Четверг, 31 октября 2024

Редакция

Почётный железнодорожник

Ефимов Иван Иванович – главный кондуктор колонны паровозов особого резерва № 46 Народного комиссариата путей сообщения

Он родился 3 июля 1919 года в посёлке Волот Старорусского уезда Петроградской губернии, ныне районный центр Новгородской области, в семье железнодорожника. После длительной болезни в 1933 году отец умер, Иван прекратил обучение в школе и пошёл учеником в хлебопекарню.

С апреля 1936 года стал работать на железной дороге, как и отец. Сначала был младшим стрелочником на станции Волот Октябрьской железной дороги, затем дежурным по станции в Старой Руссе. После окончания в городе Ржеве курсов дежурных по станции трудился в Волоте, а с 14 октября 1938 года работал начальником железнодорожного узла  в Тулебле близ Старой Руссы.

Осенью 1939 года был призван в Красную Армию. Служил в пограничных войсках. К февралю 1942 года младший сержант стал командиром расчёта станкового пулемёта. Весной 1942 года, согласно распоряжения государственного комитета обороны (ГКО) об отзыве железнодорожников из армии, флота и пограничных войск Ефимов был демобилизован. Снова стал работать на Октябрьской железной дороге.

Летом 1942 года гитлеровцы прорвали Юго-Западный фронт южнее Харькова и направили свои крупные танковые силы и 6-ю армию к Дону и Волге: мечтали добраться до кавказской нефти. Наши войска вынуждены были отступать. Иван Ефимов попал в кондукторскую бригаду поезда, вывозившего раненых в тыловой госпиталь. В одном из рейсов на участке Купянск - Валуйки на санитарную летучку с ранеными бойцами налетели вражеские самолёты. Был повреждён путь, состав замер. А бомбардировщики один за другим продолжали идти в атаку. Вагоны загорелись. Ефимов с другими членами паровозной и кондукторской бригад расцеплял их, сбивал пламя, спасал раненых. Получил ожоги, но продолжал выносить людей, пока не удалось окончательно погасить пожар.

После лечения в госпитале Ивана Ефимова направили главным кондуктором паровозной колонны № 46 особого резерва НКПС, сформированной для обеспечения Волховского фронта.

В январе 1943 года после прорыва блокады Ленинграда была построена дорога от станции Волховстрой к Шлиссельбургу для снабжения города продовольствием. Этот участок находился под обстрелом вражеской артиллерии и подвергался непрерывным налётам авиации противника. Здесь Ефимов проявил свои лучшие человеческие качества. Однажды от «зажигалок» вспыхнул вагон с продовольствием. Несмотря на продолжающуюся бомбардировку, Иван Ефимов расцепил состав, изолировал горящий вагон, чтобы огонь не перекинулся на другие. Получив сильные ожоги, он продолжал давать сигналы старшему машинисту, который маневрировал, чтобы избежать попадания бомб в поезд. Состав был соединён, и продукты благополучно доставлены в Ленинград.

Только в госпитале Иван Иванович узнал о высокой награде. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Ефимову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

После выздоровления боевой путь Ефимова пролегал на Западный и 2-й Украинский фронты. Только 4 января 1944 года он смог прибыть в Москву, где в Кремле получил орден Ленина и медаль «Серп и Молот», а в НКПС — высшую отраслевую награду — знак «Почётному железнодорожнику». Вернулся на 2-й Украинский фронт, хотя с октября 1944 года был зачислен на учёбу в столице.

«На территории нашей области погибло около миллиона солдат. Самые искренние слова признательности адресую нашим ветеранам. Всем, кто приближал нашу Победу, а потом поднимал разорённую и израненную страну из руин и пепла, налаживал мирную жизнь. Высота этого подвига видна через года! Каждый ветеран – наша гордость. Каждый ветеран — особое достояние. Быть наследником такой победы – высокая честь и высокая ответственность», — подчеркнул губернатор Новгородской области Сергей Митин.

Летом 1945 года, после взятия Кенигсберга, войска, штурмовавшие город, скрытно перебрасывались на Дальний Восток. Туда же была отправлена и паровозная колонна, в которой инспектором по движению был Иван Ефимов.

По прибытии на Забайкальскую дорогу все отечественные, видавшие виды, паровозы были заменены на американские, новые, серии ЕА. После их обкатки колонну направили на обслуживание участков Борзя - Оловянная и Борзя - Чойбалсан,  протяжённостью 624 километра. После вступления советских войск в Маньчжурию, колонна была передислоцирована в депо Хайлар. Сложно было работать на монгольской безводной земле. Кроме теплушки для сменной бригады к паровозу прицепляли цистерну с водой, которую при каждой возможности пополняли. В кондукторских бригадах не хватало кадров.

Вернувшись с Дальнего Востока, Ефимов  с августа 1946 года продолжил учёбу на Центральных технических курсах НКПС. С начала 1947 года он был направлен на работу в должности помощника начальника Елгавского отделения Латвийской железной дороги. В 1951 году окончил курсы техников при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и получил диплом техника по движению и грузовой работе.

Продолжал работать на Елгавском отделении в должности дежурного, поездного диспетчера отделения, старшего диспетчера и заместителя начальника отдела эксплуатации. В 1954-1957 годах находился в спецкомандировке в Монгольской Народной Республике. Три года напряжённой работы пролетели быстро. Вскоре Ефимова перевели в Управление Латвийской дороги, где он выполнял обязанности заместителя начальника оперативно-распорядительного отдела службы движения.

Иван Иванович Ефимов ушёл на пенсию по инвалидности в октябре 1978 года.

Всю свою жизнь он был верен профессии железнодорожника, преданно служил Отечеству.

Александра ИВАНОВА

Опубликовано в газете 6 марта

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА