У этих симпатичных девятиклассниц Овсинской школы нынешний учебный год — выпускной. А у их учительницы Натальи Владимировны Ивановой — очередной этап становления педагогического мастерства и общественного признания.
В сложной системе отбора
Все девушки прилежно учатся «на всех фронтах» и реально претендуют на аттестаты с отличием. Путь к этому ой как нелёгок. О чём свидетельствует богатая история их участия в школьных, муниципальных и, главным образом, региональных этапах всероссийских предметных олимпиад школьников. В областных турах таких состязаний, проходящих, как правило, в институте развития образования (НИРО), участвуют до нескольких десятков лучших учеников Новгородчины. Методика отбора наиболее подготовленных избыточно ступенчата и сложна. Поэтому даже попадание в «золотую середину» списка претендентов становится критерием успеха.
Ирине Громовой (на снимке слева) довелось участвовать в трёх всесоюзных олимпиадах — по русской словесности, биологии и физкультуре. Для участия в двух региональных литературных этапах пришлось дважды по субботам ездить в гуманитарный институт НовГУ в Антоново. В первом туре три с половиной часа отвели на анализ стихотворения и прозаического отрывка. В другой раз было предложено закончить строфы пушкинских стихов, распределить предметы по описанию персонажей (Печорин, Екатерина I, Чичиков), по последним (а не по первым, как обычно) строкам определить стихи и их авторов (Пушкин, Лермонтов, Некрасов). В ходе второго этапа предстояло написать текст для публичного выступления по ТВ, в котором следовало убедить сверстников в пользе чтения. Сложная система баллов вывела Ирину на высокую зачётную позицию.
Двухдневные ристалища по биологии запомнились ей сложным сочетанием теории и практики.
Древние корни словесности
А вот олимпиада по физкультуре выдалась из общего ряда. Прежде всего, тем, что на основании предварительных показателей Батецкий район вместе с Ириной Громовой представляла её одноклассница Татьяна Викторова (на фото справа). Девушки успешно выполнили баскетбольную комбинацию — ведение мяча и броски на время. Потом был сложный комплекс гимнастических упражнений. Хорошо, что их строгая последовательность была заранее отработана с помощью физрука школы Татьяны Дмитриевны Григорьевой. Сложность была и в том, что в одних соревнованиях сошлись ученики 9, 10 и 11 классов. Шестое место у Ирины и седьмое у Тани — серьёзный успех. Со своими результатами они вошли в так называемую «золотую четверть».
У Татьяны тоже за плечами три олимпиады. И какие! Не всякого пошлют демонстрировать знание русского языка. Этимология, фонетика, фразеология и даже знание древнерусского языка. Во всяком случае, было предложено перевести древний текст и дать соответствующий лексический комментарий. Всё это, как вы понимаете, за рамками школьной программы. Татьяну Викторову, занявшую высокое четвёртое место в области, тут же записали в гуманитарную школу «София» для дополнительного дистанционного обучения. Преподают там университетские светила. Предполагается участие Татьяны в составе областной сборной на завершающем московском этапе олимпиады.
От Вольтера до манекена
Отличилась Таня и на подобного рода испытаниях по обществознанию (учительница Евгения Кирилловна Семёнова). После тестовых заданий первого этапа довелось писать сочинение-эссе по предложенным цитатам. Поскольку в последнее время она интересовалась религиоведческой литературой, выбрала соответствующее изречение Вольтера. И, как видно, не ошиблась. А подкрепить успех удалось анализом четырёхстраничного текста о взаимоотношениях между людьми с точки зрения экономики, политики и т. д.
А Настя Маркова показала класс на областном этапе олимпиады по ОБЖ, проходившем в Новгородской спортшколе. В практическом туре надо было одолеть пять «станций» — определить азимут, оказать первую помощь поражённому молнией человеку (манекен Гоша никак не поддавался), воспользоваться огнетушителем, преодолеть водное препятствие и, наконец, пройти «зону химического заражения». Даже надеть за три минуты химкостюм было непросто. Потому теоретические задания второго тура показались делом несложным. Помогло и то, что мама у Насти медик.
По высшему разряду
Ну а теперь о центральном персонаже нашего фотоснимка — учительнице словесности Наталье Владимировне Ивановой. Ещё в 1992 году, окончив Боровичское педучилище, она начала работать в Батецком районе. В 1997 году окончила Новгородский университет по специальности «филология». В своё время первой в наших краях освоила методику работы с интерактивной доской и разработала ряд цифровых образовательных ресурсов для уроков русского языка. Иванова руководит творческой группой «Использование интерактивной доски учителем-предметником». С обобщением этого опыта выступала на областной конференции «Инновационные подходы к организации методической деятельности». Совершенно не случайно ученики Ивановой из года в год показывают высокие результаты на государственной (итоговой) аттестации по русскому языку. Год назад средний результат выпускников Натальи Владимировны составил 33,75 балла (по области — 32,32, по району — 32,78 балла). Её ученики — участники и лауреаты всероссийской олимпиады «Олимпус», конкурса исследовательских работ «Отечество», конкурса видеороликов «Поколение XXI века». Наталья Владимировна постоянно делится опытом работы на районном и областном уровнях, выступая на курсах, семинарах и конференциях. Она неоднократно награждалась Почётными грамотами комитетов образования области и района. В 2013 году награждена медалью «За вклад в развитие Батецкого района». Годом позже была удостоена Благодарственного письма Губернатора Новгородчины, а также второй по счёту Почётной грамоты министерства образования России. Минувший год был особо для неё урожайным, ведь она стала победительницей Всероссийского конкурса учителей России.
Олег Платонов
Фото автора
Опубликовано в газете 5 марта