Нет, пожалуй, темы актуальнее и острее для населения нашего города, чем стоимость тарифа на тепловую энергию.
Буквально месяц назад ко мне обратился представитель инициативной группы (согласно закону о СМИ называть его имя не буду) с просьбой оказать консультативную помощь в проведении митинга. Получив так называемую «13 квитанцию» и оплатив её, люди испытали настоящий шок: средств для существования практически не осталось.
Митинг, в какой-то степени, - мера действенная, но мне кажется, что, кроме шума, результатов она не принесёт. Выйдут люди, покричат, обменяются с представителями власти взаимными обвинениями, «выпустят пар» и разойдутся. Повлияет ли это на стоимость тарифа? Сомневаюсь. Покажут нас, может быть, ещё по телевидению. «Вынесем сор из избы», одним словом, а решение проблемы, тем временем не сдвинется ни на йоту.
На моём рабочем столе лежит кипа документов. Это ответы из разных комитетов и ведомств, которые присылались жителям в разное время на вопрос о законности тарифа на тепловую энергию в Сольцах. Так, сольчане неоднократно обращались в районную и областную прокуратуру, комитет по ценовой и тарифной политике области. Ответы последнего хоть и являются рекордными по количеству, но «завесы тайны» не открывают, а даже наоборот, специалисты ссылаются на такое количество постановлений, что разобраться в них по силам разве что юристу, а не простому человеку. Жалобы также были написаны на имя губернатора Новгородской области Сергея Митина, вице-губернатора Юрия Маланина, главного федерального инспектора, руководителя приёмной Президента РФ в Новгородской области Алексей Карманова. От администрации района были также направлены обращения в адрес депутатов областной Думы Владимира Чистякова и Романа Нисанова.
Глядя на этот «бумажный ворох», задаёшься извечным русским вопросом: что делать? Ответы на жалобы идентичны. По содержанию, в двух словах, они означают следующее: тариф у вас, сольчане, обоснованный. Никаких нарушений существующего законодательства не имеется. Живите и примите как данность: тариф у вас самый высокий потому, что он самый высокий.
Взять хотя бы ответ, который два года назад пришёл из администрации Новгородской области за подписью Юрия Маланина. В нём утверждается, что «… тарифы в Сольцах не являются самыми высокими в области и зависят от затрат организации коммунального комплекса на производство, транспортировку и реализацию услуги».
Смотрим информацию об утверждённых тарифах на тепловую энергию ООО «ТК Новгородская» с 1 апреля 2014 года. Отмечу, что в районе установлен единый тариф для населения независимо от вида топлива, газ и уголь идут у нас по одной цене. Наш тариф и правда не самый высокий, впереди нас Холм. Жители этого района платят 2696 рублей 93 копейки против наших 2566 рублей 43 копеек. Разница в тарифе составляет 103 рубля 50 копеек. В пятёрку лидеров, или, уместнее сказать, аутсайдеров, также попали: Поддорье (2470 рублей 79 копеек), Батецкий (2408 рублей 91 копейка) и Демянск (2291 рубль 07 копеек). И это при том, что ни в одном из перечисленных районов газа нет.
От средневзвешенного тарифа, который в Новгородской области составляет 1516 рублей 28 копеек, нас отделяет почти тысяча рублей. Что может служить причиной этого? Материальное положение его жителей, высокая платёжеспособность? Статистика, к сожалению, говорит, обратное. В основной своей массе мы бедны и занимаем первое место в области по количеству безработных. И эта самая тысяча, что отделяет нас от среднеобластного тарифа, нам бы очень пригодилась.
Не повезло нам и ещё по одной причине (тут я позволю себе пошутить): к нам пришёл инвестор. И построил газовые котельные, обещая, что после срока окончания инвестиционной программы тарифы будут пересчитаны. Но, как оказывается и как уже говорилось на страницах «Солецкой газеты» ранее: инвестиционная составляющая включена в общий тариф, который устанавливается для юридических лиц и составляет 3 956 рублей 24 копейки. Выпадающие доходы (разница между тарифом для населения и общим тарифом) возмещаются тому же ОАО «НордЭнерго» из областного бюджета. Никакого отношения инвестиционная программа к тарифу для населения не имеет. После её окончания комитет по ценовой и тарифной политике пересчитает общий тариф, а население будет платить по прежней цене.
31 марта в приёмной председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева вёл приём депутат Государственной Думы Сергей Фабричный. Со всей этой папкой бумаг и умозаключений я записалась к нему на приём. Сергей Юрьевич меня внимательно выслушал и обещал в вопросе разобраться: направить соответствующий запрос в Правительство Новгородской области. Только гарантий того, что ему не придёт такой же формальный ответ, который из года в год мы получаем из разных инстанций, он не дал. По его мнению, проблему высокой платы за тепло (размеры коммунальных платежей, признаться, его удивили) мы должны решать в тандеме с местной властью. Только совместными усилиями, на его взгляд, мы можем добиться каких-то результатов, а именно справедливой платы за тепло и горячую воду.
На одном из последних заседаний Правительства области с отчетом о работе выступила председатель комитета по ценовой и тарифной политике Марина Солтаганова. Присутствующий на заседании глава района Юрий Сычёв задал вопрос, ставший для нас риторическим: почему в Солецком районе самый высокий тариф на тепло для населения? Комментариев и ответов с высоких трибун не прозвучало, и тогда губернатор дал поручение своему заместителю Юрию Маланину в этом вопросе разобраться.
Бытует мнение, что история нашего «высокого тарифа» уходит в 2005 год, когда из района в областную собственность передавалось предприятие жилищно-коммунального хозяйства. Но ситуация с тарифной политикой была тогда немного иная - большинство многоквартирных домов отапливалось мазутом - одним из дорогих на тот момент видов топлива, а тарифы для населения утверждались районной Думой. По словам бывшего руководителя жилищно-коммунального предприятия Сергея Миронычева, в августе 2005 года область отказалась от централизованных поставок мазута в районы. Закупать мазут предприятию нужно было самостоятельно. Единственная возможность в создавшихся условиях выжить - довести оплату полученной населением коммунальной услуги до ста процентов. На момент передачи население оплачивало около 80 - 85%. Таким образом, с высоким уровнем платежей нас и приняли в область. Хотя, например, в том же Пестовском, Окуловском или Хвойнинском районах население оплачивало коммунальную услугу лишь наполовину. Остальное им компенсировалось из областного бюджета. С той самой поры, а прошло, ни много ни мало, десять лет, тарифы на тепловую энергию в Солецком районе не пересматривались, а только индексировались.
Жирную точку на этом ставить пока не хотелось бы - ответы на запросы депутата Сергея Фабричного и вице-губернатора Юрия Маланина ещё не получены, а взглянуть на них было бы весьма интересно. К тому же первый заместитель главы администрации Алексей Масляков в очередной раз дал поручение комитету по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и земельным вопросам запросить данные о том, каким образом в комитете по ценовой и тарифной политике формируется тариф для населения. Так что продолжение следует.
Татьяна ИЛЬИНА
Фото автора
Опубликовано в газете 9 апреля