Четверг, 31 октября 2024

Редакция

Трапеза слова

Причастие — это одно из семи Таинств Церкви. Одно из самых важных

Святое Причастие называется также Евхаристией. По-гречески это значит благодарение. На Тайной Вечери, на встрече с учениками Христос совершил обряд благодарения. «Он взял Чашу, благословил, благодарил...» Христос воздал хвалу и благодарение Богу-Отцу. Евхаристия — это сама Церковь.

Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое тел Христово.

Таинство Причащения требует особого к нему приготовления.

Оно определяется для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учётом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни: занятость, обременённость попечениями о ближних.

Во-первых, практика приуготовительного поста регулируется аскетической традицией церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин. Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина. А также объективных условий его жизни. В частности, при острых хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин – при беременности и кормлении, пост может быть сокращён или отменён. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию церкви. Следует признать приемлемой практику, когда христианин еженедельно или несколько раз в месяц, при этом соблюдает многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняет однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника.

Во-вторых, от приуготовительного поста  следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова – полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен. Требования евхаристического поста не применяются к младенцам; лицам с тяжёлыми острыми и хроническими заболеваниями, предполагающие неопустительный приём лекарств или пищи (например, при сахарном диабете), и к умирающим. Это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.

Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения. Пятое правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.

Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, церковь призывает отказаться от неё. Тем, кто не имеет пока для этого сил, нужно воздержаться от курения с полуночи, а по возможности – и с вечера в канун причащения.

В-третьих, подготовка к причащению состоит не только в отказе от определённой пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.

Неизменной частью молитвенной подготовки является  последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной псалтири, в молитвослове). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву.

Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в церкви лишь начинается и которые ещё не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. 

Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено другими молитвословиями.

Поскольку литургия – вершина всего богослужебного круга,  очень важно присутствовать на предваряющих её службах – в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении).  Это является важной частью подготовки к причастию.

Вот что пишет губернатор Сергей Митин на страницах своего блога: «Главное, что храм для деревни — живой… Он дает старинной деревне вторую жизнь. Притягивает добрые дела, начало которым уже положено». Будем надеяться, что в церкви Рождества Пресвятой Богородицы посёлка всегда будут распахнуты двери для прихожан.

Верующие, готовящие себя к принятию Святых Христовых Таин должны собираться в храме к началу богослужения. Недопустимо опоздание на Божественную литургию, особенно после чтения апостола и Евангелия. В таком случае исповедующий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше.

Исключение может быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.

По окончании Божественной литургии христианин должен выслушать в храме или прочесть благодарственные молитвы по святом причащении.

Христианину следует всемерно стремиться к тому, чтобы, возблагодарив Господа в молитве за принятый дар, сохранять его в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.

Готовящейся к святому причащению должен исповедаться.  Оно предполагает искреннее раскаяние в совершённых грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния.

Исповедь позволяет священнику судить о возможности допустить или нет кающегося к причастию.

Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжёлых неисповеданных грехов или непрощёных обид.

Подготовка детей ко святому причащению имеет свои особенности. Её продолжительность и содержание определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребёнка. Родителям, регулярно приводящим к Святой Чаше своих детей (это является благом), нужно стремиться к причащению вместе с ними.

Для детей до трёх лет евхаристический пост не является обязательным. В православных семьях детей, по традиции, с трёхлетнего возраста постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением. К семилетнему возрасту ребёнок должен твёрдо привыкнуть причащаться натощак. С этого же времени следует учить его прочитывать молитвы ко святому причащению, содержание и объём которых определяются родителями в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребёнка.

Восприемники (крёстные) должны принимать всемерное участие в воспитании детей в благочестии, побуждая их регулярно причащаться. Нужно помогать  родителям  приводить детей ко Святой Чаше.

Правила подготовки к причастию одобрены на Архиерейском совещании русской православной церкви, которое состоялось 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве.

О. Сергий

Информация взята с официального сайта Московского Патриархата
Екатерина МАЛОВА
Фото автора

Опубликовано в газете 6 марта

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА