Три компании подали заявки на получение лицензии: «УК-Управление домами» (В.А. Загоскин), ООО «Старт» (Н.Б. Шеляпин), ОАО «ХЭУ Адмиралтейского района» (Н.К. Беженарь). Продолжить деятельность смогут только те, которые «лицензируются» до 1 мая.
Достаточно ли трёх компаний? Что будет с теми, кто пока не определился с формой управления? Каких ещё нововведений ждать? Об этом – наш репортаж с совещания, которое состоялось 30 марта в администрации. Участие в его работе приняли представители администрации, общероссийского народного фронта, управляющих и обслуживающих организаций и ТСЖ.
Глава района Лариса Паюк сразу взяла инициативу в свои руки:
– Хочу заслушать все управляющие компании. Мы должны знать, какое количество домов каждая возьмёт в своё управление.
Знакомые всё лица…
Первым ответ держал руководитель «УК Управление домами» Виктор Загоскин. В марте он подал заявку и в апреле надеется получить лицензию. 62 многоквартирных дома, включая один в деревне Трегубово, организация берёт в своё управление.
«ХЭУ Адмиралтейского района» оставляет за собой 62 дома. ООО «Старт» – 21 жилое здание в городе. Пока неясно, кто решится взять на себя проблемные дома в Карловке: тот случай, когда ремонтировать нужно всё, начиная от кровли и заканчивая полами в подъезде. Хотя с кровлей ситуация обнадёживает: её ремонт предусмотрен в обозримом будущем в рамках региональной программы. Есть парочка таких «убитых» домов и в Краснофарфорном. Речь, напомним, идёт о домах, где больше 16 квартир.
Хорошо зарекомендовавшая себя обслуживающая организация «УправДом» статус на управляющую менять не планирует. Так называемое «ленивое» ТСЖ, когда все полномочия по обслуживанию берёт на себя организация, позволит работать с собственниками в тандеме. Открытым остаётся вопрос с домом №4 на улице Дружбы, где жильцы пока в раздумьях. Если решение не будет принято, администрация района проведёт открытый конкурс по отбору управляющей организации. ТСЖ в Трегубове оставляет за собой три дома.
Подводя итог первой части совещания, глава района констатировала:
– Есть три УК, есть обслуживающая организация и ТСЖ, и есть возможность манёвра. Дальше будем действовать по ситуации.
С собственниками всё более или менее понятно, почти везде уже прошли собрания, и люди определились. А вот с муниципальным жильём ситуация не такая однозначная. Есть проблема с городскими общежитиями: сложно отследить, кто в них живёт, кто прописан, кто и сколько платит.
Другой момент озвучила заместитель директора ООО «Управдом»
Татьяна Гевейлер: собственники собирали средства на ремонт и планируют их потратить. Какова будет доля муниципалитета, ведь почти во всех многоэтажках есть муниципальные квартиры? Лариса Паюк развеяла все иллюзии на этот счёт: денег пока нет, а вот проблем хватает.
Весь муниципальный жилой фонд перешёл в район, взяли всё, «списком», независимо от состояния. На первом этапе предстоит переоформить документацию. В квитанциях появится дополнительная строка: за наём жилья. Управляющим компаниям предстоит подготовить специалиста – оператора по приёму платежей, зарегистрироваться в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу. Однако иметь такого человека в каждой компании накладно, да и нет смысла: объём работы не велик.
Чья земля?
Вопрос не праздный. В кадастровую стоимость (а теперь мы будем платить налог на недвижимость исходя из её кадастровой стоимости) входит не только само жильё (стены и крыша), но и участок земли, на котором стоит дом. Но сейчас не об этом. УК обязаны следить за придомовыми территориями, однако почему-то игнорируют свои прямые обязанности, посетовала на совещании начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи Раиса Муратова. Она напомнила:
– На каждый многоквартирный дом имеется технический паспорт, в котором указана прилегающая территория, являющаяся общедомовым имуществом, которое должно обслуживаться управляющей организацией. Летом производиться окос травы, уборка мусора, зимой – проезжей части от снега и льда. А УК следят только за порядком около подъездов.
Проблема действительно острая и касается она не только придомовых территорий. Стоит вспомнить, как часто газета к ней обращается, особенно летом, когда в городе то тут, то там появляются пустыри – «ничейная» земля. Лариса Паюк первопричину видит в беспорядочности городской застройки, в нечётких границах, в сетях, которые идут повсюду, пересекают город, как кровеносная система, подчас мешая проводить работы по благоустройству.
Есть вопросы
Следить за состоянием общедомовых приборов учёта, за сроками их эксплуатации обязана управляющая компания: это аксиома. Другой вопрос, а целесообразно ли вообще продолжать их установку? С таким вопросом, прямо скажем, неожиданным и идущим вразрез с политикой правительства, активно продвигающего эту идею, обратилась к коллегам представитель одной из компаний. Она объяснила: ситуации возникают подчас странные – в Грузине, например, после установки общедомового прибора учёта тепла люди страдают от жары и уверены, что переплачивают за перетоп. Почему так происходит?
Проблема есть, и она требует внимательного анализа при участии представителей ресурсоснабжающих организаций, поэтому решили вернуться к разговору позже, при подведении итогов отопительного сезона.
Капремонт: и захочешь – не заплатишь
Непродуманная система взимания платы за эту услугу постоянно даёт сбой. Мало того, что везде берётся пускай небольшая, но всё же комиссия, так ещё с квитанциями проблема: их или приносят поздно, или не приносят вообще. Так называемый мобильный офис Россельхозбанка до сих пор не принимает платежи за капремонт даже по своей карте. Зато сколько было разговоров…
Но, кажется, ситуация может измениться к лучшему: заключён договор с «Почтой России». Остаётся только надеяться, что квитанции будут доставляться быстрее, чем идут письма «из Чудова в Чудово». К тому же, в Сбербанке можно подключить услугу «мобильный банк»: деньги будут сниматься с карты.
Заканчивая совещание, глава района Лариса Паюк подытожила:
– Много вопросов в сфере ЖКХ, но кому как не нам их решать. Так что за работу.
Светлана ЩЁГОЛЕВА
Фото Анны ВИНОГРАДОВОЙ
Опубликовано в газете "Родина" от 2 апреля 2015 года