Четверг, 31 октября 2024

Редакция

В поисках ориентиров

Председатель отдела религиозного образования и катехизации (изучения основ православной веры – Ред.) Новгородской метрополии протоиерей Александр Ранне (на снимке) своё выступление начал словами: «Мы все переживаем сейчас не очень хорошее время. Много трудностей сегодня приходится преодолевать сегодня и тем, кто руководит страной, особенно на местах. Много трудностей мы испытываем и в деле воспитания молодого поколения, поскольку наша культура определённым образом размыта».

Надо добавить, что и взрослым не всем понятно, какие ценности должны лежать в основе воспитания, хотя сама эта фраза – «ценности, которые нас объединяют» – постоянно звучит как в речах высокопоставленных  лиц, так и в средствах массовой информации. Но вряд ли кто-нибудь слышал, что конкретно она подразумевает, о каких ценностях идёт речь, и чем отличается русский народ от других народов?

Византийцы, римляне всегда свысока посматривали на «варварские» народы, обитавшие по окраинам своих империй и всегда, так или иначе, их беспокоившие. К варварам относились германские, а также и славянские племена. Даже происхождение самой этноязыковой общности «славяне» связывалось с арамейским словом «склавус» – раб.

По мнению Александра Ранне, сегодняшний среднестатистический европеец – варвар, приобщившийся к ценностям древнеримской юридической цивилизации. Когда в V веке под набегами варваров разваливалась Римская империя, германские племена пришли на эти территории и поселились на них, со временем адаптировавшись к местной цивилизации – глубокой, с более чем тысячелетней историей и христианской религией в основе.

Патриотизм является консолидирующим началом российского общества. Через патриотическое воспитание формируется созидательная, активная позиция населения, в том числе молодежи, обеспечивающая его готовность и способность к действиям во благо Родины. Из государственной программы «Развитие образования и молодёжной политики в Новгородской области на 2014-2020 годы»

С нашими предками получилось всё по-другому. Князь Владимир принёс христианство вместе с законами извне. Священники, монахи, книги – всё это пришло из Византии, оно насаждалось сверху. Процесс развития изначально оказался совсем другим. Это не значит, что он хуже. Он просто другой.

1000 лет назад на животную, инстинктивную языческую жизнь Руси, связанную с земледельческими культами, пришло что-то новое, что пыталось дать человеку нечто большее, чем животную способность просто приспосабливаться к окружающей среде: «Не хлебом единым будет жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих». Это окультуривание происходило и происходит до сих пор, несмотря на все катастрофы, которые пришлось пережить русскому народу.

Мы не приучены читать Библию. Даже если не брать чисто религиозную сторону, она является собранием древнейших текстов, сконцентрировавших всю человеческую мудрость. В четвёртой Книге Царств рассказывается, что когда ассирийцы завоевали израильское Северное царство, они увели жителей, а на их место были присланы другие завоёванные народы. Так было принято в те времена. И вот сатрапы ассирийского царя докладывают ему, что народы, которые он переселил в Самарию, не знают законов той земли, и потому у них ничего не получается. Тогда царь повелел  отправить в Самарию одного из прежде выселенных священников: «Пусть пойдёт и живёт там и научит их закону той земли».

Вот и мы, живя на своей земле, считает о. Александр, о законе своей земли, к сожалению, забыли. На самом-то деле все законы существуют для того, чтобы сохранять главные ценности жизни. Жизнь – ценность? И вот вам норма закона – не убий! Верность, без которой нельзя построить семью и государство. Норма закона – не прелюбодействуй! Собственность – не укради! И так со всеми остальными ценностями. Например, свобода. Плохо, когда вторгаются в нашу личную жизнь, заставляют думать так, как мы не хотим. Плохо, потому что в этом случае человек становится лицемером, а христианство всегда говорит о внутренней гармонии.

Одно из первых русских произведений называлось «Слово о законе и благодати». Это чрезвычайно показательно. Если на территории Римской империи человек привык к тому времени жить в законе и должен был осмыслить философию апостола Павла о том, что человеку, живущему в благодати, закон не нужен (не нужно христианина принуждать любить ближнего, он делает это из глубины своего сердца), то для славянина, который получил закон только вместе с христианством, это было ещё непонятно. Он не имел опыта жизни в законе и должен был ещё этому научиться. Но у закона, говорил протоиерей Ранне, есть слабость: он может научить человека, как себя вести, но он не может переделать  его внутренне. Христианство же впервые в истории поставило цель именно переделать человека изнутри.

Культура, созданная христианством,  и стала той средой, в которой может нравственно вырасти человек – если захочет. Вот этой культуре человека и нужно научить. Научить тем смыслам, которых явили миру величайших поэтов, писателей, художников и композиторов, создавших образы, поражающие человеческое воображение, меняющие человека изнутри. Толстого и Достоевского, несмотря на их личное сложное отношение к религии, вне христианства не понять, как не понять и метаний русской души на протяжении тысячелетней истории Руси. Цель преподавания основ православной культуры в школе, подчеркнул о. Александр, отнюдь не в  желании сделать всех детей участниками богослужебной жизни, это просто невозможно. Но пусть подрастающий человек знает истоки своей культуры, тогда у него будет возможность сделать свой нравственный выбор.

Валентина БАЗАНОВА
Фото автора

Опубликовано в газете 27 февраля

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА