Вторник, 16 сентября 2025

Редакция

Единственно правильный выбор

Позитивный человек умеет находить радость жизни даже в мелочах, делиться ею с окружающими, смотреть в будущее, быть благодарным. Все эти качества в полной мере можно отнести и к герою этого рассказа Владимиру Негоде.

Коммуникабельный и компанейский, он способен найти общий язык со всеми, от мала до велика. Опыт проживания в республиках бывшего Союза и знание культуры других народов помогают понимать и строить отношения с людьми разных национальностей, среди которых у Володи немало друзей. Но своими проблемами грузить никого не будет: всё привык решать сам.

Работа в органах, служба в армии, да и сама жизнь закалили его характер, возможно поэтому общительный Негода неохотно впускает посторонних в своё прошлое, хотя ему есть о чём рассказать.
Дважды он побывал в «горячих точках», и оба раза не рвался — Родина отправила; если понадобится, поедет ещё. Служба, говорит, обычная, страха никакого, наверно потому, что человек ко всему привыкает, хотя по сути это практически та же война. Единственное, что напрягает, — неизвестность: у себя дома знаешь каждую подворотню, а там жаришься под палящим солнцем в обнимку с автоматом и не знаешь, откуда ждать подвоха.

Первый раз Владимир оказался в Моздоке, в районе конфликта, в 1994 году, когда проходил армейскую службу...

После десятилетки, в 1992 м году, Негода подал документы в Боровичское педагогическое училище. Перспектива стать учителем физкультуры его не прельщала, но уж очень лестно отзывались об этом учебном заведении знакомые ребята. К тому же для него, хорошо окончившего школу, это был самый лёгкий путь быть зачисленным в образовательное учреждение без вступительных экзаменов.
В декабре 1993 го юношу призвали в армию. Попал в учебную мотострелковую часть, располагавшуюся в посёлке Сертолово 2 Ленинградской области. О годах службы вспоминать не любит: и сейчас слишком тяжело осознавать, что нет тех, с кем её начинал... Перспектива отправиться вместе с ними в «горячую точку», где многие остались навечно, была для него стопроцентной — уберёг случай.

Когда в декабре 1994 года вводили войска в Чечню, Негода был в отпуске.

Вспоминая себя 18 летнего, он остро ощущает те чувства переживания, тревоги и усталости, как будто это было вчера. После отпуска рядовой Негода вернулся в полупустую часть, из полка осталось 400 человек, однако от уменьшения числа солдат работы не убавилось. Многие срочники такой нагрузки не выдерживали, писали рапорты и отправлялись в зону конфликта.

— Да, — говорил им начальник штаба, — вашим матерям будет спокойнее, но вы лёгкой службы не ждите, работать будете за троих.
В обязанности военнослужащих входило всё полковое обес­печение, от уборки территории до боевого дежурства. Их направляли на строительство лыжных трасс, уборку снега на учебно-спортивной базе «Кавголовский трамплин», где проходят международные соревнования, они обеспечивали охрану порядка на Играх доброй воли в Санкт-Петербурге (тогда Владимиру довелось повидать многих знаменитых спортсменов со всего мира).

Не обошлось и без командировки в Северную Осетию, которая была довольно сложной не столько физически, сколько морально: из Моздока предстояло привезти документацию на погибших ребят Ленинградского военного округа.

Два армейских года прошли как один день, благодарен службе за приобретённый опыт, школу выживания, и ни о чём не жалеет. Это был яркий, запоминающийся отрезок жизни, в котором была и служба, и работа, и насыщенная гастрольная деятельность. В составе музыкального коллектива, созданного на базе полкового оркестра, Негода объездил множество воинских частей, исполняя песни собственного сочинения; в те годы немало их было написано об армейской службе: «Боевые друзья», «Автобус 444» и другие, в которых всё — от призыва до дембеля.

— Вместе со мной проходили службу ребята практически из всех республик страны, мы жили одной большой дружной семьёй. В нашей части дедовщины не существовало: загруженность была настолько велика, что вечером было уже не до розыгрышей и проверок на прочность, единственное желание — скорее добраться до подушки. Случай, связанный с неуставными отношениями, произошёл со мной всего один раз, и то по ошибке. Один из дембелей, будучи на гражданке, решил вернуться и поквитаться с обидчиком, по вине которого его послали для прохождения службы на север. Драка наша закончилась быстро, паренёк извинился, поняв, что перепутал меня с тем солдатиком, хотя мы совсем не похожи. Наверное, не разглядел в темноте.

Как старшего по званию (он первым получил сержантские погоны), Негоду назначили командиром отделения. Руководить ребятами своего призыва и просто, и сложно. Несмотря на то, что вместе постигали армейскую науку и стали своими в доску, не обходилось без конфликтов: не каждый мог принять и понять, почему им командует его же товарищ.

Вторая командировка (в Шарой) была совсем недавно, в 2013 году, но прежде, чем туда отправиться, Владимир съездил в Майкоп, побывал у мемориала погибшим сослуживцам, поклонился им, вспоминая эпизоды армейской жизни и ребят, имена которых теперь увековечены в камне.

— В первый же день прибытия в Шарой, призывая нас к бдительности и самоконтролю, командир сказал: здесь солнце и красивая природа, но вы всё равно на вой­не.
Видеть картинки по телевизору, когда всё происходит где-то далеко, и слышать стрельбу совсем рядом — вещи разные. Случались моменты переживания за своих ребят и у нас: в течение четырёх дней недалеко шли боевые операции. В наши обязанности входила охрана дороги между Грузией и Дагестаном, по которой могли продвигаться незаконные вооружённые формирования, задача заключалась в предотвращении конфликта в случае непредвиденной ситуации.

Я отвечал за связь между блокпостами. Выросшему в Средней Азии, мне всё было привычно: и горные серпантины, и нехватка кислорода, от которой замедляется реакция, но никогда нельзя свыкнуться с человеческой халатностью. Согласно установленному графику, все посты должны выходить на связь в определённое время, и когда застава, находящаяся на удалении десяти километров, не дала о себе знать, появилось жгучее чувство тревоги: там больше десятка человек и неизвестно, что с ними. Положение сложное, надо срочно принимать решение и отправлять людей, а вдруг засада... Но всё разрешилось само собой. Оказалось, старший блокпоста просто позабыл включить аппаратуру.

Полгода монотонной однообразной службы запомнились Владимиру новыми знакомствами и... неожиданными встречами с бывшими однокурсниками. Его учёба в училище разделилась на два периода — до и после армии, и обе группы стали родными, хоть и были разными. Негода всё жалеет, что после окончания училища очень редко встречается с друзьями из-за особенностей графика работы.

— Многие мои однокурсники пошли служить в МВД, и так получилось, что я, не помышлявший о работе в органах и никогда не сталкивавшийся с сотрудниками милиции, одним из первых пополнил её ряды. Единственный раз только тесно общался с милиционерами в Бурге в 1996 году, когда мы с братом помогали в поисках пропавших в лесу детей.

А спустя несколько месяцев меня пригласил к себе тогдашний начальник милиции Виктор Круглов и предложил пойти стажёром участкового. Естественно, я отказался, работа на пилораме меня вполне устраивала: что заработаешь, то и твоё. Виктор Анатольевич обрисовал перспективы будущей работы, при этом доходчиво объяснил, что лесопилка не вечна и что я, здоровый крепкий парень, занимаюсь ерундой вместо того, чтобы приносить пользу обществу; посоветовал не раздумывать слишком долго, а быстро проходить комиссию и приступать к работе.

Я решил попробовать, а не получится — уйти никогда не поздно. Но мне в жизни повезло на хороших наставников, немало сделавших для того, чтобы я остался: Андрей Тимофеев, Иван Ядрин, Сергей Басараб, мой однокурсник Андрей Борсуев и, конечно, Надежда Смекалова — именно она смогла привить любовь к профессии. Может быть потому, что мудрая женщина делала это по-особому, ненавязчиво, улыбаясь и подсказывая.

Хоть я и устраивался на работу без особого энтузиазма, но тот факт, что буквально через три месяца был аттестован с присвоением звания младшего лейтенанта, меня здорово подстегнул. За 18 лет службы в маловишерском отделе я ни разу не пожалел, что связал жизнь с работой в полиции, и благодарен людям, которые помогли мне сделать единственно верный выбор.
Работа полицейского ответственная, напряжённая, но очень нужная — столько людских судеб проходит через людей в погонах. Первое время Владимир никак не мог переключиться: образ жизни некоторых семей совершенно не вязался с тем, как живёт его семья. Там сын мог наорать на мать, оскорбить её, избить, а для него, выросшего в дружной благополучной семье, в любви и понимании, это было абсолютно противоестественным, и привыкнуть к этому никак нельзя.

Родители дали им с братом Александром хорошее воспитание. Талантливый Володя с детства писал стихи, занимался музыкой. В 1986 году отца направили в командировку в Эфиопию, и мама с младшим сыном уехала следом. Володе надо было учиться в школе, он был в пятом классе, и мальчика отвезли к тётке в Казахстан, в город Усть-Каменогорск, а через год мама, не выдержав разлуки с сыном, вернулась с Сашей на родину. В 1989 м семья пере­ехала в Россию.

— В музыкальной школе я занимался по классу фортепиано, гитару осваивал уже самостоятельно. На практике в пионерлагере паренёк показал принцип игры на инструменте, а дальше сам, потом попробовал положить на музыку свои стихи. Сейчас пою только под настроение, заставлять и упрашивать бесполезно — такой уж характер. С коллегой Юрием Годуном участвуем в различных конкурсах, в дуэте петь с ним пока не пробовали, в основном он выступает как автор и исполнитель.

Первый свой диплом победителя музыкального смотра-конкурса самодеятельного творчества сотрудников органов внутренних дел я привёз из Великого Новгорода в декабре 1997 го, сейчас уже целая коллекция грамот за призовые места. В моём репертуаре произведения популярных авторов, свои песни широкой публике не показываю: их надо понимать, они написаны по совершенно определённым, конкретным ситуациям и случаям из жизни.

Светлана БОРИСОВА
Фото из личного архива
Владимира Негоды

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА