Четверг, 31 октября 2024

Редакция

«Письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать» …»

Сегодня наша собеседница — заведующая архивным отделом администрации района Марина ПЕТРОВА

Наш отдел отвечает за сохранность документов в районе. Решение о его образовании было принято  Окуловским  районным Советом народных  депутатов 15 марта 1983 года. В то время отдел располагался  в здании  райисполкома и занимал одно помещение площадью  всего 20 кв.м. Дела вёл один специалист.

Но архивные  фонды постоянно  пополнялись, для  размещения  документов требовалось  всё больше места.   В результате в 1992 году   архиву    выделили  отдельное  помещение  в здании  бывшей  школы № 1  площадью  около 90 квадратных метров, спустя год в штатное расписание добавили ещё одну ставку.

Однако действительность вносила постоянные коррективы, закрывались  одни  организации   создавались  другие, документы  передавались  в архивный отдел, росло количество  запросов  социально-правового характера от граждан  и организаций, поэтому в  2001 году вводится  ещё  одна  должность специалиста и на сегодняшний день численность  работников архивного  отдела  составляет 3 человека.   

В декабре 2005 года  под  размещение  архивного  отдела были  выделены новые  площади   в  здании бывшей  типографии. Занимаемая  площадь  составляет   344,5 кв.м., площадь, отведённая под  хранилища - 127 кв.м.

Приоритетными  задачами  архивного дела являются обеспечение  сохранности и организация  учёта документов, организация  комплектования архива документами,  использование документов архива.

На сегодняшний день в архиве на хранении находится 172 фонда, 42054 единицы хранения за 1928-2012 годы. Это фонды старейших предприятий, ликвидированных колхозов, отделов сельского строительства, культпросветработы. Имеются годовые подшивки районной газеты «Окуловский коммунар» за 1937-1962 годы, «Заря коммунизма» за 1962-1990 годы, «Окуловский вестник» за 1990 – 2009 годы. Несомненный интерес для изучения истории района представляют фонды сельского хозяйства, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, статистики, прокуратуры, суда, архитектуры.

О становлении органов местного самоуправления рассказывают документы фонда по проведению выборов в Окуловском  районе. Наибольшую историческую ценность представляют фонды исполкомов районного, городского и сельских Советов. Письменные источники из этих уникальных ресурсов отражают героизм рабочих и колхозников в тылу, доблестный труд по возрождению народного хозяйства после войны, трудовую летопись района в последующие годы.

Значительная группа документов содержит информацию о размерах заработной платы рабочих и служащих – ведомости на получение жалованья и лицевые счета.

Особый комплекс документов — это похозяйственные книги, вмещающие информацию о крестьянских хозяйствах: глава семьи, количество членов семьи, места их работы, размер приусадебного участка, хозяйственные постройки и т.д. Сохранились документы о видах и размерах ежегодных налогов с крестьянских хозяйств в 1940–1950-е годы с указанием фамилии, размеров денежных выплат, объёмов обязательных сельскохозяйственных поставок государству и задолженностей по их уплате.

Сведения о всех фондах занесены в автоматизированную базу данных  «Архивный фонд». Следует также отметить, что муниципальные архивы приступили к сбору аудио- и видеодокументов от граждан и учреждений.   

Что такое архив для непосвящённого человека? Тишина, покой, размеренная работа. Но это только кажущаяся видимость. На самом деле здесь кипит работа. Поступающие документы не оседают мёртвым грузом в хранилищах архива. Они широко используются, чтобы остались в памяти людской жизнь и деятельность, заслуги и подвиги окуловцев, чтобы не угасал интерес к родной земле, к земле Окуловской. С подлинниками работают студенты при написании дипломных и курсовых работ, краеведы – для изыскания различного рода информации для исследовательских работ. В районной газете «Окуловский вестник» печатаются наиболее интересные документы по истории района. Ведется выставочная деятельность.

Так, в 2014 году  в читальном зале архива работали с документами 6 исследователей.

Совместно с районным краеведческим музеем им. Н.Н. Миклухо-Маклая к 50-летию образования Окуловки организована выставка «Документальная память» по подшивкам «районки», которая будет работать до мая текущего года. Проведена  обзорная экскурсия в архив для учащихся школ.

Главным направлением  в сфере  использования документов является исполнение  запросов  социально-правового характера. Только представьте себе, сколько приходится просмотреть архивных документов, чтобы подготовить ответ на запрос - простой или сложный. Но и простым, казалось бы, на первый взгляд, запросам приходится уделять не один рабочий день. В последние 2-3 года население района стало чаще обращаться в отдел за правоустанавливающими документами на домовладения и земельные участки. Увеличилось количество запросов о размере заработной платы за ряд лет для перерасчета размера пенсий. Запросы граждан исполняются по заявлениям, получаемым архивом как непосредственно от заявителей, посещающих архив, так и через многофункциональный центр, Пенсионный фонд. Кроме того, запросы поступают и по почте, в том числе и электронной. Все требования исполнены в сроки, определённые правилами работы архивов. Если в архиве нет тех или иных документов, гражданину дается разъяснение о том, в какие инстанции можно обратиться. Всего  в 2014 году в архив  от граждан поступило 572  запроса, из них с положительным результатом исполнено 452.           

Пользуясь случаем, напоминаю что организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с п.1 ст.17, п.10 ст.23 Федерального закона от 22.10.2004 №125-ФЗ  «Об архивном деле в Российской Федерации» обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения. При ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в обязательном порядке передаются на хранение в архив. Порядок и условия передачи документов на хранение устанавливаются федеральными законами и иными  нормативными правовыми  актами  Российской Федерации.

В архивном отделе работает небольшой, но слаженный и работоспособный коллектив. Ольга Борисовна Кузина ведёт приём заявителей и исполняет все запросы граждан. За  сохранность, ведение  учёта, осуществление  отбора и приёма  на хранение документов в архиве отвечает Лидия Иосифовна Дмитриева, которая почти 20 лет отдала архивному делу. Специалисты архивного отдела добросовестно выполняют нелёгкую, кропотливую работу, направленную на сохранение исторического и культурного наследия.

Светлана КУРДЮКОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА