Когда уже водители поедут по ровненькой дорожке?
В день, когда я собралась проверить состояние дорожного покрытия дороги через деревни Слутка, Пахотная Горка, Кирилловка, Дубровка Савинского поселения, там уже сделали подсыпку. Вроде – должно стать лучше… Но я бы так не сказала. Со мной согласилась и Людмила Борисова, жительница деревни Дубровка, она и провела для меня своеобразную экскурсию по местным ямочным «достопримечательностям».
Суть вопроса такова. Неподалеку от перечисленных деревень идет строительство новой автомагистрали М-11. Большие машины с тяжелым грузом проходят через населенные пункты, разбивая и без того не идеальное асфальтовое покрытие. Сразу за Слуткой начинается проблемный участок. Дорога пришла в такое состояние, что, по словам местных водителей, ехать по ней можно только со скоростью 5 км/ч, пытаясь лавировать между ямами.
Выскажу коротко свои впечатления от этой поездки – больше на своей машине меня сюда никаким калачом не заманишь. Яма на яме и ямой погоняет. И подсыпка большими камнями положения не спасла.
Сама Людмила Ивановна работает учителем в Савинской школе и ежедневно ездит туда из своей Дубровки на личной «семерке». А вечером – обратно. Она водитель с десятилетним стажем и, похоже, уже хорошо разбирается во внутреннем устройстве автомобиля.
– Дорога в таком состоянии, что на ней можно потерять все, что только в машине есть. Я всю зиму работаю, можно сказать, только на нее, столько средств уходит на запчасти, починки. Один день в неделю приходится посвящать ремонту. Поменяла радиатор, детали подвески, за последние месяцы три раза уже сделала развал-схождение.
– А как вам вот эта подсыпка, которую сделали буквально день назад?
– Да никак, лучше не стало. Все возмущаются состоянием нашей дороги. Ко мне как к депутату сельского совета обращаются многие. Здесь столько людей ездит на своих машинах. А летом еще и дачники начнут приезжать, жалоб будет еще больше.
Людмила Ивановна рассказала, что нынешней зимой она на своей машине три раза застревала на обочине: большегрузы едут посередине дороги, а легковым машинам приходится съезжать на край дороги, чтобы разъехаться. С началом тепла обочины стали очень опасными. Некоторые жители деревень даже огородили их полосатыми лентами, чтобы, не дай Бог, туда кто-нибудь не заехал.
Еще один депутат Савинского поселения Светлана Бельченкова рассказала, что история с ремонтом дороги началась давно. Еще весной прошлого года те же большегрузы совсем испортили участок около деревни Муравьи. Общественники начали писать жалобы, и по предписанию прокурора к 1 октября 2014 года этот участок все-таки отремонтировали на радость всем местным водителям. Но прошло время, и стал непроезжим другой участок – тот, о котором мы сейчас и говорим.
– Люди в целом с пониманием относятся к строительству платной автотрассы. И мы знаем, что другой дороги для машин, везущих стройматериалы, кроме как через наши деревни, здесь нет. Но все-таки надеемся, что проблема будет решена положительно.
– Светлана Михайловна, Вы же знаете, что после окончания строительства все разбитые дороги обещают отремонтировать.
– Да, знаем. Но М-11 собираются сдавать досрочно в декабре 2016 года, зимой дорогу явно ремонтировать не будут, боимся, что потом вообще про нас забудут. К тому же мы намучились, пока добились ремонта участка у деревни Муравьи, не хотелось бы опять идти по такому же сложному пути.
Ну и, конечно, до конца 2016 года еще «как до Марса». Все это время тоже надо как-то ездить, желательно, не очень часто ремонтируя подвеску.
Наконец, еще одна, возможно, самая важная проблема, которая усугубилась из-за большегрузов – состояние моста через Ложитовский ручей. На въезде стоит знак ограничения грузоподъемности – 25 тонн, но через него проезжают крупнотоннажные автомобили с весом, намного его превышающим. Между тем даже мне, неспециалисту, видно, что мост нуждается в ремонте. На швы страшно смотреть, не говоря уже об асфальтовом покрытии. Бьют тревогу и местные жители, Светлана Бельченкова мне рассказала:
– Если что-то случится с Ложитовским мостом, то жители многих деревень окажутся отрезанными от школы, детского сада, магазинов, администрации, то есть от всего необходимого для жизни. Другой-то дороги нет, только через этот мост и можно ездить. Вот такая безвыходная ситуация сложилась для всех участников.
На недавно прошедшем собрании населения Савинского поселения, где отчитывались глава поселения Андрей Сысоев и начальник МО МВД «Новгородский» Алексей Степанов, последнему был задан вопрос относительно проезда крупнотоннажного транспорта через этот мост: «Почему отдел ГИБДД не контролирует исполнение ограничивающего знака в 25 тонн?» Четкого ответа жители тогда не получили. Да это и понятно, как тут контролировать, если идет такая стройка государственного значения. Тем не менее ситуация день ото дня становится все острее. Что думает по этому поводу глава Савинского поселения Андрей Сысоев?
– Несколько дней назад к нам приезжала комиссия, в ее составе были представители государственной компании «Автодор» и подрядной организации, которая непосредственно занимается строительством автотрассы М-11, – рассказал Андрей Владиславович. – Они обследовали все проблемные участки дороги, по которой курсируют их крупнотоннажные автомобили. Я как глава поселения также принимал участие в обследовании и просил комиссию обратить особое внимание на три важных момента: проседание дороги в районе деревни Дубровка, состояние Ложитовского моста и частичное обрушение трубки в районе Кирилловки. Все было сфотографировано, занесено в протокол.
Сложившуюся ситуацию понимают все. Ведь если разбитую дорогу еще можно восстановить, то ремонт моста приведет к колоссальным затратам. Лучше сейчас обратить на это внимание и сделать все, что необходимо. Что касается сегодняшнего состояния дороги от Пахотной Горки до Кирилловки, то обслуживающая организация, безусловно, будет заниматься ее ремонтом. В настоящий момент не начали работать асфальтовые заводы, но до середины мая дорожники обязались восстановить покрытие на всех проблемных участках.
Надо отметить, что тема состояния дорог, которые используются для проезда автомашин со стройматериалами для трассы М-11, постоянно поднимается в правительстве Новгородской области. Огромные неудобства из-за разбитых дорог терпят и другие районы Новгородской области. Недавно губернатор Сергей Митин призывал к терпению жителей Окуловки. Видимо, пока ничего другого не остается и жителям деревень Савинского поселения.
Ольга ПАРИЦКАЯ
Фото автора