Четверг, 31 октября 2024

Редакция

«Заповедный напев, заповедная даль…»

Наша знакомая, побывав в Беларуси, поделилась размышлениями и впечатлениями от поездки.

Марину Иванову возмутило состояние дороги от белорусской границы до Шимска. Ничего удивительного, ведь её участок между Псковской областью и станцией Уторгош сосем «убитый». Но мы пообещали нашей рассказчице, что уже в этом году «танкодром», как назвала его женщина, будет полностью отремонтирован. Через наш район можно будет ездить и в Псков, и в Белоруссию безболезненно для вашего автомобиля и ваших нервов.

Однако нет худа без добра. Благодаря плохому обстоятельству мы узнали немало интересного. Надеемся, и вам рассказ Марины понравится.

Я твой транзитный пассажир…
— Возвращаясь с рождественских праздников из Белоруссии, после 6‑часового марафона по загруженной трассе мы свернули на совершенно пустую новгородскую дорогу, которая начиналась после псковской деревни Лудони. Радости было! Но ненадолго.

Памятник уникальной букве  белорусского алфавитаСмена дорог белорусского производства на новгородскую, больше похожую на тренажёр для космонавтов, вызвала желание сначала выругаться, потом пожаловаться, потом завестись на всю оставшуюся дорогу: «А вот у них! А у нас…». Что и было сделано. Ругался, правда, тот, кто сидел за рулём, но сдержанно. Хотя при каждом подскоке «Шевроле Круз» даже я понимала, сколько будет стоить профилактика, а то и ремонт машины. Вспомнился гимн потребителей услуг в исполнении Пугачёвой: «Позвоню, ой, позвоню. Всё участковому скажу». Я пообещала, перефразируя эти слова, «написать, ой, написать» в шимскую газету, потому что эта а‑ля дорога шла в Великий Новгород именно через Шимск.

Стараясь не стучать зубами при подскоках, я кому-то, наверное, Всевышнему, доказывала вслух, что всё начинается с дорог, и если они хорошие, как в Белоруссии, то и приведут только к хорошему. И пребывание на стиральной доске под названием «дорога» начало скрашиваться воспоминаниями о Белоруссии. Тем более, мой приезд туда тоже ведь начался с дороги.

Вокзалы, вокзалы
После поезда, 31 декабря, она привела в обменный пункт витебского банка. Очередь передо мной была всего три человека, но первая посетительница держала кучу квитанций. Я, как и все современные пассажиры, вечно спешу, внутри у меня свои планы, которые должны свершаться, несмотря ни на какие обстоятельства. И здесь я нетерпеливо вопрошала: почему так долго, ведь у меня автобус? Очередь молчала. Тогда, не предупредив об уходе, я рванула на железнодорожный вокзал, решив поменять там, но, увы… очередь была в пять раз больше. Я вернулась в банк и решительно встала на «своё» место. Никто мне не сказал ни слова, только выяснилось, что касса закрывается на полчаса. И вдруг дама, стоящая передо мной, попросила операциониста обменять мне деньги, «потому что, — она повернулась ко мне, — вы спешите». Я в прямом смысле потеряла дар речи от такого человеческого участия, даже как-то стыдно стало.

Национальная библиотека в Минске…По привычке приподнимаю тяжёлую сумку — впереди ведь ступени, качу её и вдруг начинаю понимать, что поднимать не надо: лестницы в небо, как в Новгороде, там на входе нет.

Мне повезло с билетом, оставалось даже время поглазеть на окружающих. Рядом была справочная, платная. Желающие платить спрашивали, не желающим отдать деньги рекомендовали читать информационные стенды. Всё было спокойно, без раздражения: «почему я должен платить?». И опять я удивилась, ведь знаю, что зарплаты у белорусов совсем не высокие, но они не демонстрируют свои трудности даже в подобных ситуациях.

Из любопытства я взглянула на стенды и увидела номера рейсов, направления, информацию о наличии свободных мест. И всё это ра-бо-та-ло! Я уже молчу об этих самых направлениях: Варшава, Берлин, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Рига, Даугавпилс… Из обыкновенного областного города…

Полоцк. Географический центр ЕвропыНе квасной патриотизм
В размеренный, спокойный ритм белорусских городов и сёл войти не совсем просто. Пассажиры доброжелательны в переполненном общественном транспорте, отвечают на вопросы, не раздражаясь, не на ходу. Когда мы тронулись в путь, оказалось, что моя громадная сумка, стоящая в проходе, явно будет мешать пассажирам. Попытка подтянуть её к себе была «пресечена» молодым человеком: он поставил сумку поближе к своему месту, явно стеснив себя и свою спутницу. Да, видимо, недаром в Белоруссию переезжают из других стран бывшего Союза.

В поселке, где живёт моя мама, растёт количество домов, и он уже называется агрогородком. Местная молодая учительница, депутат сельского Совета, рассказала мне, что их места понравились обрусевшим немцам из России. Они купили дом не в центральном посёлке, а в трёх километрах от него, в небольшой деревушке, где наслаждаешься тишиной, лесом, его дарами, тихой речкой, старинной аллеей. Но прежде чем переехать, люди промониторили качество преподавания в местной школе — кто учит, по каким программам, куда поступили выпускники. Их вердикт приятно удивил учителей: сельская школа не уступает городской, а даже в чём-то и превосходит, решили новые жильцы.

Грех не зайтиМоя маленькая племянница Алина в прошлом году пошла в первый класс. Зная, как много средств нужно для учёбы в гимназии, я послала ей щедрый подарок. Затем поинтересовалась, на какое время хватит этих денег. Оказалось, что обучение бесплатное, а родители оплачивают только питание.

Кстати, о еде. Сестра горячо доказывала, что они едят самые лучшие, самые качественные продукты, и многозначительно, шутя, добавляла: «Ну, а остальное — на импорт». У белорусов, как я поняла, искренняя гордость, и призыв «купляйце беларускае» не квасной патриотизм, а признание мастерства трудолюбивых фермеров, предпринимателей. Например, у моего племянника, выросшего в городе и, казалось бы, кроме грибов, не интересующегося деревней, в 38 лет резко возникло желание заняться выращиванием элитных кур и свиней. Целый год он после основной работы ездил в деревню, строил, возил корма. Было весело, когда перед моим отъездом он упрашивал меня взять побольше мяса и яиц, потому что не знал, куда это всё девать.

Таких трудолюбивых не много, а очень много среди моих родных и знакомых. Это так естественно для белорусов — трудиться и трудиться. А еще не перемежать разговоры о жизни с нытьём про то, как мало денег. Я поняла, что подобная демагогия считается дурным тоном. Люди ведут разговоры по делу, без упрёков. Они спокойно воспринимают небесплатные и недешёвые новшества — смену устаревших моделей газовых плит на новые, подключение цифрового телевидения и беспроводного радио.

В Беларуси так же любят собак, как и у насБелорусы очень интересуются и переживают, как строятся взаимоотношения между Россией и их страной, как живут в России, которую однозначно считают родственницей. Они прямо говорят, что без неё им не прожить, но по-белорусски лукаво, с удовольствием раскладывая политические карты, замечают, что Путин «делает ну, точно, как наш Лукашенко».

…Дорога до Новгорода была длинной, и вспомнилось многое. Кстати, в новогодние праздники два дня в мамином посёлке мела метель, засыпало всё. Расчищая двор, я немного ехидно смотрела на поселковую дорогу: праздники, снегу — море, а как же выедут частные машины? На следующий день наш переулок был соединён с основным шоссе аккуратной широкой полосой. Я вышла в центр. Он был, видимо, расчищен ещё ночью, как и все уходящие от него дороги.


Настя БЕРГ

Опубликовано в газете 6 февраля

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА