Как железнодорожник Анатолий Васильков переквалифицировался в краеведы
У Анатолия ВАСИЛЬКОВА вся трудовая биография связана с железной дорогой. Остался верен призванию он и с выходом на пенсию: занялся историей несуществующей ныне железнодорожной ветки, связывавшей Старую Руссу и Новгород. Этому была посвящена первая его книга «Чугунка, которой не стало», увидевшая свет в 2008 году.
Об этом мы рассказали в «НВ. Старая Русса» от 21 января. Сегодня — продолжение разговора.
— Анатолий Михайлович, но это ведь не единственная ваша книга. Есть еще одна — «Ходил по городу трамвай».
— О трамвае в Старой Руссе и сегодня много говорят. Все-таки для уездного города — это достопримечательность. Правда, считается, что он не ходил уже с 1939 года. А это не так: трамвай ходил еще в начале войны. Есть свидетели. Один из них сейчас живет в Казахстане. Он еще мальчиком вместе с матерью в 1940 году переехал в Руссу из Пскова. Он рассказал, что как-то в 1941 году, когда город бомбили, он с мамой на трамвае ехал на вокзал...
— А над чем сейчас работаете?
— К сожалению, временно отошел от железнодорожной темы. Я еще в процессе работы над «трамваем» заинтересовался работой городских голов в Старой Руссе. Сейчас изучаю историю старорусского городского самоуправления, собираю материал о людях, занимавших пост городского головы. Работы немало, нужно охватить период с 1767-го по 1918 годы.
Институт городских голов в России ввела своим указом Екатерина II — в 518 городах империи. В Руссе первым городским головой стал Иван Иванович Попов, купец.
Очень интересна процедура избрания голов. Собирались именитые граждане города и голосовали по очереди за каждого кандидата — с помощью шаров, которые клали в специальный ящик. В документах так и пишут: «баллотировка шарами». На правой стороне ящика было написано «избираю», на левой — «не избираю». Шары подсчитывались. Так голосовали по каждой кандидатуре. Затем принимали решение по победителю и отправляли его на утверждение губернатору. Вначале городских голов избирали на два года.
Интересно, что Екатерина II повелела, что даст избранным депутатам свой наказ, а они в свою очередь должны собрать малые наказы — у жителей. Потом депутаты собирались в столице для того, чтобы обсудить все наказы и выработать законы управления государством и на местах. Но завершить эту работу не удалось, началась турецкая война.
В 1775 году Екатерина ввела изменения в систему избрания городских голов. Срок работы в этой должности был увеличен до трех лет. К слову, претендовать на пост городского головы мог только мужчина в возрасте начиная с 30 лет.
По моему мнению, наиболее демократичным законодательство по городскому самоуправлению стало при Александре I. При нем в выборах городского головы участвовали не только богатые горожане: город делился на три избирательных собрания, и каждое избирало одну треть гласных, которые избирали из числа гласных городского голову на четыре года.
— Кто из городских голов, на ваш взгляд, внес значительный вклад в развитие Старой Руссы?
— У меня наибольшее уважение вызывает Иван Иванович Ванюков. Он был городским головой с 1903-го по 1917 годы. За это время в городе было сделано очень много. Кстати, трамвай был именно его инициативой. В 1915 году Ванюков участвовал в съезде по развитию курортов, где выступал с докладом, в котором один из разделов был посвящен трамвайному движению. Ванюков предлагал связать вокзал с курортом, окраинами города и дачными участками.
— В общем, мыслил Ванюков не провинциально.
— Да. Именно при нем в Старой Руссе появились водонапорная башня, новые средства освещения, электростанция. Он, говоря современным языком, пробил идею о том, чтобы в поезде Петроград — Старая Русса были вагоны для инвалидов — с широкими дверями. Проводники в этом поезде подавали чай, раздавали буклеты, в которых рассказывалось о Руссе, чем знаменит город. На Привокзальной площади при Ванюкове организовали работу курортного бюро, где тоже можно было получить буклеты о работе здравницы, стоимости ванн, наличии мест проживания. Этот человек достоин уважения, и люди должны о нем знать и помнить.
Елена КУЗЬМИНА
Опубликовано в газете 28 января