Один из моих знакомых в ответ на пламенные обличения говорил: «Да, но на этот счет существует еще одно, не менее верное, мнение». И она, эта «вторая правда», действительно существовала.
Как и «третья», «четвертая» и «девяносто девятая». И практика показывает, что знать правду своих оппонентов очень даже полезно. Даже в том случае, если твердо уверен в своей собственной правоте.
Потому, что в результате многочисленных управленческих и финансовых реформ мы с вами – волей-неволей – оказались неким большим общественным советом – сигнализирующим, оценивающим, требующим. До уровня обывателей, благосклонно пользующихся достойным уровнем благоустройства, у нас ещё немалый путь.
Те любытинцы, кто внял повсеместно развешенным объявлениям и принял участие в информационном дне областного правительства, своими глазами увидел – кто принимает решения в борьбе со второй извечной русской бедой (по классику это – дороги). И как делится «тришкин кафтан» финансирования дорожных работ.
Во встрече с любытинцами принял участие заместитель губернатора области Сергей Маланин, куратор района, заместитель руководителя департамента транспорта и дорожного хозяйства Юрий Евдокимов, руководитель ГОКУ «Новгородавтодор» Дмитрий Галкаев. Именно Юрий Михайлович, открывая встречу, отметил:
– Вы считаете, что дорожники находятся по другую сторону баррикад. Но 74% дорог нашей области пребывают в ненадлежащем состоянии. К этому привело более чем 20-летнее недофинансирование дорожной сферы. Ещё одна цифра – финансирование дорожного фонда составляет 6% (!) от нормативов (в прошлом году было 8%). Это значит, что любыми правдами и неправдами мы можем выполнить только шестую долю работ, которых ожидают наши пользователи.
Плачу налоги – а где дороги?
К сожалению, аргумент не работает. Все налоги, которые платят автовладельцы Любытинского района, за год составляют 8 млн.700 тыс. рублей. Акцизы с покупки бензина, пополняющие дорожный фонд, тоже невелики. Между тем, как частичный, картами, ремонт 9 км «дороги жизни» до Ярцева стоит 65 миллионов рублей. А грунтовки до Водогона – вообще 220 миллионов. В нашем огромном по территории районе проживают чуть больше 9 тысяч человек. Чтобы сыграть соло на струнке налогов, неплохо бы увеличить численность населения в 2-2,5 раза. Вы говорите, а дачники? Так они налоги в другом месте платят.
Трасса М11 – сел и поскакал
В ходе строительства федеральной трассы пострадали не только наши дороги, и многие по области. Они под караваны тонаров не предназначались по определению. Например, особенно попала «под раздачу» дорога на Каменку – излюбленное направление ценителей природы и отдыха на озерах. Для них – плохие новости. Разбивать дорогу на законных основаниях большегрузы будут вплоть до весны 2018 года, когда закончится строительство М11. Правда, гензастройщик используемые им дороги обязан систематически ремонтировать.
На заседаниях рабочей группы под руководством губернатора области Сергея Митина заключено соглашение – предприятие застройщик «Трансстроймеханизация» берет на себя обязательства восстановить дороги после завершения строительства трассы. А пока суть да дело – содержать их в проезжем состоянии. Не путем внесения денег в бюджет дорожников – а непосредственными работами, своими силами.
В проезжем ли состоянии находится сейчас дорога на Каменку? А что будет с ней в преддверии отпускного сезона? Если всё, как по писанному – то нам не о чем волноваться. По любому сигналу предприятия «Новгородавтодор» дороги, по которым проходят грузоперевозчики для трассы М11, должны быть возвращены в проезжее состояние. Внимание – не в нормативное, а лишь в проезжее.
А иностранцы наших дорог не понимают
В план ремонтных работ 2015 года дорога на Неболчи не вошла. В году 2014 в воздухе витала идея осуществить её частичный ремонт за счет средств, выделенных на водогонскую дорогу. Однако, идея очень перекликалась с библейским «не ставьте заплаты из небеленой ткани к мехам ветхим… дыра горше будет».
В минувшем январе в адрес губернатора области поступило обращение руководителя одного из крупных неболчских предприятий. «Из-за плохого состояния дорожного покрытия транспортные компании отказываются выполнять свои обязательства в отношении перевозки нашей продукции…», – значилось в письме. Однако, по словам руководителя Новгородавтодора Дмитрия Галкаева, информация не подтвердилась. Дмитрий Эдуардович запросил письменные подтверждения у каждого из шести автотранспортных предприятий, сотрудничающих с неболчским товаропроизводителем. Автоперевозчики заверили, что претензий к неболчской дороге не имеют. Да, были проблемы с расчисткой дороги в новогодние праздники, да снижение курса рубля – но им, водителям, всё равно. Как ездили, так и будут ездить.
В этом месте зал взорвался возмущенными криками. Среди участников информационного дня оказались и те, кто целую ночь «куковал» на Дедловской горе из-за «зависшей» на подъеме фуры, и те, чья легковушка на узком месте чудом не была впечатана в дорогу штурмующей скользкий подъем груженой «иностранкой».
Представитель «Новгородавтодора» только развел руками – у него на руках письменные свидетельства автоперевозчиков о полном отсутствии претензий. Быть может – автоперевозчики правы: большегруз за рейс проходит сотни километров. Что ему 30 минут хода по убитой неболчской дороге? Пронесся на всех парах на волосок от съежившегося «жигуленка» и помчался далее. Он проскочил, а мы остались. В непосредственной близости от колес следующих фур.
И снег не знал и падал
Вот мы уверены, что наши дороги в зимний период обслуживаются из рук вон плохо. А Дмитрий Галкаев утверждает:
– Не было у нас плохого содержания дорог. В рамках денежных средств, которые выделены на эти мероприятия, подрядчики делают даже больше того, что им предписано. Допустим, за день предприятие должно сделать 100 проходов грейдеров, а денег выделено на 6. Так предприятие всё равно таких проходов сделает 10, из них 4 – в ущерб себе и за свой счет.
Факт, безусловно вызывающий уважение. Но потребителя – то есть нас с вами – не слишком интересует, что у предприятия мало средств. Гораздо интереснее – безопасная дорога.
Вот выезжаем мы в 8 часов из дома – дороги не чищены и не посыпаны. Доезжаем до границы с Боровичским районом – там полный порядок. Возвращаемся – а вожделенная посыпалка нам только навстречу идет.
Между тем, прежде в период зимнего содержания дорог рабочий день дорожников начинался в 5 утра. В 6 часов – вся техника на линии. Утром люди спешат на работу по обработанным дорогам.
А что же теперь? Дорожники больше спят и меньше работают?
Глава района Тимофей Гусев не согласен:
– Посмотрим в корень проблемы. Люди реально приходят в 6 часов утра и садятся за технику. Вопрос в том, что это за техника. Эту ситуацию я наблюдаю ежедневно в режиме он-лайн – на линию выходит 7 машин и если 3 из них вернулись своим ходом – день удался. Обычно их, как с поля боя, притаскивают «за рога» уже в 11 утра обратно на территорию ДЭПа.
На расчистке работает единственный грейдер. Допустим – он поехал в сторону Хвойной, а потребители – в сторону Боровичей. Их возмущение понятно – где дорожники? А дорожники поедут на боровичскую дорогу только тогда, когда вернутся из Хвойной. А далее – еще позднее.
Проблемы ДЭП – это усиление его рабочей техникой. Я очень благодарен руководителю Любытинского ДЭП Дмитрию Павельчаку и учредителям, за то, что наши долгие переговоры увенчались успехом. За последние 2 недели нашим дорожникам привезли 2 антигололедных ножа и еще один грейдер, вполне на ходу, хотя и не новый. Позавчера пришла абсолютно новая большая КДМ. Ни в один другой район столько техники подрядчики не дали. Поэтому, несмотря на то, что всё по-прежнему плохо – улучшение всё-таки есть.
Однако, у руководства области (госзаказчика дорожных работ) другая позиция: если Любытинский ДЭП с объемами работ не справляется и необходимой техники не имеет – такого субподрядчика логичнее поменять. Люди делают замечания? На карандаш и вперед! Выполнения должного качества работ правительство области будет требовать с генподрядчика (Ногородавтодор), а какого субподрядчика автодоровцы станут нанимать – из Боровичей, Хвойной или Неболчскую ДПМК – это их личное хозяйственное дело.
Логично? А что будет с ДЭПом? Рассуждает ветеран предприятия:
– В газете ругают дорожников – плохие. А снега в нашей местности действительно намного больше, чем у соседей. Водители со стажем знают: большой снег начинается от Бурилова до Окладнева. На Ярцевском направлении – от Шубина и дальше. Техника дорожников… уже умерли люди, которые на ней работали, а она, родимая, всё еще на маршруты выходит. А теперь еще и объемы работ отнимут и дорожникам из других районов передадут. Рядом с ДЭПом стоят руины ДПМК – неужели и наше предприятие тем же закончит? Сейчас там 40 человек работает.
Вице губернатор Юрий Маланин был категоричен: правительство области не имеет права выделить деньги на покупку техники для коммерческой структуры, каковой является ДЭП. Однако организовать встречу с любытинскими дорожниками и проанализировать ситуацию – нужно.
Ловушка для автомобилистов
Дмитрий Галкаев и Юрий Евдокимов единодушно заверили – как только позволит погода (в апреле-мае) начнется ремонт автодороги на Ярцево. Наиболее разбитые участки покроют картами – участками протяженностью 100-300 метров нового асфальта. Конечно, денег хватит не на всё, 9 км с разрывами в Любытинском районе, 5 км – в Маловишерском.
Как тут не вспомнить год назад отремонтированный участок дороги под деревней Веребье – отличный новый асфальт, мечта автомобилиста. Чуть далее от места ремонта – асфальт не новый, но в удовлетворительном состоянии. А между ними 300 метров немыслимой дороги, выбоины в хлам. Получается – ловушка для водителя. Только автовладелец расслабится, комфортно прибавит скорость – как вылетает прямиком на «стиральную доску».
Не получится ли то же самое с ремонтом ярцевской дороги? Когда участки старого асфальта, следующего за новыми картами, начнут усиленно разрушаться?
– Получится, – подтверждает Юрий Евдокимов, – и на будущий год будем ремонтировать уже эти участки. Мы вынуждены работать в таком режиме. Если просто проложить 9 км единым полотном – остроты проблемы это не снимет. А в этом году средств на больший объем ремонта у нас нет.
Взять и запретить
Через месяц наступит распутица. Тонары весом 40-60 тонн идут караваном по 5-8 машин. Спустя несколько недель по весеннему бездорожью они оставят из дорог месиво. В доброе советское время повсеместно ставили шлагбаумы и возили по дорогам только хлеб, зерно, ГСМ, пропускали и сельхозмашины. Будет ли остановка всех машин в этом году?
Юрий Евдокимов пояснил – дороги закрывают каждый год. Покупка спецпропусков увеличивает стоимость проезда в десятки раз. Эти деньги формируют бюджет дорожной сферы области и реализуются через аукцион. Нарушителей наказывают, если пункт весового контроля фиксирует превышение нагрузки на ось.
На деле всё происходит с точностью до наоборот. Установка пункта весового контроля означает, что движение большегрузов на этом участке прекратится. И возобновиться, лишь только ПВК свернут и передвинут в другое место. В эпоху мобильных телефонов хорошие новости распространяются быстро. А «весы» невозможно выставить на всех дорогах района и продержать на протяжении полутора месяцев.
Хорошо, когда на весенних дорогах проводит рейды прокуратура совместно с ГИБДД и Новгородавтодором. Они правомочны и остановить нарушителей, и протокол им выписать. Но где же набрать столько работников надзорных органов, чтобы организовать круглосуточное дежурство на всех дорогах – а привычка нарушителей к ночным поездкам известна всем.
А вот комиссия из представителей местной власти дальнобойщикам не страшна – полномочия не те, разве что пальчиком погрозить. По словам Тимофея Гусева, всю прошлую весну они пытались остановить поток тонаров. Но проще оказалось заключить договор о социальной ответственности с грузоперевозчиками.
Не многие знают, что предприятие «Сормоль» и два их грузоперевозчика выполняют такой договор в полном объеме. Они на собственные средства содержат дорогу от Каменки до Зубова. Выполнили огромный объем работ – оканавили и срыли бугры, привели в состояние, близкое к нормативному. Большая часть их грузоперевозчиков проезжает не через райцентр, а через Вычерему и эта дорога посыпается сормолевцами не песком, а гранитным околом. Предприятие за свои деньги приобрело новую КДМ (в народе – посыпалку).
Тимофей Гусев считает:
– Мнение, что большегрузы только портят наши дороги, ничего не вкладывая взамен – как минимум, предвзятое. Они имеют такое же право на хорошие дороги. Они так же развивают район, платят налоги – в бюджете наблюдается рост по доходам от добычи полезных ископаемых, всего в этой сфере мы занимаем третье место в области.
Если нам сделают дороги – с остальным мы справится. Мы просим об этом.
Кира СОБОЛЕВА
Фото автора
Опубликовано в газете 27 февраля