На муниципальном этапе Всероссийской школьной олимпиады больше всего призовых мест завоевали учащиеся гимназии
На вопрос, как же угораздило сразу в нескольких олимпиадах участвовать и везде быть в лидерах, ребята почти хором ответили: «Ну-у, просто так получилось…». В этом году 64 гимназиста вышли на муниципальный этап и взяли 121 призовое место. Лидерами являются Андрей Невский — 10 побед, Дима Трофимов — 7, Дарья Воронина и Костя Петров — по 7 призовых мест.
Вырастить знатока
По мнению же директора гимназии Татьяны МАТЮШКИНОЙ, успех закономерен, потому как налажены конкурсный процесс и подготовка к нему.
— Мы давно уже так много участников выставляем на районный этап и хороший результат получаем. Дело в том, что мы всех наших детей — с первого класса по одиннадцатый — вовлекаем во всевозможные конкурсы, которых сейчас в дистанционном формате множество проводится. Конечно, прежде чем предлагать подобные формы состязаний, учителя оценивают уровень заданий. Кроме того, у нас много различных научно-исследовательских кружков действует, в которых занимаются и старшие ребята, и малыши. Так что подготовка к всероссийским, мировым олимпиадам, допуск к которым дети получают в основном уже после восьмого класса, начинается еще в начальном звене.
К разговору подключается заслуженный учитель РФ Светлана КОЗИНА. Она преподает физику и астрономию, ее подопечные ежегодно — в лидерах районного этапа.
У нее несколько отличное от директорского мнение по поводу планомерной подготовки юных звезд. Говорит, что несмотря на достойные условия для участия школяров в различных конкурсах не всегда получается взять с первого класса ребенка и вырастить знатока:
— Бывает, подает надежды, прирастает знаниями, опыта набирается в конкурсах. И кажется, вот он — готовый олимпионик. А переходит из начальной школы в средние классы, появляются увлечения спортом, танцами, музыкой, чем-то другим, и углубленное изучение предметов уходит на второй план. А то класса до 9-го или 10-го идет в середняках, ничем особым не выделяется, а потом вдруг начинает показывать отличные результаты.
По физике и астрономии прошел уже и региональный этап олимпиады. Правда, итоги еще не подведены. По словам предметника, задания по астрономии для одиннадцатиклассников в этом году были очень сложные, и шансов, что вообще кто-то из участников областного тура наберет нужное количество баллов для прохождения на заключительный этап всероссийского состязания, мало. Зато, как призналась Козина, есть надежда, что в число призеров регионального этапа попадут ее ученики. Впрочем, нужно дождаться официального объявления результатов.
Участвую в 10 олимпиадах
В день моего визита в учебное заведение одноклассники, учителя, родители держали кулаки за гимназистов, которые в Великом Новгороде на областном туре пять часов писали анализ литературного произведения.
— В этом году впервые региональный этап олимпиады по литературе идет два дня. Сегодня ребята анализируют прозу или поэзию. Завтра же им предстоит творческое испытание, — вводит в курс дела филолог Марина КРАСИКОВА. — Изначально предполагалось, что будет устная часть, чего ранее никогда не было. То есть члены жюри должны были беседовать с ребятами на литературные темы. Однако за несколько дней до областного тура блок «Говорение» заменили на привычный — описательный прикладного характера, в ходе которого участникам, например, предлагается составить тезисный план выступления на научно-практической конференции и доказать актуальность заявленной темы. Или разработать макет библиографического пособия по творчеству какого-либо автора с соблюдением всех правил.
Ну а что же сами юные дарования? На вопрос, как докатились до олимпийских рубежей, они лишь смущенно плечами пожимают.
— В прошлые годы я в десяти олимпиадах на районном уровне принимал участие. А в этом только по четырем предметам писал работы. По трем показал лучшие результаты, — рассказывает одиннадцатиклассник Антон МАЛЫШЕВ. — Нынче решил ограничить себя в участии в конкурсах, поскольку нужно готовиться к ЕГЭ. Кроме обязательного русского, буду писать базовую и профильную математику, а еще физику и информатику. Планирую поступать в Санкт-Петербургский госуниверситет на физмат.
В отличие от учащихся 11 классов, девчонки-девятиклассницы признались, что еще не задумывались о профессии. В олимпиадах участвуют просто потому, что интересно.
— Родители дома за голову хватаются, потому как нагрузка у нас при подготовке к состязаниям большая, мы даже почти все дни зимних каникул в школе провели, — говорит Даша ВОРОНИНА. — Мама и папа ничего против олимпиады не имеют, но говорят, что приличная успеваемость должна быть по всем предметам, а не только по тем, что углубленно изучаю. И в этом я с ними согласна. Моим родным хочется, чтобы у меня больше времени на отдых уходило. Вообще, я еще рисованием занимаюсь. И если честно, все дни расписаны буквально по минутам. Я, конечно, устаю. Но бросать участвовать в олимпиадах не собираюсь. Мне нравится учиться…
* * *
Итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по 21 предмету подведены. Региональный тур стартовал 14 января. В прошлом учебном году гимназисты заняли 11 призовых мест на области. Двое пробились в финал по литературе и истории.
В учреждении надеются, что нынешний результат будет не хуже.
Людмила ДАНИЛКИНА
Фото автора
Опубликовано в газете 28 января