Понедельник, 15 сентября 2025

Редакция

Встал на крыло,

или Как рушане с Артемием Лебедевым познакомились

Это должно было стать сюрпризом, но не стало. Чуть больше недели назад в прессу просочилась информация, что старорусские чиновники заказали студии Артемия Лебедева, известного в России дизайнера, создание логотипа Старой Руссы. И якобы за работу он должен получить 350 тысяч бюджетных рублей.

Сразу заговорили о цене заказа: мол, слишком дорогое удовольствие для районного бюджета. Некоторые глумились над собственно изображением, находя в нем сходство с определенной частью человеческого тела. Оценив последствия утечки, Игорь АНАНЬЕВ, заместитель главы района, общавшийся с коллегой из «Известий», счел за лучшее отправить нас к пресс-секретарю районной администрации Марьяне БОРЗЫХ.

Во-первых, стоит сказать, что Артемий Лебедев создает логотип не Старой Руссы, а празднования 1000-летия истории города. Довольно распространенная не только в России, но и за рубежом практика.

Почему именно Лебедев? Больше года назад администрация Старорусского района объявила конкурс на создание логотипа праздника. Присылать свои творения могли все желающие. Однако, по словам Борзых, конкурсную комиссию не устроил уровень исполнения поступивших работ. Да и было их немного. «Хотя мы направили обращения во все творческие учреждения, — сказала Борзых, — они не нашли должного отклика».

А в конце прошлого года «через общих знакомых» на чиновников из райадминистрации вышел знаменитый дизайнер, предложив свои услуги. Город ему показался настолько интересным, что он выразил согласие пойти навстречу и отказаться от большого гонорара, стандартный размер которого составляет, по словам чиновников, 1 млн. рублей.

Логотип города — для Артемия Лебедева дело не новое. Он уже разработал символы для Перми, Саратова, Ярославля, Екатеринбурга, Москвы и Петербурга. Правда, жители упомянутых городов почти всегда его работы принимали неоднозначно, звучали упреки в неоригинальности и примитивности. Речь, например, о красной букве «П», предложенной в качестве символа Перми, или зеленой «Е» для Екатеринбурга, возмутившей краснодарцев (до 1920 года — Екатеринодар). Якобы уже много лет в Краснодаре используется именно такой знак.

И тем не менее. Сначала дизайнер вел устные консультации с членами рабочей группы, в которую вошли не только чиновники, но и местные деятели культуры и науки, и которая должна будет оценить труд Лебедева. Потом — в начале февраля — прибыл в Руссу, где гостил несколько дней, знакомился с местными достопримечательностями, побывал в Доме-музее Достоевского и Воскресенском соборе, встречался с чиновниками, краеведами.  

По словам Марьяны Борзых, дизайнер остался под большим впечатлением от увиденного. «Он знал Старую Руссу в первую очередь как здравницу, — говорит преcc-секретарь, — и не думал, что у города такая большая и славная история».  

По итогам визита и появился эскиз логотипа, который, как говорит Борзых, большинство считает итоговым вариантом, хотя на деле это только идея изображения. Например, сине-голубая гамма знака не является окончательной.

Однако набросок получил предварительное одобрение у рабочей группы. По задумке создателя, логотип, представляющий собой стилизованное изображение жаворонка, напоминает и силуэт знаменитого Муравьёвского фонтана, располагающегося на территории курорта, и самолет: Русса, где действует 123-й авиаремонтный завод, — город с крыльями.

Кроме того, сам жаворонок считается символом возрождения. «Известно, что Старая Русса трижды возрождалась, — напоминает Марьяна Борзых. — Первый раз в двенадцатом веке, когда город практически исчез в результате пожаров, во второй раз по той же причине — в семнадцатом столетии в годы Смутного времени, и в двадцатом во время Великой Отечественной войны. И всегда город отстраивался». Кто-то, добавила пресс-секретарь, нашел в логотипе и сходство с куполами старорусских храмов.

Официальный срок выполнения заказа — 1 апреля, но дизайнер пообещал закончить работы к началу марта. Как пояснила Борзых, дело тут еще и в том, что до начала праздничных мероприятий осталось не так много времени — всё пройдет в сентябре, а до этого необходимо наладить производство различной продукции с новым логотипом: магниты, кружки, футболки... «Целесообразность последующего применения была одним из основных требований к логотипу», — пояснила Борзых.  

Тему стоимости логотипа в районной администрации не комментируют, напоминая о тайне договорных отношений. Так что вопросы о соотношении цены и качества отпадают. Известно только, что тендер на его создание не был объявлен, так как заказ студии Артемия Лебедева прошел через автономную некоммерческую организацию — Дом культуры им. Тимура Фрунзе. Однако, подчеркивает Марьяна Борзых, это совсем не означает, что работу студии Артемия Лебедева оплатят из районного бюджета. Есть еще Фонд подготовки к празднованию 1000-летия истории Старой Руссы, запасы которого тоже могут использовать.   

Очевидно, что на все вопросы чиновники ответят в первые дни марта, когда в администрации района планируют провести презентацию окончательного варианта логотипа.

НАША СПРАВКА:
Студия Артемия Лебедева основана в 1995 году. Основные направления — промышленный дизайн, графический дизайн, городской дизайн, создание сайтов, проектирование интерфейсов, дизайн шрифтов и систем навигации. Вот что написали студийцы о себе на сайте компании (artlebedev.ru): «Мы принципиально не работаем с частными лицами, политическими и религиозными организациями, мудаками, а также с теми, чьи убеждения противоречат нашим. Мы существуем так, как нам нравится. Мы работаем так, как сами считаем правильным. Мы в гробу видали все корпоративные ценности вместе взятые. Все наградные доски мы вешаем в туалете».

Елена КУЗЬМИНА
Фото с сайта студии

Опубликовано в газете 27 февраля

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА