Вторник, 15 июля 2025

Редакция

Мой первый детский дом

(Из книги «Имя для птицы»)

В Старой Руссе было много дощатых узких тротуаров, где парами идти тесно. Мы шли мимо длинных серых заборов, низеньких домиков, мимо часовенок и церквей — они стояли чуть ли не на каждом углу. В центре города возвышались двухэтажные и даже трехэтажные каменные здания, казенные и жилые. На некоторых синели, розовели, зеленели широкие торговые вывески, уже выцветающие, тронутые ржавчиной.

Маисовая каша
На официальных зданиях, например, на УОНО, виднелись яркие синие и красные — совсем новенькие — вывески с названиями учреждений; в верхней части каждой из них, в вырезном полуовале, выделялся герб РСФСР (еще не СССР). Это были не дощечки с наименованием учреждений, как принято сейчас, а именно вывески, хоть, конечно, и не такие большие, как над магазинами. В центре города, недалеко от базарной площади, тянулись каменные торговые ряды; большинство лавок в них пустовало.

На углу двух каких-то улиц стоял желтый деревянный дом, где помещалась детская столовая АРА, туда нас одно время водили обедать. Кормили там вареным маисом, порции в миски накладывались довольно большие, и можно было получать вторую порцию, но хлеба к обеду не полагалось. Вначале маисовая каша казалась вкусной, потом всем осточертела. Все обрадовались, когда опять стали обедать в детдоме. Там порции были скуднее, но к ним давали пайку хлеба. Маиса я до сих пор видеть не могу.

Народный дом
Однажды нас повели на экскурсию. Недалеко от площади стояло высокое здание из красного кирпича — «Народный дом». Там находилась картинная галерея. Мне запомнилась только одна картина. Она висела в комнате с розоватыми стенами, прямо против входа. Картина батальная: идет бой, видны дымки из разрывающихся ядер, а на переднем плане — орудие; около него хлопочут два артиллериста, а позади стоит мужчина в красивой синей шинели с яркими отворотами — командир, должно быть.

…В памяти удержались события общие и внешние. Огромное — на всю жизнь — впечатление оставил весенний ледоход на Полисти. Здание, в котором мы жили, стояло на набережной; вся жизнь реки была у нас перед глазами. В день ледохода Полисть гремела, скрежетала, гудела; льдины вставали на попа, громоздились в несколько ярусов, обрушивались, распадались; в просветах меж ними мелькали крутящиеся, обглоданные льдом бревна, ломаные доски, щепки; взрослые потом говорили, что где-то выше по течению снесло мост. Что-то жуткое и удивительно вольное, что-то безоговорочно щедрое ощущалось в этом бешеном и целеустремленном исходе льдов. Чудилось, что это начало чего-то другого, еще большего, а чего именно — неизвестно.

Петроградская весна
Петроградских весен я не помнил и поэтому вообразил себе тогда, что все реки на свете по весне ведут себя так же, как Полисть. Позже, вернувшись в Ленинград, я был удивлен и несколько разочарован, когда впервые увидел наш сдержанный, торжественно-чинный невский ледоход. С тех пор миновало пятьдесят лет, но каждый раз, когда по Неве в море уходит лед, я вспоминаю Полисть. И вспоминаю Старую Руссу. Тут я должен предуведомить читателя, что я — всюду, где пишу о ней, — описываю Старую Руссу не такой, какой она существует сейчас, и по-видимому, даже не такой, какой она была в действительности 50 лет тому назад. Я описываю тот мир и тот город, который представляю себе по своим детским впечатлениям. Моя Старая Русса — это не реально существующий город, но это и не выдуманный мной город, это Город-Впечатление.

Во время ледохода Полисть вышла из берегов, залила набережную, вплотную подступила к детдому. Нас, ребят, вначале радовало, что дом наш стал островом и что река плещется под самыми окнами. Мы даже приметили большую дохлую рыбину, которую течением затащило в палисадник. Но все это представлялось интересным лишь до тех пор, пока кто-то из старшеспальников не пустил слушок, что из-за паводка теперь не будет подвоза продовольствия и что скоро мы все окочуримся с голодухи.

Царь-голод
Среди воспитанников началась паника; некоторые девочки плакали, сидя на своих койках. Воспитатели — в том числе и моя мать — втолковывали ребятам, что никакого голода не ожидается. Но все равно ночью многие детдомовцы не спали; некоторые бродили из спальни в спальню, разнося новые зловещие слухи. Говорили, что продсклады в городе снесло водой, и во всей Старой Руссе начинается голод.

К утру полая вода еще не спала. На завтрак нам не дали ничего горячего, так как дровяной сарай залило, но зато каждому из нас выделили по двойной пайке хлеба. Все этому очень обрадовались, паника прекратилась. Кажется, в тот же день половодье пошло на убыль; вскоре и река, и жизнь в детдоме вошли в свое русло.

Опубликовано в газете 21 января

РЕКЛАМА

Еще статьи

Для здоровья, долголетия и активной жизни

Для здоровья, долголетия и активной жизни

В Волоте в рамках губернаторского проекта «Здоровая семья» врачи мобильной бригады из областного центра приняли 147 взрослых и 79 детей

ТОСы – окружающим пример

ТОСы – окружающим пример

На сегодняшний день в Крестецком муниципальном округе зарегистрировано 26 ТОСов, объединяющих 1147 жителей

Любви золотой юбилей

Любви золотой юбилей

В июне знаменательную дату — 50‑летие совместной жизни — отметили Владимир Александрович и Раиса Васильевна Дмитриевы

Послание в будущее

Послание в будущее

В хвойнинском краеведческом музее заложили капсулу с посланием от выпускников хвойнинских школ 2025 года для потомков 2045 года

Звание — призвание

Звание — призвание

Участковой медицинской сестре Зарубинской ЦРБ вручён благодарственный адрес врио губернатора Новгородской области

Чистота у храма

Чистота у храма

Тосовцы из Голина стараются содержать в порядке красивейшие места старой деревни

Ты лучшее, что есть, и ближе нет тебя

Ты лучшее, что есть, и ближе нет тебя

В ЗАГС Маловишерского района прошла торжественная церемония чествования золотых юбиляров — супругов Николая Алексеевича и Галины Петровны Алексеевых

Школьный сквер преобразится

Школьный сквер преобразится

Национальный проект «Формирование комфортной городской среды» помогает людям из больших и малых городов благоустроить территорию, на которой они живут

Вместе с самого детства

Вместе с самого детства

Супругов Цветковых из Окуловки пригласили в Великий Новгород — там им в торжественной обстановке будет вручена медаль «За любовь и верность»

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА