В преддверии Дня органов местного самоуправления мы провели небольшой опрос среди жителей района. Он содержал всего два вопроса:
• С какими трудностями сталкивается в своей работе местная власть? Или у чиновников всё идет легко и гладко?
• Какие проблемы, по вашему мнению, власть решает неэффективно?
Надежда, 56 лет, госслужащая:
— Думаю, трудности есть везде. О сути этих проблем не задумывалась и сказать не могу, да и не моя это забота.
Остаётся нерешённым вопрос автобусного сообщения на Великий Новгород. Лично мне часто приходится бывать в городе по долгу службы. Добираться порой приходится на перекладных, очень неудобно.
Мария, 65 лет, пенсионерка:
— Наверное, встречаются. Во власти не работала, не знаю. Да хоть бы и были...
Что касается неэффективности — хромает транспортная доступность. А дороги? В Неболчском крае их вообще нет, есть только направления. До деревни Радостино можно добраться только через Будогощь Ленинградской области. Согласитесь, совсем неближний свет.
Сергей, 25 лет, водитель:
— Какие трудности? Они ближе к земле, чем областные или московские чиновники, поэтому и трудности у них похожи на наши — заставляют работать как умных, а денег выделяют как дуракам. Да и внимания на них особого не обращают — копайтесь сами в вашем Любытине, на то и поставлены.
Самая главная проблема — это ужасное состояние автомобильных дорог и мостов. А это — причина множества ДТП. Не налажено транспортное сообщение, единственное доступное средство передвижения — частное такси. Молодые специалисты не возвращаются на село, предпочитают остаться в городе, так как дома нет работы и жилья.
Наталья, 50 лет, домохозяйка:
— Наверное, им мешает, что рядовые жители чаще всего воспринимают чиновников как тайных врагов и ловчил. Мы даже не пытаемся вникнуть в проблемы законодательства, ограничивающие их возможности, финансирование, то, что они ездят по тем же дорогам и платят те же платежи, что и мы. Чтобы справиться с такой предвзятостью, им нужно уметь работать с людьми, быть более открытыми, не давать отписок. Лично меня волнует проблема трудоустройства дочери, которая в этом году заканчивает учёбу в техникуме. Не добавляет оптимизма и повышение тарифов на коммунальные услуги.
Валерий, 58 лет, предприниматель:
— Как же у нас народ любит ругать местную власть, особенно это касается качества автомобильных дорог, протяжённость которых в районе очень велика. Если разобрать, то на деле большая их часть принадлежит области. Нужно понимать, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями управлять ими.
Юлия, 30 лет, госслужащая:
— Трудно, когда люди от власти требуют: «вынь и положь», а сами отстраняются от решения проблемы. На президента мы накричать не можем и на губернатора тоже, хотя могли бы сходить на информационные встречи, задать вопрос, попробовать отстоять свое мнение. Но нам проще разбушеваться у себя на кухне: дескать, плачу налоги, а где дороги? Я бы во власти работать не смогла: стараешься, стараешься, уже и результаты налицо, и изменения очевидны, а тебе никто спасибо не скажет, а раз от раза всё больше проблем и упреков навешивают.
Лично меня волнуют проблемы благоустройства, отвратительные дороги. Очень не нравится, что в центре посёлка ежедневно собираются люди без определённого места жительства. Они постоянно выпрашивают деньги. Некоторые из них не совсем здоровы. Много развелось бродячих собак, особенно это заметно в рыночный день. Кто как не местная власть должна с этим бороться?
Наталья, 48 лет, служащая:
— Большинство проблем создавались годами, десятилетиями (те же дороги), и чтобы их решить, также необходимы огромные сроки. Это государство, оно так работает. Павел Ермилов говорит: чтобы сдвинуть проблему с места, ему не хватило одного срока полномочий (а ему как хозяйственнику равных нет). А ряд действий, которые он начал пробивать 4 года назад, начали давать эффект только сейчас, и в этом виновата не местная власть, а бюрократия вообще. А как их рубят контролирующие инстанции — пожарники, прокуратура? Это мы можем посмеяться, когда дают предписание прорубить в церкви XIX века запасной эваковыход, а в тренажерном зале (бетонная коробка с тренажерами-железками) поставить сигнализацию за 100 тыс. рублей. А им нужно с этим маразмом что-то делать.
Неэффективность работы власти — изо дня в день растёт поток грузовиков и фур. Например, я боюсь, что мост через реку Мсту не выдержит этого натиска. Зачастую самосвалы паркуются у кафе «Вече» прямо на пешеходном переходе, а рядом — школа, дети. Да и вообще опасное место. Не налажено автобусное сообщение — единственный транспорт, на котором мы можем поехать в город и благополучно вернуться домой. Чем отменять рейсы, подумали бы, как лучше создать условия для пассажиров.
Елена, 50 лет, экономист:
— Трудности? Вот мы ругаемся, что автобусы отменили, а посмотрите: если на тех маршрутах, что еще остались, водитель потребует заплатить мимо кассы, мы же сами ему деньги и даем. Хоть кто-нибудь сказал — только с билетом! И от других потребовал бы соблюдения этого простого экономического правила. Так нет, боимся водителя обидеть, даем ему деньги на карман. А потом кричим: караул, автобус отменили. Куда власть смотрит!
Наверное, не только меня волнует повышение цен на продукты питания и лекарственные препараты в магазинах и аптеках района. Есть ли возможность у местных властей хоть как-то контролировать ценники, которые взлетают каждый день? Чем дальше расположена торговая точка от центра посёлка, тем товар дороже. Большую часть жителей не деликатесы беспокоят, а рост цен на самые необходимые продукты. Стало не безопасно ходить по подвесному мосту через Белую речку. Он требует капитального ремонта.
Андрей, 44 года, руководитель:
— Органы местного самоуправления наделены множеством полномочий, но не имеют под собой достаточных материальных ресурсов. Недостаток финансирования и создаёт одну из основных причин неэффективной работы.
Опрос провели
Надежда ЕЛИСЕЕВА, Кира СОБОЛЕВА