Рушане нуждаются в услугах по уходу, поставщики услуг — в средствах
Семь лет назад Татьяна БЕЛЯКОВА уволилась из государственного учреждения, оформила предпринимательство и открыла Агентство социальных услуг:
— Я работала в социальной сфере. И прежде чем решиться уйти в бизнес, изучала спрос. Уже тогда клиенты соцслужбы просили о более длительном ежедневном уходе и помощи по дому. Именно поэтому, когда открыла агентство, своим основным направлением взяла работу сиделок. Не могу сказать, что желающих нанять на длительный период специалиста по уходу очень много, но они есть.
Причем спрос стабильный, по словам Беляковой, существует в течение всего периода работы фирмы. В основном приходят родственники пожилых людей и инвалидов, которым нужно, чтобы с их бабушками и дедушками находились 5—7 часов в день. Государственные социальные центры предоставляют на дому подобные услуги специалистов, и даже отдельным категориям граждан — бесплатно, но не ежедневно и всего на час-полтора. Поэтому-то люди и ищут другие варианты.
Конечно, родственники проживающих отдельно больных людей могут пригласить кого-то из знакомых или по объявлению. Ну а что делать, если что-то случится? Кому претензии предъявлять, если человека с улицы наняли? Агентство же официальный договор об оказании услуг составляет со всеми вытекающими правами и обязанностями.
Татьяна Анатольевна говорит, что несколько лет вполне успешно осваивала рынок социальных услуг. А потом изменились требования к индивидуальным предпринимателям: страховые взносы в Пенсионный фонд увеличились с 1200 рублей до 36 000 рублей в 2014-м (в текущем году — 21 000 рублей), отчисления на работников подскочили с 14% до 22% от заработка. При таких условиях бизнесу грозил крах. И Белякова приняла решение: продолжать вести тех клиентов, что уже есть, а новых больше не брать: «Чтобы держаться на плаву, я занялась организацией и проведением праздников, торжеств. Собственно, сейчас это основной профиль фирмы».
По поводу социалки замечает, что за редким исключением клиенты хотят, чтобы уход был комплексный, но без денег, и обращаются за платным обслуживанием только в крайних случаях. Поэтому повышать цену часа работы сиделок (сейчас —75 рублей) не имеет смысла: «В государственных социальных центрах дополнительные услуги за отдельную плату присутствуют. Насколько я знаю, у них час присутствия дома у подопечного стоит более 100 рублей. Желающих воспользоваться немного».
Белякова в курсе, что вступил в силу новый закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», согласно которому теперь и представители социально ориентированного бизнеса смогут получать бюджетные средства за оказание услуг, включенных в государственный перечень. И даже в семинаре департамента труда и социальной защиты участие приняла. Однако, по ее словам, чтобы такая сфера по-настоящему заинтересовала предпринимателей, мало частично компенсировать из казны расходы и трудозатраты, нужны еще существенные налоговые льготы. Пока этого нет.
Тем не менее совсем отказываться от социального направления Татьяна Белякова не собирается. Более того, после семинара она засела за составление проекта по своей работе, чтобы получить официальный статус поставщика услуг в Новгородской области и претендовать на бюджетную компенсацию.
Людмила ДАНИЛКИНА
Опубликовано в газете 28 января