Понедельник, 15 сентября 2025

Редакция

Дежурный по истории

Как железнодорожник переквалифицировался в краеведы

Трудно сказать, насколько известным человеком в Старой Руссе является Анатолий ВАСИЛЬКОВ. А вот то, что о Старой Руссе ему известно многое, не вызывает сомнений. Наш герой — в прошлом потомственный железнодорожник, сейчас — пенсионер и краевед. Издал две книги, посвящённые истории своего города, и работает над третьей.

— Анатолий Михайлович, прочитала в Интернете, что вы — из семьи железнодорожников. Это многое объясняет.

— Да, я родился в семье железнодорожников. Отец был дежурным по станции, мать — стрелочницей. Когда подрос, они сказали мне: «Ни в коем случае не иди работать на железную дорогу».

— И вы пошли?

— Да, я — железнодорожник. Закончил ЛИИЖТ (Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. — Ред.). Потом работал на разных должностях в Старой Руссе, Дно и Пскове. Но всегда мечтал вернуться в родной город, и в 1989 году предложили переехать в Старую Руссу — начальником станции. А с 2006 года — пенсионер.

— И краевед. Что привело на эту дорогу?

— Еще когда работал, не раз приходилось проводить экскурсии по Руссе, когда здесь проходили совещания и съезжались коллеги. Они знали, что я интересовался историей. А железная дорога — это стечение обстоятельств. Сотрудница детской библиотеки Зинаида Васильевна Овечкина попросила помочь с поиском информации о забытой и заброшенной железной дороге Старая Русса — Новгород. Именно она впервые пригласила меня в областной архив как своего помощника. И с этого всё началось. Теперь не вылезаю из архивов Питера и Новгорода.

— Результатом той работы стала ваша первая книга «Чугунка, которой нет», изданная в 2008 году.

— Да, её мне подарили жена и сыновья — втихаря издали. Дело было так. Я собрал все материалы, книга уже была готова к изданию, а денег не было. Я ходил, страдал, думал: где деньги взять. Семья сбросилась, и в день рождения мы поехали в Питер в типографию забирать тираж — 500 экземпляров.

— А почему чугунки не стало?

— В 1943 году солецкие подпольщики взорвали мост на этой дороге, и она перестала действовать. Потом, когда наши войска освобождали эти места, они в первую очередь восстановили дорогу на Псков. Восстановление новгородской ветки на некоторое время отложили, но этим планам так и не удалось осуществиться. В середине 80-х об этой дороге снова вспомнили: тогда наш регион не справлялся с пропуском поездов на Ленинград, Эстонию и Латвию. Но планы вновь остались планами. Пришли 90-е годы, прибалтийские государства вышли из состава СССР. Теперь в реконструкции уже нет необходимости.

Кое-что от старой дороги сохранилось: подъездные пути — рядом с Панковкой и Борками, в Старой Руссе. Целы насыпь на всем протяжении и устои мостов через речки. Трудно поверить, что столетие назад поезда, проходившие по этой дороге, были целым событием для сельской молодежи. Дети сбегались посмотреть на шедший по рельсам паровоз. Кстати, в 1916 году хотели строить даже ветку Старая Русса — Старая Русса курортная, но в 1924 году пустили трамвай «Вокзал — Курорт».

Дежурный по историиВ общем, об этом можно много говорить. И материала, я уверен, еще в архиве немало. Пускай люди пользуются.

— Получается, что Русса в первой половине XX века была крупным железнодорожным узлом?

— Должна была стать. Помешали война и революция. Я знаю, что еще в конце XIX века шло обсуждение перешивки новгородско-старорусской ветки на широкую колею и строительства дороги через Поддорье, Холм с выходом на Великие Луки и далее на Смоленск.

— Хотели связать Северо-Запад России с хлеборобными регионами?

— Да. Николаевская железная дорога не справлялась с грузоперевозками. И Мариинская водная система тоже. Для связи хлеборобных районов с портами Прибалтики и Псковской и Новгородской губерниями в 1897 году построили Бологое-Псковскую линию.

Хотя, с другой стороны, власти старорусского уезда вели себя не очень активно. Я не раз находил в архивах документы о том, что Демянск просит провести железную дорогу, Валдай просит, Сольцы — тогда они назывались посад Сольцы… Холм просил. А Старая Русса — нет. Недавно нашел в архиве дело: новгородский губернатор дал поручение уездным властям подготовить обоснование необходимости организации железнодорожного сообщения через их уезды. Дело было в 1890-е годы. Я заранее обрадовался: «Ну, — думаю, — рушане не могли этим не воспользоваться». И зря. Что ответили из старорусского уезда? Отчитались о посевах зерновых, гречихи, количестве скота. И всё. По поводу дороги сообщили, что не знают, как она будет проходить, а городской голова им вообще не предоставил нужные материалы. Честно признаться, я был возмущен такой пассивностью, недальновидностью. И очень удивился, когда обнаружил, что губернатор всё это отправил в Петербург.

(Продолжение следует)

Елена КУЗЬМИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)

Опубликовано в газете 21 января

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА