О проблеме капитального ремонта разговоры велись давно. Нас на протяжении многих лет приучали к мысли, что, так или иначе, но граждане, проживающие в многоквартирных домах, должны вложиться в их капитальный ремонт и одной из обязанностей собственников должно стать содержание общего имущества многоквартирного дома в надлежащем порядке.
Это означает, что именно жильцы должны оплачивать все виды ремонтных работ, что проводятся или будут проводиться в будущем, для многих пока необозримом. Но разговоры носили вялотекущий характер, а мы сами порой не понимали, чем обернётся наша пассивность и нежелание принимать участие в собраниях, которые проводились по инициативе администрации района и управляюще-обслуживающих организаций. Вспомните: кто из нас, сегодня получающих квитанции на оплату капитального ремонта, на этих собраниях присутствовал и решал, куда мы будем перечислять свои средства на капремонт: в так называемый общий котёл регионального фонда или на собственный счёт дома. Вот и получилось, что за многих из нас этот вопрос решили наделённые полномочиями представители местной власти, и мы стали заложниками ситуации, когда сначала деньги – в региональный фонд, что в Великом Новгороде, а потом стулья, то бишь, ремонт. Впрочем, «стульев-то» многие из нас рискуют не дождаться, так как программа рассчитана на 25 лет, а по какому принципу определялась очерёдность домов, где капитальный ремонт будет проводиться в первую очередь, непонятно. Отсюда и вопросы. Много вопросов. Недоумения и возмущения тоже хватает.
Снявши голову, по волосам не плачут
Итак, свершилось. Многие чудовцы (но ещё не все) квитанции за капитальный ремонт получили. Сам квиток также вызывает недоумение. Он направлен без фамилии («на деревню дедушке, Константину Макаровичу»), зато цифра обозначена вполне реальная и сроки платежа тоже. Есть и напоминание о необходимости всё платить своевременно, а не то пени, а то и удержание в судебном порядке… Всё это будоражит общественное мнение. В редакцию газеты также звонят и пишут письма. Вот одно из них, от жителя Чудова А.П.Шестакова:
«Жителям города с осени приходят квитанции за капитальный ремонт домов. Тендер на получение оплаты выиграл Россельхозбанк. При оплате берут комиссию, поскольку нет договора с этим банком, как в Великом Новгороде. Получается, что платим за то, что платим.
В Чудово два раза в неделю приезжает отделение Россельхозбанка. Но оплата там осуществляется по карточке через терминал. А зачем она нужна, если нет в городе отделения этого самого банка? Да и не каждый пенсионер может себе позволить эту карточку.
Деньги за капремонт аккумулируются в Великом Новгороде, можно подумать, что из областного центра приедут ремонтировать дома в Чудове. Не проще ли будет местной администрации открыть свой счёт?
Увы, как мне кажется, Чудово стало терять функциональность, как районный центр. Много функций отдано или в Новгород, или в Малую Вишеру, а добраться туда трудно. Обидно, когда решения по городу принимаются с оглядкой».
Не могу не согласиться с автором этого письма. О том, что в городе Чудово должен быть свой фонд по сбору денег на капитальный ремонт, говорят многие. А те наши трудовые копейки, что уходят в Великий Новгород и используются согласно программе на объекты вне района, чудовцам, конечно, жаль. Ведь жилищный фонд непосредственно нашего района продолжает разрушаться, а ремонтировать его что-то не торопятся. Проблема капремонта в ближайшем, да и не очень близком будущем, со всей вероятностью из разряда неподъёмных выйдет навряд ли, ведь по оценкам экспертов в капитальном ремонте нуждается более 60% всего жилого фонда в масштабах страны. И наш район – лишь маленькая крупица
большой проблемы.
Что мы получили в наследство?
Жизнь стремительно меняется. Страна стала другой, а наши многоэтажки уже давно не ремонтировались. Вспомните, чьи дома были отремонтированы за последние 20-25 лет? Когда мы приватизировали свои квартиры, вопрос о капитальном ремонте не поднимался. К тому же, в законе «О приватизации жилищного фонда в РФ» было обозначено, что до того момента, как жильцам передадут квартиры в собственность, жилой фонд должен быть отремонтирован. Однако то, что написано пером, как-то и не вспоминалось. И мы получали в собственность квартиры и вечно протекающие общедомовые коммуникации, обветшавшие и находящиеся в состоянии полной аварийности. Наверное, встав на букву закона, мы могли бы заострить на этом внимание и, прежде чем получить квартиру в собственность, потребовать от чиновников ЖКХ ремонта. Но кто тогда об этом думал, да и соблазн стать собственником тоже манил. Теперь мы имеем то, что имеем, и все проблемы должны решать сами, а если точнее – с помощью регионального оператора.
«Жаль только – жить в эту пору прекрасную…»
Продолжение этих некрасовских строк, актуальности своей не потерявших, вам известно. Каждого чудовца особенно беспокоит вопрос, когда будет ремонт именно в его многоквартирном доме. Пользуясь случаем, не могу не сказать о наболевшем. Нашему дому в мае будет 30 лет. Этот своеобразный юбилей мы встречаем грязным, разбитым двором, с непросыхающими даже в жару лужами. Сколько лет живём, столько просим поставить хотя бы несколько скамеечек у подъездов. Всё безрезультатно. На фасад нашего дома (Некрасова, 28) смотреть неприятно, за это время его не красили ни разу. Дом, стоящий на главной улице города, вблизи музея Некрасова, вид имеет удручающий. О нашем подвале я написала уже целую газетную эпопею: там постоянно что-то бабахает, рвётся, особенно перед началом отопительного сезона. Однако акты готовности дома к отопительному сезону подписываются с завидным постоянством. И только потом выясняется, что неполадок на самом деле очень много. А когда они дают о себе знать, что-то наскоро, в экстренном порядке латается. И так из года в год. Один из ремонтников, работающих в подвале нашего дома, сказал, что система коммуникаций дышит на ладан, и менять её нужно было ещё двадцать лет назад. Комментарии здесь, как видите, излишни. Однако в ближайшее время капитальный ремонт в нашем доме не предвидится, хотя чётко обозначенные и со временем только усугубляющиеся проблемы жить с уверенностью в завтрашнем дне нам не дают давно.
Так почему на наши деньги должен производиться ремонт в других домах, в том числе и за пределами района?
Этот вопрос волнует не только жителей моего дома, но и других, имеющих такие же проблемы.
Жительница дома №30 по улице Некрасова Лариса Суворова недоумевает:
– По поводу состояния нашего дома общедомовые собрания проводились неоднократно. На них неизменно присутствовал руководитель обслуживающей организации Виктор Загоскин. С нашими доводами он неизменно соглашался и подтверждал справедливость наших претензий. На одном из последних собраний он озвучил, что износ отопительной системы дома составляет 90% (по сравнению с другими многоэтажками нашего города этот дом относительно молод – ему менее 30 лет). Поскольку состояние системы было бедственным, то ремонт просто необходим. Его предложили сделать за счёт жильцов и составили смету, цифры которой менялись три раза. В конце концов, сошлись на сумме 1 миллион 240 тысяч рублей. По утверждению того же Загоскина, смету проверяла служба заказчика. Так ли это – мы не знаем. Но если всё так плохо, почему каждый год выдаётся без всяких возражений разрешение на начало отопительного сезона. Выходит, всё это время мы живём, как на пороховой бочке. Но капитальный ремонт в доме, согласно региональной программе, на ближайшие годы не запланирован. И это (что подтверждено представителем обслуживающей организации) при аварийном состоянии отопительной системы, которая до предположительного ремонта аж в 2023 году может просто не выдержать.
За время после начала перестройки жилищно-коммунальный вопрос стал самым злободневным, он обрастал проблемами, словно снежный ком, а сейчас попросту готов рассыпаться, как и жилищный фонд.
Я думаю, каждый из нас понимает необходимость проведения работ и не сомневается в том, что дополнительные отчисления на капитальный ремонт мера хоть и вынужденная, но необходимая, ведь количество неотремонтированных домов продолжает расти. Поэтому даже при наличии региональной программы, вся тяжесть решения этого пока неразрешимого вопроса легла на плечи жильцов. Об этом и говорили представители обслуживающих организаций на общедомовых собраниях, которые многие жильцы попросту проигнорировали и получили в итоге квитанции на оплату капремонта, в результативности которого сомневаются. Нет у нас уверенности, что принятые меры будут работать и наши копейки и рубли пойдут не куда-нибудь, а чётко по назначению в наш Чудовский район и наши многострадальные дома. Чтобы хоть немного развеять сомнения сограждан и получить более или менее определённые ответы по этому поводу, я направилась к заведующей отделом ЖКХ и транспорта администрации района Раисе Муратовой.
Что будет отремонтировано в Чудове в 2015 году?
Один из наиболее обсуждаемых чудовцами вопросов: почему мы платим за капитальный ремонт больше, чем жители Санкт-Петербурга? Многие из нас имеют там родственников и поинтересовались оплатой. Мои родственники, например, платят за капитальный ремонт 125 рублей в месяц, нам же предложено раскошелиться более чем на 300 рублей. Причём все платежи включены в единую квитанцию, за исключением только счёта за электроэнергию. Кстати, в том же Питере внесено предложение на полгода освободить жителей от пени за просроченные платежи. Власти понимают, что с ситуацией пока не все разобрались. Кто-то думает, что его обманывают, и потому выжидает. Знакомая и для нашего района ситуация.
Раиса Николаевна Муратова поясняет по поводу начисления платежей за капитальный ремонт, что каждый район устанавливает свои тарифы, которые отличаются друг от друга. Мы вынуждены платить больше, чем в Питере, у нас тариф выше. На сегодня он составляет 6 рублей 24 копейки за квадратный метр. Без комиссии можно оплатить счёт за капитальный ремонт в машине – мобильном банковском офисе у администрации района в пятницу, с 13 до 15 часов, и в субботу, с 10.30 до 15 часов. Пока это так. Если платишь через терминал, то процент невелик – 1%.
Многие чудовцы, которые недопоняли важность ситуации с капитальным ремонтом, были включены в программу по сбору средств в «общий котёл». Теперь, наверняка, они проявили бы большую активность и проголосовали за то, чтобы их деньги перечислялись на личный счёт дома. Можно ли изменить и переиграть ситуацию: переадресовать средства, чтобы в дальнейшем не перечислять их на неизвестного дядю, а самим ежемесячно контролировать и копить непосредственно на ремонт своего дома?
На этот вопрос Раиса Николаевна ответила: для того, чтобы выйти из регионального фонда, нужно решение общедомового собрания. Но есть нюанс: после принятия решения о личном счёте дома должно пройти два года со дня принятия (!), чтобы деньги начали поступать на новый личный счёт. Таковы правила. Но это опять-таки цена нашей беспечности и непонимания, того, что деньги из нашего кармана, так или иначе, на капитальный ремонт неизбежно будут уходить.
Какие же дома в нашем районе включены в программу на этот год? И кто решал этот важный для чудовцев вопрос? В этом году в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должны быть отремонтированы 11 домов. Это дома №4 и №6 в деревне Карловка по улице Центральная, дом №7 по улице Школьная в деревне Селищи, в Чудове – дом №5 по ул. Глеба Успенского, Замкова, 2, Новгородская, 13, Октябрьская, 11, 3, Радищева, 4, 6, по ул. Октябрьская, 8 в посёлке Краснофарфорный. Выбор сделан на основании обследования домов, которые предоставили обслуживающие и управляющие организации. На эти цели выделено 8 миллионов рублей. Денег немного, но пока других средств нет. Вот такая ситуация.
Сейчас, насколько мне известно, есть чудовцы, которые думают о создании ТСЖ, так как действующие правила в сфере ЖКХ их не устраивают и надежды на дальнейшее благополучное разрешение накопившихся проблем не вселяют. Когда в доме живут ответственные и активные люди, средства, что собирают на общедомовые нужды, умело используются. Такие положительные примеры есть. В качестве одного из них могу привести дом 26 по улице Некрасова, жители которого собрали деньги и заменили все окна в подъездах на стеклопакеты.
Какой же главный вывод и, так сказать, посыл моей публикации, который я пытаюсь сделать на основе многократных бесед и опросов земляков?
Квитанции приходят обезличенно без имени и фамилии собственника, так сказать, на деревню дедушке, и доверия у нас не вызывают, а потому подобное мы считаем не лучшим способом сохранения наших перечислений.
Графики ремонта домов, по мнению многих, должны согласовываться с представителями домовых комитетов и только после этого утверждаться местными властями. Иначе мы можем просто не дождаться того ремонта, на который перечисляем средства. Все взаимоотношения должны быть прозрачными. Это мнение многих моих земляков.
Наталья БЕЛОГИНА
Фото Анны ВИНОГРАДОВОЙ
Опубликовано в газете "Родина" от 5 марта 2015 года