Причастие — это одно из семи Таинств Церкви. Одно из самых важных
Святое Причастие называется также Евхаристией. По-гречески это значит благодарение. На Тайной Вечери, на встрече с учениками Христос совершил обряд благодарения. «Он взял Чашу, благословил, благодарил...» Христос воздал хвалу и благодарение Богу-Отцу. Евхаристия — это сама Церковь.
Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое тел Христово.
Таинство Причащения требует особого к нему приготовления.
Оно определяется для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учётом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни: занятость, обременённость попечениями о ближних.
Во-первых, практика приуготовительного поста регулируется аскетической традицией церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин. Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина. А также объективных условий его жизни. В частности, при острых хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин – при беременности и кормлении, пост может быть сокращён или отменён. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).
Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию церкви. Следует признать приемлемой практику, когда христианин еженедельно или несколько раз в месяц, при этом соблюдает многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняет однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника.
Во-вторых, от приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова – полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен. Требования евхаристического поста не применяются к младенцам; лицам с тяжёлыми острыми и хроническими заболеваниями, предполагающие неопустительный приём лекарств или пищи (например, при сахарном диабете), и к умирающим. Это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.
Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения. Пятое правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.
Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, церковь призывает отказаться от неё. Тем, кто не имеет пока для этого сил, нужно воздержаться от курения с полуночи, а по возможности – и с вечера в канун причащения.
В-третьих, подготовка к причащению состоит не только в отказе от определённой пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.
Неизменной частью молитвенной подготовки является последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной псалтири, в молитвослове). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву.
Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в церкви лишь начинается и которые ещё не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных.
Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено другими молитвословиями.
Поскольку литургия – вершина всего богослужебного круга, очень важно присутствовать на предваряющих её службах – в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении). Это является важной частью подготовки к причастию.
Верующие, готовящие себя к принятию Святых Христовых Таин должны собираться в храме к началу богослужения. Недопустимо опоздание на Божественную литургию, особенно после чтения апостола и Евангелия. В таком случае исповедующий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше.
Исключение может быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.
По окончании Божественной литургии христианин должен выслушать в храме или прочесть благодарственные молитвы по святом причащении.
Христианину следует всемерно стремиться к тому, чтобы, возблагодарив Господа в молитве за принятый дар, сохранять его в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.
Готовящейся к святому причащению должен исповедаться. Оно предполагает искреннее раскаяние в совершённых грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния.
Исповедь позволяет священнику судить о возможности допустить или нет кающегося к причастию.
Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжёлых неисповеданных грехов или непрощёных обид.
Подготовка детей ко святому причащению имеет свои особенности. Её продолжительность и содержание определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребёнка. Родителям, регулярно приводящим к Святой Чаше своих детей (это является благом), нужно стремиться к причащению вместе с ними.
Для детей до трёх лет евхаристический пост не является обязательным. В православных семьях детей, по традиции, с трёхлетнего возраста постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением. К семилетнему возрасту ребёнок должен твёрдо привыкнуть причащаться натощак. С этого же времени следует учить его прочитывать молитвы ко святому причащению, содержание и объём которых определяются родителями в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребёнка.
Восприемники (крёстные) должны принимать всемерное участие в воспитании детей в благочестии, побуждая их регулярно причащаться. Нужно помогать родителям приводить детей ко Святой Чаше.
Правила подготовки к причастию одобрены на Архиерейском совещании русской православной церкви, которое состоялось 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве.
О. Сергий
Информация взята с официального сайта Московского Патриархата
Екатерина МАЛОВА
Фото автора
Опубликовано в газете 6 марта