Нина Михайловна живёт в деревне Водосье Чудовского района. Она пенсионерка. Трудовая жизнь прошла в столице нашей Родины, но москвичкой, по её признанию, так и не стала.
Каждое лето проводила в деревне, где родилась и выросла, где остались дорогие сердцу могилы предков, а выйдя на пенсию, поселилась совсем.
– Моя девичья фамилия – Пальтова, – рассказывает она. – Я рано лишилась мамы, воспитывала меня сестра отца. В детстве много слышала о нашей семье. Оказывается, у моей бабушки было четверо сыновей и дочь (тётя Маня, которая меня и воспитала). Три сына погибли на фронте, а мой папа – Михаил Иванович Пальтов, самый старший, в первый год войны попал в плен. На его долю выпало много испытаний, но он дошёл до Берлина, когда вместе с товарищами был освобождён. Вернувшись с войны, остался в деревне, доживал в доме своих родителей.
Партизанскими тропами
После его смерти я стала делать ремонт в доме и на чердаке нашла старенький потёртый чемоданчик, в котором оказались какие-то письма. Это были письма братьев отца, присланные с фронта. Среди них оказалась интересная фотография, на которой изображены два пулемётчика. На обороте надпись «Летом 1943 года на территории Ленинградской области действовали партизаны 3-й партизанской бригады. В её рядах громили фашистов и рабочие Октябрьской железной дороги. Пулемётчиками 19-го отряда Второго партизанского полка стали стрелочник станции Чудово П.И. Пальтов и кладовщик станции Сиверская Н.Е. Егоров. Во время одной из боевых операций они находились в засаде, где заснял их специальный корреспондент ЛенТАСС М. Трахман. Мгновение, остановленное на века, сквозь толщу лет донесло до нас память об их подвиге…»
Павел – герой Великой Отечественной войны, участник партизанского движения, получивший много наград от правительства. Сохранилась архивная справка:
«По документам Ленинградского штаба партизанского движения установлено, что Пальтов Павел Иванович, 1914 г.р., вступил в партизаны 25 января 1943 года и проходил службу в 19-м партизанском отряде 3-й Ленинградской партизанской бригады в должности командира роты. 22 февраля 1944 года Пальтов П.И. был ранен и направлен в Советский тыл на излечение».
Какова дальнейшая его судьба? К сожалению, сведений об этом немного. Он писал с фронта почти каждый день или ночь, чтобы успокоить свою мать и сестрёнку Манечку (1927 г.р.) в том, что ещё «жив и бьёт проклятого немца». В письмах о боях почти ничего не было сказано – это запрещалось цензурой, а каждое письмо, отправляемое с фронта, проверялось. «Только не умрите с голоду», – писал он, советуя собирать на колхозных полях что-либо, оставшееся после уборки.
Кроме пачки писем, бережно перевязанной широкой тесьмой, я нашла ещё один бесценный документ – газетный очерк «По следам героя» («Октябрьская магистраль», 1969 г.). Корреспондент газеты рассказал, как занимался поисками партизан-героев, но результат поиска Н.Е. Егорова оказался неутешительным: «Счастье улыбнулось при розыске Пальтова. Начальник станции Чудово Александр Алексеевич Ковальчук выяснил на Волховстроевском отделении, что стрелочник Пальтов работал на станции Чудово-3. При содействии Александра Алексеевича весовщик Николай Иванович Осипов познакомил меня с Александрой Павловной Давыдовой – работником столовой №4 Ленинград – Московского ОРСа Октябрьской магистрали.
– Ну да, – сразу заявила она, взглянув на фотоснимок, – это он, Павел Пальтов. Слева. Павел был мужем моей двоюродной сестры Зинаиды Павловны. У него есть сын Алексей. Жива мать, Евдокия Яковлевна, которой сейчас 75 лет. Мы все проживаем в деревне Водосье Лезненского сельсовета – недалеко от разъезда Водос. Домой Павел вернулся инвалидом – с потерянным зрением. Мать узнал только по голосу. В 1945 году погиб от несчастного случая…»
Трое сыновей Алексея Пальтова (Павел, Николай и Алексей) пошли по стопам деда – стали железнодорожниками. Работают машинистами на Октябрьской железной дороге, живут в г. Чудово.
Ему было всего девятнадцать
А Васенька, младший из братьев, тоже ушедший на фронт в первые дни войны, писал домой мало. Только два письма прислал он в 1941 году. В одном из них написал: «Дали немцы, ну и мы им дали. Скоро мы очистим нашу землю от гитлеровской нечисти, верьте. Это будет так…» Три года мать ждала весточки от сына, и только в 1940-м пришло письмо от незнакомой девушки Симы, которая сообщила о гибели Василия Пальтова 9 февраля 1942 года от снаряда, разорвавшегося всего в двух метрах от него. Ему было 19 лет, когда он погиб.
«Василька я знала как лучшего и дорогого товарища. Ровно 4 месяца мы находились не так далеко от вашего города, в Валдае, где я с ним повстречалась, и были неразлучными друзьями до последних дней его жизни».
Сима обращалась к младшей сестре Василия Марусеньке, упоминая, что он много рассказывал ей о своей семье, о братьях и о сестрёнке, которой в начале войны было всего 14. А самым трогательным в этом письме был маленький свёрток из тетрадного листа, в котором находился Васин носовой платок, пробитый осколком разорвавшегося снаряда (на фото). Надо быть очень великодушным человеком, чтобы не оставить себе частичку памяти о любимом друге, а прислать эту последнюю памятку о погибшем его родным. Правда, на платке вышито имя Павел, но этот платок принадлежал старшему брату, а подарил он его Василию, когда уходил на фронт. Мать, Евдокия Яковлевна Пальтова, отправляя на войну четырёх сыновей, всем положила платочки с вышитыми именами.
«Вспоминайте»
А что стало с братом Алексеем? Какова его судьба? Об этом тоже рассказали письма. Он писал до 1944 года (в чемодане более 30 писем), посылал в серых конвертах (хорошо сохранились до сих пор), куда вкладывал 5 рублей («чтоб вы не померли с голода….»), но всё оборвалось весной сорок четвертого. Мать ждала, известий не было, а она всё надеялась, что её Алёшенька жив. И только после войны в военкомате нашли сведения о нём. Алексей Иванович Пальтов (1920 г.р.) был призван в мае 1941 года. За 15 дней до начала войны умирает отец Иван Степанович Пальтов (участник I мировой войны, в 1914 г. воевал на германском фронте) (на фото), и Алексея отпускают на похороны. Тогда он приезжал в Водосье последний раз. Служил на охране границ Ленинграда, был радистом. Пал смертью храбрых за город-герой на Неве. Найден по медальону, имя его выбито на мраморной плите мемориала «Вечный огонь» в городе Чудово. Сохранилось несколько его фотографий с надписью: «На память родной маме от сына», присланных в июне 1942-го, августе 1943-го, феврале 1944-го (последняя). И под каждой слово: «Вспоминайте». Как будто чувствовал, что не вернется.
– Когда я бываю в Чудове, всегда иду к «Вечному огню», подолгу стою у плиты, где увековечено имя моего родного дяди, вспоминаю рассказы бабушки, отца и тети об истории нашей семьи – семьи Пальтовых. Горжусь тем, что эта история тесно связана с историей всей нашей страны, – так закончила свой рассказ Нина Михайловна Шукаева.
Наталья ИВАНОВА
Фото из семейного архива
и Татьяны ИВАНОВОЙ
Опубликовано в газете 29 января