Признаюсь, я хотела бы изменить заголовок этой публикации, потому что именно так называлась телепередача проекта «Пусть говорят», но, перебрав немало вариантов, ничего, что бы отражало суть того, что хочу сказать, не нашла.
Видно, большой силой обладал посыл умирающей блокадницы из Кронштадта, на смертном одре своём только и сумевшей прошептать эти горькие слова. Не могу без боли представить эту с добрым лицом женщину, пережившую блокаду, но не сумевшую противостоять тем, кого мы в быту называем «быдлом», с их непобедимым хамством, не имеющим границ и возраста.
Но не буду больше об этом: в последние годы мы много говорим. Женщина уже в ином, наверное, более справедливом и светлом мире, а мы остались на грешной земле с проблемами, которые мешают жить, но пока не разрешимы. Больно, горько, холодно!
Есть у этой горестной медали и обратная сторона, о которой мы пока рассуждаем значительно меньше, а то и вовсе умалчиваем. На днях, правда, Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло предложение, обязывающее теперь для тех, кто находится под подозрением в магазинной краже в возрасте от 75 лет, вызывать сразу не только полицию, но и врача. Так что, дорогие бабулечки, если идёте в супермаркет, не забудьте с собой прихватить паспорт, вдруг ваша личность вызовет подозрение.
Депутат питерского ЗакСа тут же, правда, пояснил, что даже не в возрасте кроется основная причина разнузданного хамства и подозрений со стороны работников сетей, а в том, что именно они оплачивают из своего кармана убытки и недостачи, коих в этой системе много. Так что они в первую очередь «грызутся» (определение депутата) за своё благополучие и возможность зарабатывать. И это очень тревожный звонок сетевой (да и не только) торговли. Вот вам и другая сторона позорной медали.
Бабушки-клептоманки
Известно, что клептомания – тяжёлое заболевание. Оно встречается не так уж часто. Нередко это просто элементарная забывчивость, как было с этой милой женщиной из Кронштадта. Я читала, что великая Раневская могла пойти в магазин за обувью и вернуться оттуда в домашних тапочках, забыв за них заплатить. Наверное, тогда она сказала одну их своих знаменитых фраз: «Старость – это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность». Но тогда ещё не было сетевой торговли, и проблем, подобных нашей, было меньше.
Не могу забыть ситуацию, которая случилась в чудовском «Магните» с моей знакомой. Ей, всю жизнь работающей и имеющей репутацию честного человека, пришлось на глазах всех покупателей на кассе выворачивать сумку. Внешне она, кстати, выглядит очень пристойно. Ничего, естественно, в сумке не нашли, а шок у немолодой уже женщины остался на всю оставшуюся жизнь. С того момента прошло больше года, а она всё ещё обходит торговую точку стороной. Я обращалась по этому поводу в магазин. Знаете, что там мне сказали? Оказывается, именно бабушки, имеющие благопристойную внешность, чаще всего попадаются на мелкой краже. Потрясающий факт, не правда ли? Сотрудники супермаркетов даже допустить не могут, что это может быть элементарная забывчивость, а не то, что принято называть клептоманией.
Свою позицию они здесь отстаивают всеми возможными способами, а вот как быть с покупателями, которых, что называется, постоянно «обувают в голубые ботиночки». Способы самые разные – их «маркетингом» именуют.
В пору советской торговли, когда любое нарушение со стороны продавцов наказывалось, мы такого слова и не слышали. А нынче цены меняются по несколько раз в день, ценники не соответствуют действительности, что выясняется только на кассе, где тебе также элементарно могут пробить два раза один и тот же товар. А если покупатель это заметил, то об извинении и речи не идёт. Ну, забыл, заработался кассир. Ему верить нужно, а покупателю? О просроченной продукции, которую нам продают под видом акций, я вообще молчу. Нарушений столько, что зафиксировать их фактическое количество просто невозможно. И если в прежние времена торговые точки проверялись регулярно, то сегодня Роспотребнадзор проведёт проверку только по письменной жалобе. Но часто ли мы обращаемся туда в случаях, когда обвешивают, обманывают, продают продукцию с истёкшим сроком? А если просто элементарно нахамят? Что? Молча вздохнули, так как сказать нечего.
Забытый товар
Чтобы не быть голословной, приведу конкретный пример. На днях я забыла в одном из сетевых магазинов большую пачку масла. Там что-то оставить – это элементарно. Собираешь быстро в корзину или сумку приобретённые покупки, а следующий покупатель невольно торопит и рядом с твоим товаром бросает свой. Неловко, неудобно, и, как правило, мы торопимся и забываем что-нибудь. Для меня, увы, это норма. Когда дома масла в холодильнике не оказалось, я вернулась в магазин. Всё произошло очень быстро, ведь живу рядом. Масло мне, естественно, не вернули, предположив, что я его просто потеряла по дороге. Что же, не поспоришь!
Или другой сюжет, мелкий, но неприятный. Я постоянный покупатель журнала «Караван историй» – издание не из дешёвых. В большом его формате предусмотрены подарки, о чём вещают страницы «Каравана». Подарочки эти – маленькие эксклюзивные пробники, и журнал, по правилам, должен продаваться в целлофановой упаковке. Мы это знаем. Но в том же «Магните» «Караван» продаётся «распотрошённый» и без подарков. На это я неоднократно обращала внимание торговцев «Магнита», но воз и ныне там. Конечно, не из-за сюрпризов я покупаю издание, но неприятно, когда обманывают даже в таких мелочах. Если есть требования быть честными, то их должны соблюдать обе стороны – как покупатели, так и продавцы.
Есть и ещё один нюанс. Вы заметили, что кассиры и продавцы в сетевых магазинах часто меняются? Недавно мне рассказали, что женщину, имеющую торговое образование, сюда на работу не приняли, пояснив негласно, что слишком она разбирается в тонкостях этой профессии. Видимо, проще взять необученного человека, которого можно потом уволить, не заплатив ни копейки, а вычесть недостачу. Тоже вариант бабушки-клептоманки.
Не слишком ли много стало таких вариантов, за которые приходится иногда жизнью расплачиваться, успев только сказать: «Стыдно-то как»?
Наталья БЕЛОГИНА
Фото из Интернета
Опубликовано в газете "Родина" 19 февраля