банка. С той поры и город хорошо знаю, и друзья у меня здесь.
— И поддержка большинства избирателей тоже. Все-таки этой осенью выбрали главой второй раз. К слову, в третий раз уже не получится — административная реформа, однако. Вы готовы пойти в сити-менеджеры?
— Думаю, что нет. И дело тут не только в понижении статуса. По-моему, два срока достаточно. Тут как: либо человек реализовался, либо ему и четырех сроков не хватит. А есть еще такая штука, как сила привычки.
— Замыленный взгляд.
— Вот-вот. Так что я за сменяемость. Что касается реформы... В конечном счете, везде и всюду, как говаривали, когда страной еще правила КПСС, кадры решают все. Главное — хорошая команда. Очевидный плюс отсутствия прямых выборов главы района — это их... отсутствие. Если с точки зрения экономии и управляемости.
— А с точки зрения демократии?
— Депутатов же мы с вами избираем. И тот факт, что потом кто-то из них станет главой, только накладывает дополнительную ответственность на кандидатов и избирателей.
— Чего больше всего вам хотелось бы от юбилейного 2015 года?
— Прожить его без потрясений. Если 2014-й был трудным, то следующий станет еще труднее. В плане бюджета, производства, всего остального.
— Президент отводит нам два таких непростых года. Как максимум.
— Как минимум вектор станет более или менее понятным уже в первом квартале. Все мы сейчас находимся в серьезной зависимости от международного климата. Я пока склоняюсь к тому, что будет холодать. Но разве у нас был выбор? Президент совершенно прав, когда говорит о желающих посадить медведя на цепь, а в идеале содрать с него шкуру. Мы все видим, как беспардонно ведет себя Америка. И не хотим, чтобы нам навязывали советы, как нам жить, причем такие советы, от которых невозможно отказаться.
— Вы ощутили это похолодание на уровне связей с городами-побратимами?
— Все ровно наоборот. Сравнительно недавно наша делегация была с визитом в Финляндии. Мы там услышали немало обнадеживающих слов. Например, президент общества финско-российской дружбы в таких формулировках комментировал зависимость канцлера Германии от Барака Обамы, что у переводчика возникали проблемы. Очень жестко говорил. Хотя дипломат, бывший посол в России. В общем, нас неплохо понимает город-побратим Лойма.
— Почти сойма...
— Да, самый близкий партнер на Западе.
— Приятно убедиться?
— Конечно! Но само собой, цели визита были более приземленные. Одна из них — как раз все, что касается обеспечения должного качества питьевой воды, работа «Водоканала».
— Как вы относитесь к критике?
— Нормально, а на критиканов стараюсь не реагировать.
— Нормально – это...
… когда по существу и в глаза. Например. Есть у нас в городе пожилая учительница, которая меня иногда, если так можно сказать, учит. «А вот тут ты был не прав...» или «Ты бы вот там побольше походил...». В Старой Руссе много уважаемых людей из числа педагогов, работников культуры. Я бы даже сказал, какая-то особая тяга к культуре у старорусцев. Не случайно так много детишек, которые занимаются дополнительным образованием — музицируют, танцуют, рисуют. А еще у нашего местного народа есть такая черта — молчит-молчит, а потом как скажет! Независимо и аргументированно. И вообще много людей, которые просто любят свой город.
— Хорошее подспорье для трудного года.
— Ничего, выдержим.
— Но мы-то пока в 2014-м. Андрей Викторович, представьте, пожалуйста, что у вас в правой руке бокал с шампанским. Настал момент поздравить горожан.
— Всем хорошо отдохнуть — каникулы у нас опять длинные. Но не перепраздновать и не собирать никакие плохие вести. Надо верить, что все будет хорошо. В яркое и красивое будущее нашего города и всей страны. Мы правы и, значит, сильны. Сила, она ведь в правде. Здоровья, мира и любви.
Василий ДУБОВСКИЙ
Опубликовано в газете 30 декабря