Суббота, 07 февраля 2026

Редакция

И не помнить об этом не вправе мы...

Нина Михайловна живёт в деревне Водосье Чудовского района. Она пенсионерка. Трудовая жизнь прошла в столице нашей Родины, но москвичкой, по её признанию, так и не стала.

Каждое лето проводила в деревне, где родилась и выросла, где остались дорогие сердцу могилы предков, а выйдя на пенсию, поселилась совсем.

– Моя девичья фамилия – Пальтова, – рассказывает она. – Я рано лишилась мамы, воспитывала меня сестра отца. В детстве много слышала о нашей семье. Оказывается, у моей бабушки было четверо сыновей и дочь (тётя Маня, которая меня и воспитала). Три сына погибли на фронте, а мой папа – Михаил Иванович Пальтов, самый старший, в первый год войны попал в плен. На его долю выпало много испытаний, но он дошёл до Берлина, когда вместе с товарищами был освобождён. Вернувшись с войны, остался в деревне, доживал в доме своих родителей.

Партизанскими тропами
После его смерти я стала делать ремонт в доме и на чердаке нашла старенький потёртый чемоданчик, в котором оказались какие-то письма. Это были письма братьев отца, присланные с фронта. Среди них оказалась интересная фотография, на которой изображены два пулемётчика. На обороте надпись «Летом 1943 года на территории Ленинградской области действовали партизаны 3-й партизанской бригады. В её рядах громили фашистов и рабочие Октябрьской железной дороги. Пулемётчиками 19-го отряда Второго партизанского полка стали стрелочник станции Чудово П.И. Пальтов и кладовщик станции Сиверская Н.Е. Егоров. Во время одной из боевых операций они находились в засаде, где заснял их специальный корреспондент ЛенТАСС М. Трахман. Мгновение, остановленное на века, сквозь толщу лет донесло до нас память об их подвиге…»

Павел – герой Великой Отечественной войны, участник партизанского движения, получивший много наград от правительства. Сохранилась архивная справка:

«По документам Ленинградского штаба партизанского движения установлено, что Пальтов Павел Иванович, 1914 г.р., вступил в партизаны 25 января 1943 года и проходил службу в 19-м партизанском отряде 3-й Ленинградской партизанской бригады в должности командира роты. 22 февраля 1944 года Пальтов П.И. был ранен и направлен в Советский тыл на излечение».

Какова дальнейшая его судьба? К сожалению, сведений об этом немного. Он писал с фронта почти каждый день или ночь, чтобы успокоить свою мать и сестрёнку Манечку (1927 г.р.) в том, что ещё «жив и бьёт проклятого немца». В письмах о боях почти ничего не было сказано – это запрещалось цензурой, а каждое письмо, отправляемое с фронта, проверялось. «Только не умрите с голоду», – писал он, советуя собирать на колхозных полях что-либо, оставшееся после уборки.

Кроме пачки писем, бережно перевязанной широкой тесьмой, я нашла ещё один бесценный документ – газетный очерк «По следам героя» («Октябрьская магистраль», 1969 г.). Корреспондент газеты рассказал, как занимался поисками партизан-героев, но результат поиска Н.Е. Егорова оказался неутешительным: «Счастье улыбнулось при розыске Пальтова. Начальник станции Чудово Александр Алексеевич Ковальчук выяснил на Волховстроевском отделении, что стрелочник Пальтов работал на станции Чудово-3. При содействии Александра Алексеевича весовщик Николай Иванович Осипов познакомил меня с Александрой Павловной Давыдовой – работником столовой №4 Ленинград – Московского ОРСа Октябрьской магистрали.

– Ну да, – сразу заявила она, взглянув на фотоснимок, – это он, Павел Пальтов. Слева. Павел был мужем моей двоюродной сестры Зинаиды Павловны. У него есть сын Алексей. Жива мать, Евдокия Яковлевна, которой сейчас 75 лет. Мы все проживаем в деревне Водосье Лезненского сельсовета – недалеко от разъезда Водос. Домой Павел вернулся инвалидом – с потерянным зрением. Мать узнал только по голосу. В 1945 году погиб от несчастного случая…»

Трое сыновей Алексея Пальтова (Павел, Николай и Алексей) пошли по стопам деда – стали железнодорожниками. Работают машинистами на Октябрьской железной дороге, живут в г. Чудово.

И не помнить об этом не вправе мы...Ему было всего девятнадцать
А Васенька, младший из братьев, тоже ушедший на фронт в первые дни войны, писал домой мало. Только два письма прислал он в 1941 году. В одном из них написал: «Дали немцы, ну и мы им дали. Скоро мы очистим нашу землю от гитлеровской нечисти, верьте. Это будет так…» Три года мать ждала весточки от сына, и только в 1940-м пришло письмо от незнакомой девушки Симы, которая сообщила о гибели Василия Пальтова 9 февраля 1942 года от снаряда, разорвавшегося всего в двух метрах от него. Ему было  19 лет, когда он погиб.

«Василька я знала как лучшего и дорогого товарища. Ровно 4 месяца мы находились не так далеко от вашего города, в Валдае, где я с ним повстречалась, и были неразлучными друзьями до последних дней его жизни».

Сима обращалась к младшей сестре Василия Марусеньке, упоминая, что он много рассказывал ей о своей семье, о братьях и о сестрёнке, которой в начале войны было всего 14. А самым трогательным в этом письме был маленький свёрток из тетрадного листа, в котором находился Васин носовой платок, пробитый осколком разорвавшегося снаряда (на фото). Надо быть очень великодушным человеком, чтобы не оставить себе частичку памяти о любимом друге, а прислать эту последнюю памятку о погибшем его родным. Правда, на платке вышито имя Павел, но этот платок принадлежал старшему брату, а подарил он его Василию, когда уходил на фронт. Мать, Евдокия Яковлевна Пальтова, отправляя на войну четырёх сыновей, всем положила платочки с вышитыми именами.

«Вспоминайте»
А что стало с братом Алексеем? Какова его судьба? Об этом тоже рассказали письма. Он писал до 1944 года (в чемодане более 30 писем), посылал в серых конвертах (хорошо сохранились до сих пор), куда вкладывал 5 рублей («чтоб вы не померли с голода….»), но всё оборвалось весной сорок четвертого. Мать ждала, известий не было, а она всё надеялась, что её Алёшенька жив. И только после войны в военкомате нашли сведения о нём. Алексей Иванович Пальтов (1920 г.р.) был призван в мае 1941 года. За 15 дней до начала войны умирает отец Иван Степанович Пальтов (участник I мировой войны, в 1914 г. воевал на германском фронте) (на фото), и Алексея отпускают на похороны. Тогда он приезжал в Водосье последний раз. Служил на охране границ Ленинграда, был радистом. Пал смертью храбрых за город-герой на Неве. Найден по медальону, имя его выбито на мраморной плите мемориала «Вечный огонь» в городе Чудово. Сохранилось несколько его фотографий с надписью: «На память родной маме от сына», присланных в июне 1942-го, августе 1943-го, феврале 1944-го (последняя). И под каждой слово: «Вспоминайте». Как будто чувствовал, что не вернется.

– Когда я бываю в Чудове, всегда иду к «Вечному огню», подолгу стою у плиты, где увековечено имя моего родного дяди, вспоминаю рассказы бабушки, отца и тети об истории нашей семьи – семьи Пальтовых. Горжусь тем, что эта история тесно связана с историей всей нашей страны, – так закончила свой рассказ Нина Михайловна Шукаева.

Наталья ИВАНОВА
Фото из семейного архива
и Татьяны ИВАНОВОЙ

Опубликовано в газете 29 января

РЕКЛАМА

Еще статьи

Счастье — быть вместе

Счастье — быть вместе

У семьи Ивана и Веры Мельниковых из деревни Белая Гора Новгородского округа в 2026 году сразу три юбилея.

Дорогою добра

Дорогою добра

В рамках акции «Софийский десант» в Демянском округе работали студенты из отряда «Богатырь».

На месте детей

На месте детей

В Новгородском округе родители будущих выпускников прошли итоговое собеседование по русскому языку.

Передольский пример

Передольский пример

Надои в десять с половиной килограммов на корову стали привычными для животноводов ООО «Передольское».

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Число конкурсов, лауреатом которых только за последние два года стал стипендиат главы Чудовского округа Егор Прусов, внушительно даже для взрослого.

Под строгим контролем

Под строгим контролем

В детском саду № 5 «Солнышко» посёлка Крестцы стартовал долгожданный капитальный ремонт.

О! Несравненная Солоха!

О! Несравненная Солоха!

В деревне Менюша Шимского округа Святки завершились постановкой сцен из знаменитого произведения Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Идём кататься!

Идём кататься!

Многие даже не догадываются, насколько опасна популярная зимняя забава. Для безопасного катания на ватрушке нужно помнить важные правила.

От постройки до восстановления

От постройки до восстановления

Церковь преподобного Антония Великого в деревне Шишково в январе этого года отметила 100-летний юбилей.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА