14 января на совещание в правительственный департамент сельского хозяйства из районов были приглашены руководители профильных управлений и отделов. Повод был серьёзный — «застолбить» достигнутые в прошлом году позиции в производстве молока, не снизить показатели, несмотря на объективные трудности.
Расставание было недолгим
Представлявшая батецких аграриев Алла Морозова пережила не лучшие свои минуты — в кои то веки мы попали в число шести районов, заметно минусующих по молоку с начала 2015 года. В принципе, ларчик открывается просто — снижение вызвано беспрецедентным снижением поголовья дойного стада. За прошлый год, если считать вместе с личными подворьями, у нас выбыло приличное стадо — 140 коров.
В сельхозпредприятиях пришлось расстаться со 113 бурёнками. Колхоз «Верный путь» и ЗАО «Садко» в соответствии с требованиями техрегламента таможенного союза продолжали избавляться от РИД-положительного скота. Вообще, в колхозе по разным показаниям выбыло 155 коров (130 РИДных). Вынужденную выбраковку частично покрыли вводом собственного молодняка, 19 племенных нетелей купили в солецком СПК «Россия» — итого 103 нетели. Но всё равно теперь, полностью оздоровив дойное стадо, в «Верном пути» имеют 335 коров, что на полсотни меньше прошлогоднего.
Похожая картина и в «Садко» — в течение минувшего года здесь продолжали антилейкозный отсев и выбраковку по прочим ветеринарным причинам. Всего простились с 81 дойной коровой. При этом ввели 55 нетелей, 40 из которых — племенные нетели, купленные в ООО «Передольское». В итоге на 1 января в хозяйстве насчитывается 214 коров — на 26 меньше, чем годом ранее.
Практически неизменным (145 голов) сохранили дойное стадо в СПК «Красная Звезда», где взамен выбывших 23 коров ввели 24 доморощенные нетели.
Коммерция поневоле
Но тревожней всего ситуация на фермах нашего бессменного флагмана — ООО «Передольское». За прошлый год стадо из 450 дойных коров сократилось на 47 голов! На полторы сотни выбывших по разным причинам бурёнок ввели лишь сотню своих ожогинских нетелей. Серьёзная промашка вышла — недостаточно вырастили на замену молодняка. Ввод нетелей составил лишь 22 головы на сотню коров. А тут ещё продолжительная по времени финансовая западня, учинённая многолетним партнёром и закупщиком молока — ЗАО «Лактис». Долг передольцам за реализованную продукцию уже равен 16,5 млн. рублей. Чтобы платить животноводам зарплату, покупать комбикорм и ветеринарные снадобья, приходилось жертвовать скотом. Продали в «Садко» и самим не лишние 45 племенных нетелей. Сдавали и дойных коров. Не рекордисток, конечно, но и отправленные под нож бурёнки внесли бы свою лепту в общий бидон. Всё это не могло не сказаться на производственных показателях, причём, в роли коренных причин. Но, разумеется, причины эти не единственны. Налицо целый ряд прочих серьёзных факторов. Чтобы помочь в них разобраться, на Овсинский комплекс приехали специалисты отдела сельского хозяйства администрации района Алла Морозова и Неля Орлова. К сожалению, в силу двухсменного режима не все животноводы приняли участие в собрании. Заболевшего директора Галину Макарову пришлось номинально подменять её заместителю Вере Фёдоровой. Среди участников встречи — начальник комплекса Светлана Костина и зоотехник по племенной работе Ирина Шебунько.
Без роду, без племени?
Тем не менее, разговор состоялся. Правда, и на сей раз «солировали» не доярки, а руководящие персоны. Неля Орлова ознакомила работников с общим положением в животноводческом цехе района, напомнила о заслугах передольцев и их трудовой репутации на Новгородчине. Не секрет, что даже решения членов жюри областного конкурса животноводов из года в год словно заведомо предопределены. «Что тут рассматривать, — машут они рукой, — всё равно первенство за передольскими будет». Да, к такому уже успели привыкнуть. Ирина Шебунько, подхватив тему, подсчитала, что за годы «макаровского» руководства здешние доярки четырежды становились лучшими в области, за что в качестве приза получили автомобили. Реноме передового хозяйства дорогого стоит. Не зря ведь у того же «Лактиса» 8,5 из 15 тонн закупаемого ежедневно молока приходится на продукцию батецких, а большей частью — передольских животноводов. Сдавать такие позиции не только негоже, но и невыгодно.
В последнее время передольские животноводы это почувствовали сполна. К тому же в прошлом году хозяйство потеряло завидный статус племенного репродуктора. Это оттого, что вопреки строгим программным требованиям за два предыдущих года не обеспечили должную реализацию племенного молодняка. Стало быть, нет и положенных субсидий на содержание маточного поголовья. А это больше двух миллионов в год. Теперь вот придётся заново подавать документы. Но если дело и выгорит, хозяйство сможет претендовать на «племенную» финансовую поддержку лишь в 2017 году…
Цена человеческого фактора
На собрании говорилось и о прочих причинах производственного сбоя, помимо упомянутых. Прежде всего, конечно, сказывается спровоцированный безденежьем недобор кормов. Привыкшие к разнообразному меню родовитые крупнотелые коровы давно не видят свекловичного жома, подсолнечного жмыха, патоки, картофеля и овощей. Пивную дробину ещё раньше вывели из рациона, сочтя в итоге вредной для коровьего организма. Комбикорм тоже вынуждены давать по весьма сниженной норме на надоенный литр. Им потчуют практически «с колёс», используя всякое поступление на счёт.
Без денег недополучает своё и технологическая инфраструктура. Случались проблемы с электричеством, да и в целом освещённости на дворах недостаёт. Уже, впрочем, заказана переналадка электрохозяйства. Но теперь, как водится, всюду предоплата.
Не менее определяющий фактор — кадровый. Целую плеяду настоящих звёзд животноводства выпестовал коллектив комплекса, и на тебе — всех «смахнула» в сторону злосчастная текучка. Пока «в запасе» Валентина Иванова, трудятся в лужских «палестинах» Екатерина Павлова, Татьяна Степанова и Ирина Мустафина, покинули наши края Татьяна Сойту и Людмила Чусова, вернулась на родину мастеровитая семья Ивановых. Впору отчаяться от такой миграции. Новеньким дояркам мудрено сполна заменить таких мастеров. Нужно время, чтобы коллектив стал единым производственным организмом. Потому так зримо заявляет о себе пресловутый человеческий фактор. И «заявки» эти — нерадостного свойства. Например, Вера Фёдорова только и напоминает дояркам о необходимости тщательной работы с коровьим выменем. Совет простой, да только что на выходе? Нарушения технологии машинного доения, а попросту хроническое недодаивание уже привели к характерным последствиям. Как с горечью заметила Ирина Шебунько, даже умудрились у нетелей и первотёлок заработать мастит.
Стол, вымя и телячьи «нежности»
И вообще, у многих входит в привычку негожий принцип «скажут — сделаю». А если не скажут? Сколько можно напоминать о тех же кормовых столах? Коровы быстро заминают носом корм. Потому его надо время от времени ворошить, подкладывать новый. Зачем тогда перешли на двухсменный режим? Конечно, прежде всего, это решает кадровую проблему за счёт посменного сдваивания групп. У доярок появилось время для полноценного домашнего отдыха. Но смена режима затевалась и затем, чтобы повысить тщательность, чтобы работать с выменем, кормовым столом и т. д. Почему, например, жирность молока в среднем по хозяйству (3,3%) не дотянула до нормы? Большое валовое производство не способствует качеству? В какой-то степени это справедливо. Нет, скажем, жмыха? И это верно. Но, что греха таить, того же душистого сенца для нагуливания жирка доярки лишний раз не подкинут. Зачем же в страдную пору траву старались взять в самой питательной фазе вегетации? А нет жирности — нет и дотаций.
О телятах — отдельный разговор. Сохранность новорожденных далека от 100%. Да и потом отсева много. До двадцати дней стоят они, бедные, на цепи в проходах, ждут, когда их покормят да попоят. Только до них ли дояркам? Мол, им большей частью платят за производство. А ведь малышам уже с трёх дней неплохо бы получать пястку-другую комбикорма. Да хорошо бы попить молочка от родной мамы, а не из общего слива. И вообще, наверное, не дело, что в родилке стоят быки, а не клетки с телятами. Неухоженные и недопоенные, перестаивают подопечные малыши свои сроки. Потому и должных привесов не дождаться, в том числе и в Подберезье на доращивании. А без своевременных привесов породу не выдержишь. Тёлки просто отстанут в развитии. Каковы перспективы? Сейчас в хозяйстве 176 стельных коров, что совершенно недостаточно. Простой подсчёт показывает, что все отёлы текущего года могут завершиться уже в августе. Техник-осеменатор работает без нареканий, но, очевидно, недостаёт должного взаимодействия с доярками. Вера Фёдорова только успевает колоть витамины и прочие препараты, чтобы коровы вошли в охоту, но…
Когда в товарищах согласья нет
Именно эти строки старика Крылова пришлось вспомнить на собрании. Дело в том, что взаимоотношения в коллективе и между напарницами в частности порой трудно назвать дружескими. Зачастую здоровая состязательность подменяется мелочными экивоками друг на друга: «Она того-то не сделала, и я не буду». Или ещё: «Мне за это не платят». Иные не прочь публично позариться на «молочные реки и кисельные берега» в Лужском районе соседней области. Да, некоторые отведали тамошних «киселей» и доподлинно свидетельствуют, что до сказки далеко. И с дисциплиной там строжат, и прогулки скота в ежедневной практике, и глубокие кормушки надо чистить. Словом, руководители посоветовали коллегам по цеху «не кричать за углом», а откровенно высказаться в кругу подруг, чтобы сообща устранить мешающие общему делу разногласия.
А вот кто привык трудиться без оглядки на обстоятельства, так это Галина Тихонова. После случившегося перерыва она уже второй не даёт себе спуску, неизменно числясь в лидерах. Доить коров по малолетству научилась ещё у матери, известной в своё время подберезской доярки Ирины Николаевны Львовой. В семье было шестеро детей. А теперь и у Галины уже двое мальчишек. Но она не останавливается, ждёт прибавления. С появлением двухсменки у неё сменилось несколько напарниц. Теперь вот делит подопечных животных с Татьяной Чистяковой. Особую гордость Галины составляет тот факт, что она сохранила всех до единого 71 народившегося телёнка. И санитарию наводит с привычным тщанием. Но главное, как ни крути, — производственный результат. И, похоже, её показатели за минувший год — лучшие в области. Всё-таки здравствует такое понятие, как передольский класс! В 2014 году от животных подопечной группы получено 533 тонны молока, а надой на корову составил поистине гроссмейстерскую цифру по новгородским меркам — 8879 килограммов. Это же почти 9 тонн! Так что не знаем, как машина, а первый приз «светит» определённо. Кстати, своих передовиков назвали нам и в других хозяйствах. Это Валентина Гришенина и Елена Герасимова из «Садко» и Антонина Романова из «Верного пути».
***
Итожа нашу беседу, заместитель директора ООО «Передольское» по цеху животноводства Вера Фёдорова высказалась в том смысле, что при должном финансировании всё можно поправить — и поголовье восстановить, и производство нарастить. Дело обстоит таким образом, что это просто придётся сделать. Ведь социальную и экономическую роль передольского сельхозпредприятия трудно переоценить. И дело тут не в амбициях, а в сохранении матрицы, крестьянского рода на нашей земле. Не больше и не меньше.
Олег ЧЕРКАШИН
Опубликовано в газете 29 января