Четверг, 31 октября 2024

Редакция

О чём молчат гранитные плиты

В нескольких километрах от Чудова на крутом берегу Волхова расположилась небольшая деревушка Марьино. Ничего примечательного, в основном сегодня здесь живут дачники. Однако деревенское кладбище по праву можно считать исторической достопримечательностью Чудовского района.

Прибыв сюда туристическим маршрутом с экскурсией, гости нашего города, да и коренные жители, не пожалели бы о потраченном времени, узнали много нового из истории района.

На Никольском погосте, что находится практически в центре населённого пункта, покоятся рядом герои современности, такие, как известный режиссёр-документалист Александр Сидельников, и известные исторические личности прошлых веков. Старинные, поросшие мхом гранитные плиты могли бы рассказать много, но, к сожалению, холодны и безмолвны. Высеченные на них надписи и даты вызывают любопытство, настойчиво призывая к поиску информации.

Сразу несколько представителей старинного дворянского рода Тырковых похоронены на Никольском кладбище. О некоторых из них нашлась интересная информация в Чудовском краеведческом музее, добытая местными краеведами.

Один из погребённых – Александр Тырков, был лицейским другом Александра Пушкина. Он родился 4 ноября 1800 года в семье новгородского помещика, дворянина Дмитрия Алексеевича Тыркова (1755-1841). Первоначальное обучение получил в частном институте протоиерея Камского, а затем по рекомендации министра юстиции Г.Р. Державина был принят в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Не последнюю роль сыграло то, что Державинская «Званка» на Волхове соседствовала с родовым имением Тырковых – «Вергежа».

В Лицее Александр Тырков занимал комнату №32, о чём до сих пор свидетельствует табличка над дверью, его имя на мраморной доске среди лицеистов 1810-1817 гг. В июне 1817 года Александр Тырков вместе с другими окончил курс Лицея и был выпущен прапорщиком в северный конно-егерский армейский полк. В мае 1820-го произведён в поручики, а через два года в чине штабс-капитана уволен со службы по болезни. Имея собственное имение в 7000 десятин земли в 18-ти верстах от Любани, А. Тырков большую часть жизни провёл в Вергеже у своего брата Алексея Дмитриевича Тыркова (1795-1853) – деда последнего владельца усадьбы «Вергежа», народовольца Аркадия Тыркова, участника покушения на императора Александра II.

Могилу старшего брата Александра Тыркова – Алексея Дмитриевича Тыркова тоже можно увидеть в Марьино. Из формулярного списка о службе А.Д. Тыркова значится, что на 14-м году жизни поступил он на службу в канцелярию государственного казначея канцеляристом, через год по Высочайшему повелению получил чин сенаторского регистратора. В 1809 году из канцелярии государственного казначея был переведён в экспедицию государственных доходов, где дослужился до должности коллежского секретаря.

В начале Отечественной войны 1812 года Алексей Тырков был принят в Новгородское ополчение подпоручиком, служил адъютантом начальника ополчения, генерала Николая Сергеевича Свечнина – новгородского губернского предводителя дворянства, соседа и приятеля графа А.А. Аракчеева. Принимал участие в заграничном походе русской армии. За отличия по службе подпоручик Тырков был награждён русским орденом Святой Анны 4 класса и прусским орденом Пур-ле-мерит («За заслуги»). Прусский орден Пур-ле-мерит был учреждён королём Фридрихом II в 1740 г. как награда за военные и гражданские заслуги. С 1810 г. и вплоть до конца Первой Мировой войны 1914-1918 гг. являлся высшей прусской военной наградой.

После роспуска Новгородского ополчения Алексей Тырков вновь вернулся на службу в экспедицию государственных доходов, затем был переведён в Министерство финансов, ушёл в отставку. В 1827 году избран судьёй Новгородского уездного суда, а в январе 1830-го – Новгородским уездным предводителем дворянства. А. Тырков был в дружеских отношениях с графом А.А. Аракчеевым. Не удивительно, что после смерти Аракчеева именно А.Д. Тырков стал управляющим Грузинским имением Новгородского графа Аракчеева кадетского корпуса.

У Алексея Дмитриевича Тыркова и его жены было 12 детей: 5 сыновей и 7 дочерей. Жена – Татьяна Яковлевна Ивкова была родом из Псковской губернии. До замужества вместе с родственниками несколько лет жила за границей. Переняла европейские привычки и «умела дом блюсти в чистоте и порядке». В завещании Алексей Тырков не указал конкретно, кому из сыновей какие земли вместе с крепостными достанутся. Дети тянули жребий. Родовое гнездо Тырковых – «Вергежа» досталось шестнадцатилетнему Владимиру.

Алексей Дмитриевич и Татьяна Яковлевна похоронены здесь, на Никольском погосте д. Марьино. Их могилы рядом. До наших дней хорошо сохранились надмогильные плиты из полированного гранита с надписью «Успокой Господи, душу усопшего раба твоего…».

Вот так, проехав всего лишь одну остановку на электричке до станции Волхов Мост, заглянув в деревню Марьино, можно окунуться в богатую историю России и прикоснуться рукой к старине…

Анна ВИНОГРАДОВА, фото автора

Опубликовано в газете "Родина" от 16 апреля 2015 года

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА