Четверг, 31 октября 2024

Редакция

На кандагарском перевале

Совсем недавно, 15 февраля, страна отметила очередную годовщину вывода советских войск из Афганистана. А незадолго до этого Глава района Владимир Иванов вручил соответствующую юбилейную медаль жителю д. Глухово Ферезулле Арабову.

Под гвардейские знамёна
Он сполна выполнил свой долг по защите Отечества, хотя в то время оно носило другое название — Советский Союз. Родом Ферезулла из живописного дагестанского села, где хлеб насущный по сей день добывают в поте лица. Семья, как водится в тех местах, была многодетной — четыре брата и две сестры. Патриархальные устои сызмала приучали к трудолюбию, послушанию и порядку. В 1983 году после окончания девятилетки вместе с одноклассником, небезызвестном теперь в районе Абутдином Ахмедовым отправился в неблизкую Новгородчину, поступать в Валдайский совхоз-техникум. В ту пору это учебное заведение было настоящей кузницей сельскохозяйственных кадров. Студенческие годы пролетели быстро и с толком. Помимо учёбы Ферезулла успевал активно заниматься своей любимой вольной борьбой. Через четыре года, как сейчас помнит, 30 марта получил выпускник диплом агронома, а уже 12 апреля был призван Валдайским райвоенкоматом на армейскую службу.

Конечно, тогда он не ведал, какая судьба ему уготована на ближайшие два года. После прохождения в Пушкине дотошной комиссии посадили рекрутов в Пулково на самолёт. Приземлились они уже в Ашхабаде, сразу оценив разницу между студёным Питером и знойной Туркменией. Становилось понятным дальнейшее место назначения — уже не первый год шла война в Афганистане. С аэродрома перевалочной базы в Кушке военно-транспортный самолёт доставил их в воспетый в солдатских песнях «славный город Кандагар». Стало быть, выпала честь служить в гвардейской мотострелковой дивизии 40‑й армии уже легендарного тогда генерала Громова. Но, как выяснилось, знак «Гвардия» ещё нужно было заслужить.

На кандагарском перевалеТактика против душманов
Солдатские будни разительно отличались от службы в Союзе. Шагистикой и уставной муштрой заниматься было не с руки. Даже казарм не было. Соответственно боевой обстановке размещались в самостоятельно устроенных блиндажах на горном перевале перед Кандагаром. Основная задача — сопровождение и охрана караванов, доставлявших из Союза всё необходимое — топливо, боеприпасы и провиант. Не зря эту единственную транспортную артерию в горах от Герата до Кабула называли дорогой жизни. Душманы наседали постоянно. Перед выставлением на трассе сил сопровождения дорогу «прощупывали» танки и сапёры. Когда они давали добро, начинала ход автоколонна, перемежаемая экипажами БТР и зенитными установками с интервалом в два километра. И так до самого Кандагара. Впрочем, и в городе никто не был застрахован от смертельной опасности. Ферезулла помнит, как среди улиц «духи» подорвали наш танк и шквальным огнём не давали к нему подобраться. Они были прекрасно вооружены, включая компактные системы связи и «стингеры». Очень уважали наши гранатомёты РПГ‑7, называемые у них шайтан-трубой. Но за годы афганских баталий советские бойцы обрели недюжинный тактический опыт. Они приноровились дорожить личным составом, отдавая предпочтение «услугам» артиллерии и авиации. Непрерывно засекая координаты врага, передавали данные в штаб. А потом брались за дело гаубицы, «грады» и бомбардировщики. Даже, чтобы обезопасить автотрассу, «в профилактическом режиме» сравнивали с землёй всю ближайшую «зелёнку». Но, конечно, и вверенное личное оружие не знало покоя. Командир отделения (БМП‑2) Арабов был признан лучшим в полку гранатомётчиком, да ещё сумел отличиться в спортивных ристалищах, неизменно выигрывая борцовские поединки. В итоге он дослужился до звания сержанта и под конец службы выполнял обязанности заместителя командира взвода.

А мать решил не волновать…
А вообще-то свою войну он запомнил ощущением постоянной усталости и чудовищного недосыпа. С утра допоздна — выставление охранного сопровождения, а потом ещё ночные дежурства. Хорошо, если спали по четыре часа в сутки. Двухчасовые караульные смены не позволяли расслабиться. Ведь нужно было не просто стоять «под ружьём». Каждую четверть часа со всех четырёх постов надлежало обстреливать подопечные секторы территории.

Завязать какие-либо отношения с местным людом почти не удавалось. И времени не было, и обитают афганцы обособленно, за глухими дувалами. В одинаковых одеяниях их порой трудно различить. Но дружелюбие простых жителей всё-таки чувствовалось. Уважали «шурави» за простодушный нрав, отсутствие кичливости. Да и ряд «строек социализма» остался добрым социальным наследием. В Кандагаре хозяин кантина (магазина) старый Бабо готовил нашим парням еду, угощал душистым чаем.

Прощались, конечно, без особой печали. За долгие годы кровопролитная война надоела всем смертельно. Официальная дата вывода наших войск — 15 февраля 1989 года. Но подразделение Арабова оставляло афганскую землю поистине последним, 18 февраля. Целую неделю своим ходом воины-интернационалисты добирались от Кандагара до Кушки. В Туркмении после пересечения Термезского моста была устроена грандиозная встреча с накрытыми столами. В ходе торжественного построения и митинга состоялись награждения. На кителе Арабова появилась вторая медаль — на сей раз «От благодарного афганского народа». А дослуживал он в Новочеркасске, куда отправили четыре сотни воинов‑афганцев. Характерно, что мать Ферезуллы до его прибытия на дембель не ведала, где служит сын. Друзья знали, а мать он решил не волновать…

На кандагарском перевалеЖму тебе руку, Ферезулла
Оставив службу, сержант запаса вместе с другом Абутдином отправился в Валдай. Нужно было по месту призыва получить паспорта. Да и о дальнейшей работе следовало подумать. В батецком колхозе «Путь к счастью» их уже поджидал земляк и однокашник Агадулах Курбанов. Но прежде Арабов сделал едва ли не главный шаг в своей жизни — женился в родном селе на красавице Светлане. Трудиться под председательством Ахмеда Сугаипова начал в должности заведующего животноводческим комплексом. Потом перебрался в совхоз «Батецкий», ведомый тогда Михаилом Филиновичем. Был бригадиром мехбригады, получил квартиру в ведомственном доме. Правда, вскоре тяга к хозяйскому укладу взяла своё. И он с молодой женой и годовалой дочкой Миной перебрался в Глухово, где обрёл свой дом и завёл хозяйство. И тут во весь рост встали реалии пресловутых лихих девяностых. После развала в 1996 году совхоза «Батецкий» Арабов двенадцать лет отработал в ЗАО «Садко», преемнике колхоза «Путь к счастью». В 2009 году решился сменить трудовое поприще. С той поры он успешно руководит важным участком коммунальной сферы — водопроводно-канализационным хозяйством Батецкого водоканала. Это и бесконечные километры водопроводящих труб по всему району, и канализационные сети, и напорный коллектор, и новые биологические очистные сооружения, где трудятся четверо специалистов. Уже на этой работе он помимо прочего удостоился Благодарности Губернатора.

***

А детей своих Арабовы направили по уважаемой медицинской стезе. Дочь уже вышла замуж и успешно трудится в Московской городской клинической больнице. А сын Рамазан ещё постигает врачебные науки в Новгородском медицинском колледже. У Арабовых — крепкое приусадебное хозяйство, как у многих в Глухово. На подворье тёлка, непременные овцы, всегда добрым урожаем отзывается крупный картофельный участок. Можно сказать, живут, как все. Но есть в памяти жителя Глухово не дающие покоя военные воспоминания. Когда Родина позвала, он не оплошал. Это, по меньшей мере, повод лишний раз пожать ему руку.

Олег ЧЕРКАШИН

Опубликовано в газете 19 февраля

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА