Большинство семей создаётся по любви, однако далеко не многим выпадает счастье сохранить это чувство на многие годы
До Святого Валентина, который отмечается 14 февраля, осталось совсем мало времени. Праздник для нас довольно новый и вместе с тем уже достаточно популярный. К нему можно относиться по-разному, но многие влюблённые во всех концах мира ждут его, готовят подарки, подписывают открытки в виде сердечек, справедливо считая, что это еще один повод порадовать тех, кто дорог. Накануне этого Дня мы познакомились с семьёй Васильёновых, которой удается беречь свою любовь вот уже более 20 лет.
Девушка с характером
Наташа, Сергей и четверо их детей живут в деревне Трубичино. Гостеприимный и тёплый семейный дом стоит на одной из самых старых улиц под названием Устье. Туда я и наведалась на прошлой неделе. Когда вошла, всё семейство уже собралось за круглым столом, в центре которого воцарилась аппетитная стопка кружевных блинов, рядом блестели глянцевыми фантиками конфеты, а в кухне самодовольно пыхтел чайник. Мы пили ароматный чай и вели беседу о семье, её ценностях, о том, как, идя по жизни, не расплескать ту единственную и самую драгоценную чашу – чашу любви. А рядом, пытаясь познакомиться и, конечно, понравиться, крутилась и подпрыгивала всеобщая любимица – малышка Боня, двухмесячная такса, которую, по версии детворы, подарил на Новый год сам Дед Мороз.
Так вот оба супруга, как я узнала, выросли в многодетных семьях, и изначально были городскими жителями. Наталья, окончив школу, освоила профессию портной. Рукодельничать любила с детства, да и сейчас швейная машинка не простаивает. При всей своей загруженности, а работает она в сетевом магазине Великого Новгорода, хозяйка большого семейства всегда успевает что-то сшить, связать ребятишкам. В юности, как и все, Наташа мечтала создать хорошую, дружную семью, в которой обязательно должно быть много детей. А с Сергеем она познакомилась, гуляя со своим щенком на пустыре близ улицы Сенной. Там все жители округи устраивали променад для своих четвероногих питомцев, причём среди увлечённых «собачников» было очень много молодёжи. Нельзя сказать, чтобы Наташин щенок доберман и Серёжин овчарёнок подружились, зато ясно было сразу – между их хозяевами возникла симпатия. Ей было всего 19 лет, а ему уже 29. Молодому человеку, видному, статному, высокому приглянулась строгая, серьёзная девушка, которая умело лечила заболевших собак, здраво рассуждала о жизни, и в то же время была настоящей «зажигалкой» в компании. Надо сказать, что щусевские (то есть с улицы Щусева) собаководы действительно сдружились, они организовывали весёлые вечеринки, ходили вместе на дискотеки. Сергей был единственным обладателем холостяцкой квартиры, где местная молодёжь могла беспрепятственно собираться. Чуть отвлекаясь, замечу, что досталось это жильё офицеру запаса с хорошим образованием (окончил военно-морское инженерное училище имени Ленина) ой как непросто. Ради квартиры пришлось несколько лет «вкалывать» в одном из самых горячих цехов Новгородского мясокомбината. А потом, когда ордер был уже на руках, дежурить вместе с такими же заводчанами у новостройки, чтобы никто со стороны не занял заслуженные тяжёлым трудом квадратные метры.
В то время Наташа работала на электровакуумном заводе, но были уже те самые девяностые – разгар перестройки. Зарплату не платили, работников цехов, и её в том числе, массово отправляли в вынужденные отпуска. Без постоянного доходного места остался и Сергей. Он устроился в придорожное кафе на автомобильной трассе Новгород – Москва, где выполнял обязанности и бармена, и шашлычника, и охранника.
Транзитных посетителей было много, и тогда он решил позвать в помощницы ту самую девушку с характером.
– Пришёл я к Наташиной маме и говорю: «Отпустите со мной на трассу», – рассказывает Сергей Геннадьевич. Мама дочку отпустила, но исключительно под полную Серёжину ответственность. А Наташа, вспоминая этот эпизод, смеётся:
– Он сделал мне предложение, от которого нельзя было отказаться.
Вот так неожиданно судьба свела её с человеком, на которого можно положиться, с которым всегда спокойно и надежно. А он, как взял на себя ту самую ответственность за юную красавицу, так и не снимает с себя этот драгоценный груз. Давно уже отвечает не только за жену, а за всё многочисленное семейство.
Как городские деревенскими стали
Широкой свадьбы с пышным платьем на кринолине, с куклой на капоте дорогой машины и шумным застольем у них не было, потому что на весь этот антураж просто не хватало денег. Предложение Сергей сделал своей возлюбленной вполне, как ей показалось, буднично, но неожиданно. Был ноябрь, она привычно стирала бельё во дворе своего дома, подключив от теплосети шланг с горячей водой. В домах на окраине Новгорода тогда о горячей воде только мечтали.
– Говорю: «Наталья, пошли со мной», – рассказывает Сергей. Она спрашивает: «Куда?». «В сельсовет – заявление подавать». Через пару дней расписались. Салатов настряпали, родню пригласили, а это по меньшей мере человек тридцать. Отметили, в общем…
Как говорится, замуж выйти не напасть – замужем бы не пропасть. Вторая половина этой поговорки не про Наталью. Она-то за мужем точно не пропала, а, наоборот, почувствовала себя настоящей хозяйкой, полноправной хранительницей драгоценного дара, имя которому – семья.
Когда стали подрастать дочери, в малогабаритной квартире на улице Щусева стало тесновато. Тогда-то и возникла у отца семейства мысль купить дом в деревне, и чтобы от города недалеко. Наташа, правда, эту идею поначалу не одобряла. Но когда увидела в газете объявление о продаже дома в Трубичине, не отказалась посмотреть. И всё в этом пригороде вдруг приглянулось. Большой дом, участок в 25 соток, а за ним – речка. До города на автобусе быстрее добираться, чем из Западного района. Дом оказался крепким и добротным только снаружи. Внутри – одна большая комната, в ней печка и больше ничего. К тому же крыша проседала, и её пришлось подпирать деревянным брусом. Какое-то время так и жили Васильёновы в «зале с колоннами». Сегодня супруги вспоминают об этом с улыбкой, а тогда Сергею пришлось немало потрудиться, чтобы привести дом в порядок, фактически перестроить его. Сегодня семейное гнёздышко Васильёновых – это отдельные комнаты для детей, родительская и гостиная. Сергей Геннадьевич провёл в дом отопление, позаботился и о том, чтобы в ванной комнате был тёплый пол. Вообще, как пояснили супруги, комнаты появлялись накануне рождения детей. Наталья ставила мужу непременное условие: будет комната – будет ребёнок. Вокруг дома, где было голое поле, они разбили сад, посадили пять рядов сортовых фруктовых деревьев, которые специально заказывали по каталогам. Папина гордость – виноградник, а мамина – благоухающий цветник, где, источая аромат, главенствуют лилии. В огороде множество грядок, теплицы, так что овощами семья обеспечена...
– Яйца в магазине уже лет десять не покупаем, – заметила Наталья Николаевна. – У нас много кур, даже не знаю сколько точно. Были индюки, гуси, козы. Корову несколько лет назад пришлось продать. К ней ведь всегда привязаны, ни уехать– не уйти. А мне хотелось работать, общаться с людьми, да и дети перестали пить молоко. Для чего держать?
Главное богатство
Васильёновы, как мне показалось, могут без устали рассказывать о том, какие замечательные у них дети. К слову, Сергей присутствовал на всех родах жены, и его поддержка, по признанию Натальи, ей очень помогала.
Первенцу Яне, умнице, красавице уже 20 лет. Она учится на втором курсе Санкт-Петербургского педиатрического института. И, кстати, на бюджетной основе. С детства она увлекалась химией, биологией, а педиатрию выбрала потому, что хочет лечить маленьких детей. Они, говорит, самые беспомощные и требуют особого внимания. Маруся, ей 14, как рассказали родители, настоящий добытчик. То денежку найдёт прямо на дороге, то выиграет в какой-нибудь лотерее, то разузнает, где и что можно купить подешевле. Вот, например, когда в городе в прошлом году открывался магазин «Колумб», она, ответив на географические вопросы викторины, что устроили для первых посетителей хозяева, заработала сразу несколько призов. Маме в подарок принесла маникюрный набор, папе – автомобильные часы с термометром, определитель телефонного номера. Плюс к этому заработала массу конфет – целые карманы! Девочка, как и её братишка, занимается рукопашной борьбой. Хочет работать в МЧС, правда, пока ещё не знает кем.
Десятилетний Ванечка – настоящий помощник. Серьёзный, дисциплинированный. Занимается самбо и айкидо. Он даже озвучил нам несколько команд на японском языке, приёмы показал, продемонстрировал коричневый пояс и заявил, что надеется скоро получить самый престижный – чёрный.
– Ваня – это история отдельная. Мужичок растёт, – самодовольно заметил папа, рассказывая о своём сыночке. – Прошлым летом я пилил брус на дрова – целую машину. Так он всю эту громаду перетаскал за день в баню под навес, да ещё и половину поленницы сам сложил. Вообще у него лёгкая рука. Вот вам пример. У нас в огороде растут пять вербушек. На вербное воскресенье мы веточки отламываем и раздаём родне, знакомым. Одна ветка просто упала на снег ранней весной. Ванечка спросил, что за веточка. Я объяснил, верба, мол. Так он её подобрал в заснеженную землю воткнул. А когда сажали огород, вдруг подбежал ко мне и говорит: «Папа, а вербушка-то моя растёт». И, правда, ветка побеги дала, Оказывается, он её поливал, разговаривал с ней. Так что первую мужскую задачу – посадить дерево Ванечка уже выполнил.
– А как он грибы собирает, – присоединяется к похвальбе Наташа. – Они, кажется, сами к нему навстречу выпрыгивают!
Что касается шестилетней Надюльки (так её ласково называет папа), то эта девочка с золотыми волосами – настоящий кремень. Если что сама решит – не переубедишь.
Она, как с умилением поглядывая на доченьку, признаются папа с мамой – всеобщая любимица. Младшенькая ведь...
Мне очень хотелось получить от Васильёновых ответ на вопрос, как им удалось сохранить свои чувства и семью.
– Вот вы лично, Серёжа, что для этого делаете?
– Я умею просить прощения, даже если не прав, – ответил он.
– А я умею прощать, – скромно заметила супруга.
Вот так и живут, трудятся на работе и дома, отдыхают. К праздникам готовят друг другу сюрпризы. Муж часто дарит жене цветы. Вот и на днях снова преподнёс очередной горшочек с фиалками для домашней оранжереи. А на Валентинов день обязательно поздравит, преподнесёт букет её любимых лилий. Вообще, есть в этой семье незыблемая и, пожалуй, главная традиция – радовать близких. Вот сейчас, например, все вместе – мама и дети, готовятся поздравлять папу. У Сергея Геннадьевича завтра, 13 февраля, день рождения.
Так на ком же всё-таки этот уютный, радушный дом держится? Серёжа говорит, что на Наташе, она делает такой же реверанс по поводу его главенства. Но правильнее было бы ответить не «на ком», а «на чём». И здесь супруги едины во мнении – на любви. Где любовь, там и понимание, уважение, умение уступить, способность делить поровну успехи, трудности, радости и печали. Где любовь – там и счастье.
Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора