Немногие из нас могут похвастать хорошим знанием своей родословной.
Сейчас генеалогией занимаются в основном ученые, а далекие от изучения истории люди часто не понимают, какая польза может быть от семейного древа. Но практика показывает, что в последнее время все большее количество россиян пытается отыскать дальних родственников, с которыми давно утеряна связь. Или задумывается, как в будущем рассказать своим детям и внукам о бабушках и дедушках и более далёких предках.
Незадолго до наступления 2015 года редакцию «Солецкой газеты» посетил житель Ленинградской области. Он изъявил желание пообщаться с автором этого материала, объяснив свой выбор тем, что его зовут… Сергеем Овчинниковым.
Сергей Юрьевич несколько лет назад увлекся изучением жизни и деятельности своих предков. Посещал архивы, делал запросы, писал, звонил в различные инстанции, чтобы фиксировать на бумаге все новые «веточки» большого семейного древа. Работа была непростой, ведь родственники – это не только бабушки и дедушки. И чем дальше углублялся он в исследования, тем сильнее становилось желание устранить все «белые пятна» родословной.
- Каких-то глобальных задач поначалу я перед собой не ставил, - рассказывает он, - хотелось просто отследить историю семьи. Но поскольку жизнь каждого человека – это отдельный эпизод истории, насыщенный событиями, то появился интерес и к судьбе каждого родственника. А в Сольцах я оказался потому, что в деревне Илемно Горского поселения когда-то жили мои предки по материнской линии – священнослужители Соловьевы.
В ходе нашей беседы я узнал много нового о жизни православного прихода деревни Илемно. В 1998 году этой деревне, как и другим населенным пунктам бывшей Шелонской пятины, согласно первым упоминаниям в Писцовой книге, исполнилось 500 лет. Но, вероятно, история этих обжитых мест древнее еще на несколько столетий.
Одна из самых ярких страниц истории прихода связана с личностью священника Иоанна Соловьева, о котором и сейчас помнят жители нашего района. Он родился в 1857 году, а с 1880 года служил сначала вторым священником, а затем настоятелем двух православных храмов в Илемно – каменного храма Успения Пресвятой Богородицы и деревянной церкви Казанской иконы Божией Матери. Иоанн Иннокентьевич более полувека был духовным наставником жителям Илемно и близлежащих селений. Его трудолюбие и любовь к окружающим были известны далеко за пределами прихода. Имел он и обширные медицинские познания, постоянно лечил паству, спас большое количество жизней. На попечении Иоанна находилось также народное образование этой части Порховского уезда – церковно-приходские школы и училища. Сам он преподавал закон Божий в Илеменской школе. Продолжал он служить и в непростые годы Первой мировой войны, и после событий 1917 года, когда начались гонения на православную церковь.
- В 1937 году советская власть объявила начало «безбожной пятилетки», - рассказывает Сергей Юрьевич, - в результате этого в окрестностях Сольцов почти не осталось действующих храмов. Практически все священники были арестованы, расстреляны или скрылись от преследователей. Но на Иоанна Соловьева гонения не распространились, он в возрасте 80-ти лет ушел из жизни 1 мая 1937 года, в день Святой Пасхи. Похоронить его около церкви, где он служил, представители власти не разрешили, и тело праведника было предано земле на кладбище за деревней.
Нужно отметить, что в большой семье Соловьевых все без исключения дети имели духовное образование. Заслуживает внимания жизнь Николая Иоанновича, также священника, который служил в церквях многих сёл, в частности, Доворца, Илемно, Ситни. В период репрессий временно работал на плодоовощекомбинате и торфоразработках. В начале июля 1941 года немцы в ходе боев убили в Илемно двух его детей и смертельно ранили супругу. С осени 1941 года по март 1942 года о. Николай жил в Доворце у родственников и совершал требы верующим. Затем до 1943 года служил в Казанской церкви Илемно и храме погоста Ситня. Когда в феврале 1944 года советские войска освободили район от захватчиков, Николай Соловьев был обвинен в сотрудничестве с немцами и 13 июня арестован, помещен в тюрьму НКВД в Ленинграде. После этого его приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. 29 июля он был отправлен в Мордовию, откуда уже не вернулся. Реабилитирован о. Николай был в 1993 году.
- Еще одного сына священника Иоанна Соловьева, Василия, - продолжает Сергей Овчинников, - до сих пор с любовью и благодарностью вспоминают жители далекого села Лютино, которое находится в Восточной Словакии. Я недавно побывал в этой стране, познакомился с жителями Лютино, исследователем Валерием Кулацким, который готовится выпустить о Василии Соловьеве книгу. Немало впечатлений осталось у меня от посещения церкви Успения Пресвятой Богородицы, её мой родственник протоиерей Василий построил в Лютино на средства верующих по своему проекту и служил в ней с 1930 по 1949 годы. Он организовал в селе церковный хор, заложил первый кооператив, банк и т.д. Так же как и его отец, он лечил всех, кто к нему обращался, помогал прихожанам, как мог. Именно поэтому в Лютине до сих пор мечтают о таком священнике, как Василий Соловьев.
Архивные данные рассказывают, что родился он в 1895 году в селе Илемно, в 1911 – 1916 годах учился в Псковской духовной семинарии. В 1916 году недолго учился в Юрьевском (г.Тарту) университете, затем - в 3-ей Петергофской школе прапорщиков, служил в штабе Казанского военного округа. К сожалению, информации о его дальнейшей службе на фронтах Первой мировой и гражданской войн пока найти не удалось. По информации Валерия Кулацкого, Василий Иоаннович окончил военную службу в 1921 году, был направлен на учебу за рубежом. В1922 – 1926 годах учился на философском факультете Карлового университета в Праге. Здесь его рукоположили в священники и направили служить в православные приходы Восточной Словакии. В Лютине он прожил до своей кончины в 55 лет.
- Есть еще сведения о старшем сыне Иоанна Соловьева, Валентине, - отмечает Сергей Юрьевич, - который в период гражданской войны служил священником Ударного батальона 4-й пехотной дивизии 92-го печорского пехотного полка Российской Северо-Западной армии. Прослужил недолго, в феврале 1920 года он умер от тифа, похоронен в Эстонии. До войны Валентин Иоаннович был священником в Псковской области.
Два часа беседы с моим тезкой пролетели незаметно, Сергей Юрьевич – очень интересный собеседник, эрудированный и ненавязчивый человек, патриот своей страны.
- А Вы кем приходитесь священнику Иоанну Соловьеву? – спросил я его.
- Мы родственники через его дочь Елену Иоанновну, - пояснил он, - она была замужем за священником Иоанном Овчинниковым, от которого мне через несколько поколений досталась фамилия. Чтобы избежать репрессий, этот священник внес изменения в метрические книги, тем самым спас многих родственников от лишений и смерти. Мой дед Серафим стал тогда, например, Сергеем. Но с того момента история нашей семьи находилась «за семью печатями», что значительно осложняло поиски.
Во время пребывания в нашем районе Сергей Юрьевич встретился с работниками администрации Горского поселения, заведующей отделом культуры Людмилой Костроминой, сотрудниками краеведческого музея. Он рассказал о результатах своих исследований и озвучил идею о создании в рамках государственной программы «Развитие культуры и туризма Новгородской области на 2014 – 2020 годы» культурно-духовного «моста» между двумя исторически связанными между собой точками на карте – Илемно Солецкого района и Лютино (Словакия). Между ними – значительный временной отрезок и 1400 километров пути. Но разве эти обстоятельства могут стать преградой для общения людей, помнящих священников Соловьевых?
В ближайшее время Сергей Юрьевич надеется найти единомышленников среди сольчан, которые включились бы в работу по созданию такого «моста». Ведь он ведет не только в прошлое, но и будущее двух незаметных точек на карте Европы.
Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото автора и из архива Сергея Юрьевича Овчинникова