Первое постновогоднее «аппаратное» совещание в райадминистрации прошло под знаком оценки деятельности органов власти и служб жизнеобеспечения в период длительных каникул.
Что ни говори, а почти двухнедельные праздники «расхолаживают», выбивают из рабочей колеи. Нарушается привычный ритм работы учреждений, торговых точек, пассажирского автотранспорта, да и службы жизнеобеспечения, так или иначе, в эти дни работают в «облегчённом» режиме. Всё это не может не создавать определённых неудобств жителям района.
Однако, судя по информации, озвученной на совещании первым замом главы администрации района Сергеем Горкиным, в целом службы справились с задачами, работали «добросовестно и ответственно». В частности, в ряде населённых пунктов были перебои с энергоснабжением, вызванные обильным снегопадом и сильным ветром, но энергетиками «своевременно принимались меры», длительных отключений не фиксировалось. По словам начальника РЭС Виктора Ларионова, на 12 января оставались «обесточенными» только несколько деревень Мамоновщинского «куста», но до конца дня руководитель обещал восстановить энергоснабжение.
(— На территории Новгородской области длительное время пребывали без света 20 населённых пунктов. У нас были только кратковременные отключения. Значит, наши энергетики хорошо работали, — сделала вывод глава района Олимпиада Ильина).
В нормальном режиме, без сбоев поставляли потребителям тепло местные теплоэнергетики. Что логично: в последние годы коммунальщики сумели существенно обновить теплосети, заменив трубы на проблемных участках, не испытывают серьёзных проблем с топливом, на уровне и трудовая дисциплина машинистов котельных.
Понятно, не в пример хуже обстоят дела с водообеспечением. Принимая во внимание, в том числе, и объективный фактор — изношенность на 90% водопроводных сетей, что провоцирует прорывы и аварии на водопроводах, в зимнее время случающиеся с незавидной регулярностью. По информации руководителя «Водоканала», едва ли не все «новогодние каникулы» коммунальщики занимались ликвидацией аварий. Произошло 4 прорыва в водопроводных сетях. Часть из них оперативно ликвидирована, но на 12 декабря без воды оставались жильцы одного из многоквартирных домов в райцентре и большинство жителей Молвотиц. Здесь проблема — хроническая, учитывая, что молвотчане испытывают перебои в водоснабжении уже на протяжении нескольких месяцев.
Ликвидация аварий влетает «в копеечку» предприятию, и без того малодееспособному. Только расходы на горючее для транспорта за праздничную декаду составили более 16 тысяч рублей, поделился руководитель. Но стоит ли эту цифру считать показателем эффективной деятельности — возможно, она говорит о недостатках в организации рабочего процесса?
Есть у коммунальщиков и смягчающие обстоятельства. Объективные. В частности — большая протяжённость водопроводных сетей. В тех же Молвотицах, ни много, ни мало — это 10 километров. Но главное препятствие в более оперативном устранении аварий — отсутствие в настоящее время у предприятия главного технического ресурса — экскаватора. Так сложились обстоятельства, не по вине нынешнего руководства. Экскаватор, которым коммунальщики в своё время обзавелись по несовершенной «лизинго-арендной» схеме, оказался в собственности областного «Новжилсервиса».В результате марёвцы вынуждены были арендовать технику, а когда сумма задолженности за аренду превысила «планку», владельцы «забрали» экскаватор. Имеющийся в распоряжении «Водоканала» маломощный агрегат не годится для земляных работ в условиях зимы. Предпринимались попытки найти приемлемую спецтехнику «на стороне». Пока — не слишком успешные. А люди ждут воды. В частности, жильцы дома 13 по Советов райцентра. Может быть, в отсутствии мощного экскаватора, способного «вскрыть» промёрзший слой земли, воспользоваться «дедовским» способом: отогревать землю с помощью костров — как это делалось при директоре Викторе Васильеве?
О дорогах. Обильный и затяжной снегопад создал проблему оперативной расчистки местных «направлений». Дорожники вышли на «линии» с некоторым опозданием, а не прекращавшийся ближе к концу «новогодних каникул» снегопад существенно подрывал их усилия. Видимо, и рабочего потенциала демянского «Доркомсервиса», в этом году по контракту обслуживающего и марёвские дороги, всё же недостаточно для оперативной и качественной расчистки всех «автотрасс» на территории двух районов. Приоритет, естественно, отдаётся дорогам федерального значения, в первую очередь — трассе Демянск-Марёво‑Холм, а на периферийные не хватает технических ресурсов.
«Всё и сразу» было не «охватить». Что и признал информировавший о ситуации первый заместитель главы: «Центральные дороги расчищались своевременно, остальные — менее оперативно. Снегопад выявил недочёты и недоработки. Готовится претензионное письмо в адрес дорожников». К окончанию праздников «был плохой подъезд» к деревням Брод, Дубровка, Павлово, Бор, Латкино и ряду других, по улице Комсомольской райцентра, а улицы Гощинская, Полевая, Халина, Поливановой, Парковый переулок и ряд других вовсе не расчищались от снега. Да и, признаться, использование машин КДМ вместо грейдеров неэффективно: после них остаётся приличный пласт снега, который при потеплении превращается в труднопреодолимую для легкового транспорта снежную «кашу». (Что и произошло в середине января при плюсовой температуре — авт.). И убрать её с дороги уже с помощью грейдеров не предоставлялось возможным: по словам Сергея Горкина, этому препятствовало чередование участков со снежным месивом с участками «утрамбованными», «прикатанными». (Справедливости ради заметим: в ряде районов области «дорожная ситуация» была ещё хуже. Например, по информации «Новгородских ведомостей», в Боровичском районе дороги не расчищались всю праздничную декаду).
Дороги дорогами, но люди, как ни странно, ещё и пешком ходят. По тротуарам. Преимущественно — пожилые и дети. Передвигающимся «на колёсах», включая и руководителей, их проблемы не очень заметны. В данном случае — применительно к состоянию тех самых пешеходных дорожек. А они, тротуары то есть, в Марёве фактически не расчищались в течение всех «каникул» — за исключением участка от центрального перекрёстка до поворота к администрации района. В частности, не расчищались тротуары в направлении ЦРБ, по нечётной стороне улицы Советов в центре села, до 9 января — на Комсомольской. По сути, большинство дворников «вышли на линию» лишь в выходные непосредственно перед завершением праздничной декады. Получается, они работали, как заблагорассудится? В таком случае малопонятна миссия их непосредственного руководителя. Не можешь организовать рабочий процесс — лопату в руки, и вперёд!
Поясню, что пару месяцев назад в ходе проведённой руководством «Водоканала» «кадровой революции» увеличилось число «итээровских» работников, в том числе «обзавелись» непосредственным «начальником участка» и 4 дворника с двумя ассенизаторами. Не расточительность ли? Или делалось это с целью выполнения показателя «создание рабочих мест»? Во всяком случае, решение представляется, как минимум, спорным — в условиях дефицита у предприятия средств, о чём постоянно напоминает его руководитель. По сути — нерациональным разбрасыванием денег. Однако учредитель коммунального предприятия, администрация района, на сей счёт хранит молчание. Возможно, чиновники считают: коль «Водоканал» не пользуется бюджетными средствами, ему и карты в руки. Но нехватка у коммунальщиков денег на неотложные нужды так или иначе «рикошетом» бьёт по потребителям услуги. То есть — по нам с вами.
О качестве «культурно-массовой» работы, проводимой в «каникулы», доложили руководители соответствующих сфер деятельности: замглавы по социальным вопросам Наталья Голубева, заведующие отделами образования и культуры Марина Иванова и Светлана Захарова. Выявились некоторые «неувязочки». Например: если ЦДО, районные дом культуры и библиотека провели все плановые мероприятия, то некоторые сельские учреждения культуры этим не отличились. Как выяснилось — в ряде населённых пунктов отсутствовали даже объявления-афиши о предстоящих культурных мероприятиях. Как следствие — анализ озвученной информации позволил главе района Олимпиаде Ильиной сделать вывод о недостаточном контроле со стороны отдела культуры, а заму по социальным вопросам — высказать пожелание проводить мероприятия «в более интересной форме».
— Ничего яркого, нового, интересного, надо что-то менять, — считает Наталья Голубева.
Поднимались на совещании и другие вопросы. Причём, актуальность некоторых из них представляется сомнительной. Например, о факте задержки на пару дней выплаты пособия одному пенсионеру. По этому поводу устроили «разборку», выявляя виновников «сбоя в программе», явных и мнимых. Но когда выяснилось, что все культработники на праздники остались без зарплаты за декабрь, получив только небольшой аванс, эта информация не вызвала у руководства аналогичной реакции, словно прошла «мимо ушей». Где логика?
Из этого факта и ему подобных напрашивается вывод: администрация отдаёт приоритет оперативному реагированию на так называемые «обращения граждан», выполняя «заявки по звонкам». (Помогать, конечно, надо всем, но неправильно подобные «обращения» «возводить в абсолют».) В то время как более серьёзные проблемы, затрагивающие интересы многих людей, уходят из поля зрения чиновников. Жалуются же, как правило, скандалисты. Выходит, их интересы и должна в первую очередь обслуживать власть? Не пожалуются «граждане» на проблему — её словно и нет. Как в случае с злополучными тротуарами — тема отвратительного их состояния вообще не прозвучала на «аппаратном». Видимо, потому, что «обращений граждан» не поступало. Практика следования двойным стандартам — тупиковый путь.
(В скобках — ещё один аргумент в подтверждение высказанной позиции. В «базарный день», четверг, рыночная площадь представляла собой сплошное месиво из воды и снега. К механизированной расчистке территории приступили тогда, когда предприниматели уже разместили свои палатки в «дискомфортной среде». Соответственно, в «арсенале» и торговцев, и покупателей нашлось немало нелицеприятных слов как в адрес местных властей, так и руководства предприятия, взимающего деньги за места на рынке. Что понятно: «место для торговли» — это не просто кусок земли. «Стригущие купоны» должны обеспечивать и приемлемые бытовые условия для торговли. Возникает и попутный вопрос: кто-то контролирует процесс сбора «Водоканалом» платы за торговые места? Помнится, когда этим занималась администрация Марёвского поселения, проверками Контрольно-счётной палаты были выявлены факты злоупотреблений — по прикидкам контролёров, едва ли не половина средств уходила мимо казны).
Возник и ещё один актуальный вопрос — действительно актуальный, поскольку затрагивает интересы многих и многих марёвцев — потребителей коммунальных услуг, и не только. Суть его — в недостаточном информировании населения о разного рода чрезвычайных ситуациях: вынужденном отсутствии в определённый период воды и электроэнергии, связанном с авариями, о ремонтах, об аномальной погоде, в виде ураганов или обильных снегопадов, и т. д., и т. п. Еженедельная газета — явно не помощник в оповещении населения в экстренных, неожиданно возникающих ситуациях. Но можно использовать сверхоперативное «средство массовой коммуникации» — интернет. Именно такой выход из положения и предложила глава района: на сайте райадминистрации сделать «видный» отдел со ссылкой «Чрезвычайная информация для населения», где и размещать соответствующие объявления. Пусть и немногие прочитают, но «кто-то увидит, сообщит соседям». И далее — «по цепочке». Наверное, это — выход.
Анатолий КАСАТКИН
Фото автора
Опубликовано в газете 23 января