В областном конкурсе «Предприниматель года – 2014», организованном департаментом экономического развития и торговли Новгородской области, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства Ольга ЕЛЬЦОВА заняла 3-е место в номинации «Бизнес-открытие года». Мы поговорили с призёром о многом.
- Ольга, во-первых, поздравляю тебя со столь важным событием, с признанием твоего таланта, труда, знаний, квалификации…
- Спасибо! Одна бы я не справилась – муж очень помогает в этом нелёгком деле.
- Во-вторых, расскажи про свои впечатления от конкурса.
- Я попала в не совсем обычную среду. Пришлось состязаться с представителями среднего и крупного бизнеса. Например, участвовал хлебозавод, которому стукнуло 60 лет. То есть это уже такой «зубр» со сложившимися традициями, поколениями работников...
Конечно, я была хорошо подготовлена. Например, много фотографий наших работ позволили выгодно отличаться от других конкурсантов. Итог – призовое место в престижном конкурсе.
- Давай перейдём непосредственно к бизнесу. Легко ли быть женщиной-предпринимателем?
- Тогда взглянем на гендерный состав наших бизнесменов. Добрая половина – женщины. Ничего такого сверхъестественного здесь нет. Да и вряд ли кто из успешных бизнес-вумен может пожаловаться на нелёгкую женскую долю. Какую бы небольшую прибыль человек ни получал – это его дело, которое надо развивать, в которое надо вкладываться. А что касается женских обязанностей, то от них никуда не денешься в любом случае. Так что я не вижу здесь ничего выходящего за рамки современной жизни.
Кроме того, предпринимательство несколько меняет отношение к работе. Знаешь, есть такое заблуждение: предприниматель гребёт деньги лопатой. Сейчас это точно не так – кредиты, развитие – съедают всю прибыль.
- А от кого зависит решение, стоит ли приложить усилия к облагораживанию территории или нет?
- Если исходить из моего опыта, то отвечу просто: если руководитель хочет облагородить территорию, то он сделает всё для этого, если же он не видит в этом необходимости – то и делать не будет.
У нас уже есть примеры плодотворного сотрудничества с детским садом «Родничок», с Демянской школой. Мы сумели сделать достойные дизайнерские композиции за, прямо скажем, небольшие деньги. Так же, например, и руководитель аптеки лично очень деятельно поучаствовала в облагораживании территории.
- Развитие в, скажем прямо, сложных финансово-экономических условиях у вас запланировано на этот год. Знаю, что приобрели участок под теплицу. Что предвидишь?
- Развиваться всё равно нужно: площади должны быть увеличены, как тепличные, так и открытые; нужна ещё одна большая теплица, как минимум метров на 100; нужно постепенно переходить на автоматизацию производства; требуется сделать постоянное отопление теплиц. В конце концов, всё это для поднятия уровня производительности труда.
Что касается нашего бизнеса, то есть тревога. Мы не являемся стратегическим направлением, не производим жизненно важные продукты, которые бы обеспечили продовольственную безопасность страны. Поэтому и на поддержку особенно не рассчитываем. Даже льготных кредитов нам не положено. Тем не менее, никто не отменял вопросы благоустройства, имиджевой составляющей поселений и района, да и люди просто хотят, чтобы их придомовые территории выглядели красиво.
- Большая теплица планируется?
- У нас есть предложение на теплицу в 160 квадратных метров. Пока мы думаем, ведь это немалые вложения. Кроме всего, теплицу надо обогреть…
- Газ поможет?
- Пока не знаем, по каким ценам он будет отпускаться предпринимателям. Надо считать. Ну, и как я уже говорила, автоматизацией нужно заняться.
- Будете использовать наработки китайских коллег?
- Точно могу сказать, что средств на эксперименты нет. Видимо, будем использовать то, что проверено другими и уже работает. Вообще, китайская автоматизация – большой вопрос. То как они ведут себя с нашими землями в некоторых регионах… Хотя в нашей области есть удачные примеры работы китайских товарищей на основе природного земледелия. Посмотрим.
- Нет ли желания заняться, скажем, плодовыми, кустарниками?
- Нет. «Разбрасываться» по разным направлениям сейчас – неверный путь. Нужно занять свою нишу, сделать хорошо что-то одно. Признаюсь, я иногда с нескрываемым удивлением смотрю на те саженцы, которые к нам привозят. Эта продукция явно из южных или украинских питомников, причём используется так называемое затенение. Людям трудно разобраться во всех премудростях и ухищрениях перепродавцов. Пусть у меня будет небольшая, но своя ниша. Я ведь не могу сегодня приехать на ярмарку, а завтра меня и след простыл, так что и спросить не с кого. Имя, репутация – это главное, а проверенные и районированные растения – залог высокого качества.
Не буду даже про себя. Ты сам наверняка стараешься приобретать саженцы у солецких производителей. И ведь не случайно, потому что их питомник – это уже брэнд, ассоциирующийся с качеством, высоким процентом приживаемости, с тем, что можно в любой момент позвонить и получить консультацию. Так и у меня – мы живём все рядом и что-то где-то купить, быстренько продать и всё – так не получится. Хотя, по моим оценкам, мы вполне могли бы обеспечить и соседние районы. В принципе, это надо постепенно делать, расширяя деловые контакты, производство.
- Я хочу спросить тебя как главу КФХ, как специалиста, а какие тогда условия нужны для развития направления по выращиванию плодовых саженцев? Это долгосрочные программы, кредиты?..
- Действительно, не хватает стратегии с ясными и долгосрочными целями. Если бы предприниматель знал, что на лет 10-15 он получит кредитную поддержку на конкретных условиях, что сбыт продукции будет поддержан соответствующими программами развития, то точно задумались бы.
- Мне попадался на глаза бизнес-план по выращиванию ягод (кустарников). Срок окупаемости, как минимум, восемь лет…
- Я и говорю об этом. Мы же должны представлять нужные объёмы, чтобы строить долгосрочные планы; мы должны представлять, за какую цену будет уходить продукция. Это серьёзные инвестиции, и просто так, наобум, этим мало кто захочет заниматься.
- Я желаю вам с оптимизмом смотреть в будущее, пусть все ваши планы сбудутся, а кризис пройдёт мимо!
- Спасибо! А читателям «Авангарда» я, в свою очередь, пожелаю счастья в новом году, много радости, и надеюсь, мы ещё встретимся на «Домашней» странице газеты.
О призёре и её хозяйстве
Ольга Ельцова закончила Московскую сельскохозяйственную академию имени К.А. Тимирязева в 2003 году по специальности «агроном-плодоовощевод» со специализацией «декоративное садоводство». До 2010 года работала в питомнике декоративных растений, где занималась выращиванием посадочного материала, его реализацией, консультациями по вопросам приобретения и ухода, а также ландшафтным дизайном. В 2011-м зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, а уже через год поменяла статус на ГКФХ. В данный момент крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет деятельность на 100 м² площади закрытого грунта и 3000 м² открытого. В начале 2015 года планируется расширение площади закрытого грунта до 260 м² и открытого до 4500 м².
Крестьянское (фермерское) хозяйство занимается выращиванием рассады однолетних цветов, посадочного материала многолетних цветов, декоративного кустарника и хвойных растений, осуществляет консультации по вопросам приобретения, посадки и ухода за растениями. Продукция реализуется как в Демянском районе, так и за его пределами.
Еще одним направлением деятельности КФХ является ландшафтный дизайн. В течение двух последних лет хозяйство заключало договоры на разработку проектов цветников для администраций п. Демянск и других поселений Демянского района, а затем выращивало рассаду в полном объёме для этих объектов. Хозяйство отличается тем, что осуществляет надзор за объектами в течение всего сезона, следующего за посадками, и даёт необходимые консультации по вопросам ухода. По желанию жителей района проводятся выезды на участки с консультированием населения по вопросам благоустройства и дизайна участка, с проведением посадок. То есть, цикл можно охарактеризовать как «от саженца до сопровождения».
КФХ сотрудничает с детскими садами и школами Демянского района по вопросам благоустройства территории и вносит свой посильный вклад в улучшение внешнего вида этих объектов.
Иван БОРОДИН
Фото автора