Много лет уже работаю в газете и все эти годы мечтала написать о крупном заводе. К сожалению, в нашем городе этой мечте пока никак не осуществиться. Я писала как-то и об "Эллипсе", но его состояние уже было плачевным, и даже материал назывался "Будет ли у истории завода продолжение?" Поэтому упустить возможность, предоставленную Союзом журналистов Новгородской области, посетить Боровичский комбинат огнеупоров (БКО) я не могла. Забегая вперед, скажу, что самое яркое впечатление на меня произвел не сам завод, и я узнала, что далеко не вся продукция, выпускаемая на БКО, - кирпичи. Но обо всем по порядку.
Кризис нам в помощь
Путь до Боровичей - не ближний, и начался он с раннего утра. Уже в 10.00 наша группа из восьми журналистов входила в кабинет генерального директора ОАО "БКО" Владимира Можжерина. Владимир Анатольевич лично приветствовал нас. Рассказал, что в трудные времена 90-х годов завод, как и все предприятия в нашей стране, был убыточным. И это многим было на руку, перед приватизацией всем внушали, что он интереса не представляет. Грамотное руководство смогло сохранить контрольный пакет акций за работающими на комбинате людьми. Это предприятие позволило Боровичам сохранить облик города. Сейчас оно прибыльное, с хорошим экономическим ростом.
- Я родился в Боровичах и люблю свой город, - подчеркнул Владимир Можжерин.
Интересен взгляд работающих на производстве людей на кризис. В 1998 году он существенно помог им увеличить выпуск продукции. И сейчас отпустили доллар - значит, стимулировали производство внутри страны, и на комбинате это уже сказалось. Рост выпуска продукции по огнеупорам составил 30% и чуть меньше по пропантам. То, что металлурги раньше покупали в Германии, Чехии, Польше, сейчас стали покупать в Боровичах. Ведь в Европе с ростом доллара цена стала слишком высокой. На комбинате еще в декабре 2014 года предвидели такой поворот событий и повысили зарплату работникам предприятия на 10%, что помогает им не так серьезно страдать от повышения цен. Простой человек, по мнению стратегов БКО, вообще не должен ничего знать о курсе доллара, а тем более страдать от его колебаний. Он должен ходить в магазин и за свои заработанные рубли на них же покупать необходимые товары. А для предприятия свободный доллар - благо.
Уже 158 лет комбинат выпускает огнеупоры. Еще в древности люди делали из местной глины различные изделия бытового предназначения, и они имели огнеупорные свойства. В 1857 году Э.Нобель построил в городе Боровичи Новгородской губернии первый специализированный завод «для приготовления огнепостоянных кирпичей из находящейся там огнепостоянной глины». Начался постепенный переход от кустарного керамического промысла к заводскому производству.
До сих пор работает цех, которому уже 148 лет, трудятся там 150 человек, работа тяжелая, но небольшую прибыль он приносит.
Для того, чтобы производство развивалось, надо в его развитие постоянно вкладывать средства. Затраты на развитие в прошлом году составили около 360 миллионов рублей.
Марсианские хроники
Началось наше знакомство с комбинатом с самого эффектного зрелища - посещения карьера "Окладнево". Нам выдали резиновые сапоги, мы погрузились в машину "Вахта" и отправились знакомиться с марсианским пейзажем.
Снова вернемся к истории. В Боровичах раньше были шахты и работали там самые настоящие шахтеры, только добывали они не уголь, а огнеупорную глину. Условия добычи были очень тяжелыми, добыча была дорогостоящей. Здесь большая обводненность почвы (800 кубометров в час откачивают), поэтому комбинат был планово-убыточным. Когда появилась современная мощная техника, условия добычи стали другими.
Наш гид - главный инженер карьера "Окладнево" Олег Бовдуй. Он приехал сюда в 1988 году по распределению из Челябинской области.
- Проезжаем отстойник карьерных вод, - рассказывает Олег Владимирович, - вода из карьера (те самые 800 кубометров в час) откачивается сюда, отстаивается, очищается и только потом сбрасывается в реку Мсту. Работает карьер круглосуточно, понятно, что зимой условия откачки воды порой становятся экстремальными, насосы, трубы - всё замерзает.
Вот и современная техника - шагающий экскаватор. Огромным ковшом, в который помещается 10 кубометров грунта сразу (это полный кузов КамАЗа), он снимает "вскрышу" - верхний слой земли - 30 - 35 метров в глубину. Длина стрелы экскаватора - 70 метров, на такое расстояние он переносит снятый грунт. А уже глину, к которой и подбирались таким нелегким путем, роторный экскаватор грузит в кузов самосвала. Причем, глина оказывается разных сортов, и на комбинате каждый сорт сгружается отдельно. Теперь шахтеры не спускаются в шахту, а работают под открытым небом на той же глубине. Работа идет круглосуточно. Машинист шагающего экскаватора - специальность редкая, их на БКО - 29 человек , эта специальность относится к разряду ведущих на предприятии, как, например, и машинист бульдозера.
Полные впечатлений, мы отправились обратно, а по дороге любовались курганами рекультивированной земли, засаженными шаровидными ивами. Потом долго отмывали глину с сапог с помощью щеток.
С чем едят пропанты
Затем нас повели в цех по производству пропантов. Если честно, слово это я услышала впервые. Пришлось узнавать, что такое пропанты и кому они нужны.
Пропанты - это маленькие гранулы, самая мелкая фракция - с маковое зернышко, кстати, и похожа на него внешне. Каждая гранула - это элементарное керамическое изделие, полученное путем высокотемпературного обжига специального фракционированного глинозема. При этом гранулы приобретают высокую механическую прочность: один квадратный сантиметр этого песка удерживает, не разрушаясь, до 800 килограммов груза. Используются они при добыче нефти, для гидравлического разрыва пласта. Порошок пропанта под давлением закачивается в нефтяные или газовые пласты. На глубине, расширяя эти пласты между собой, пропанты удерживают их как домкраты, обеспечивая выкачивание без остатка нефти и газа из стареющих скважин.
23-24 тысячи тонн пропантов производит цех в месяц, производство автоматизировано. Каждая операция интересна и даже завораживает. Вот гранулятор смешивает глину с клеем, потом скатывает гранулы и они сушатся во вращающихся печах. И на конвейерную ленту попадает теплый, слегка влажный песок, так и тянет опустить в него руки. Но это взгляд романтично настроенного журналиста, на самом деле производство пыльное и шумное.
Для мартеновских печей надо много кирпичей
Следующий цех - сталеразливочного припаса. Сначала не совсем ясно, кто и что припасает. Начальник цеха Владимир Степанов разъясняет:"Огнеупорные емкости применяются при разливке стали».
Здесь наконец-то мы увидели кирпичи, за которыми надо приезжать в Боровичи - они огнеупорные. Но в цехе огромное количество и других гораздо более затейливых форм огнеупоров, чем простой кирпич. Например, те, что на фото - просто соты какие то. Предназначение огнеупорных изделий разнообразное. Самое простое, для кладки топки печи, известно всем, про разлив стали мы тоже выяснили, также они используются в стекловаренных печах, в агрегатах по производству кокса, для мартеновских печей и топок судов морского флота и во многих других случаях..
Меня впечатлила работа молодых людей, которые называются садчиками. По конвейеру сходит спрессованный машиной по заданной людьми форме огнеупор. В конце ленты молодой человек его принимает, быстро измеряет и складывает в аккуратненькую стопочку.
- Работа тяжелая, - заметила я.
- Зато накачанный какой, - оценил молодого человека кто-то из коллег.
По труду и честь
Средняя зарплата на предприятии - 29 тысяч рублей, понятно, что это о конкретном заработке конкретных людей ничего не говорит. Но есть и кадровый дефицит. Тут опять кризис в помощь: люди стали возвращаться из столичных городов, где потеряли работу, и устраиваются на БКО. Позже мы узнали от представителей администрации города и района, что в центре занятости населения на учете состоит 110 человек. Они же нам сказали, что роль БКО в экономике города (половину профицитного бюджета города составляют их налоговые отчисления) и района (10 % бюджета) недооценить нельзя.
Уже в конце дня нам немного похвастались социальной сферой. Только что отремонтированный санаторий-профилакторий готов принять на лечение всех желающих, а для работников БКО и ветеранов цена, скорее, символическая. Культурный центр "Олимп" также известен далеко за пределами района, как «аквапарк». А там еще гостиница, тренажерный зал, развлекательные залы с боулингом и бильярдом. Для работников комбината действует льготная ипотечная программа.
- Все-таки кризис принес какие-то проблемы, - пытали мы вечером на брифинге директора по экономике Евгения Вихрова, - наверняка же что-то закупаете за границей?
- Незначительное количество сырья и некоторое оборудование, - рассказал Евгений Александрович, - конечно, это всё подорожало из-за курса доллара, но не стало критичным. На предприятии ведем программу импортозамещения. Разработали программу стратегического развития до 2030 года. Комбинат полностью обеспечивает себя электроэнергией, она дешевле процентов на 30. На предприятии достаточно тяжелые условия труда, одна из самых высоких долей ручного труда в промышленности. В цехе сталеразливочного припаса планируем сделать полностью роботизированный комплекс. Робот-манипулятор существенно уменьшит ручной труд. Техническое решение задачи мы уже видим, аналогов задуманному пока нигде нет.
Комбинат - крупнейший работодатель в городе, 4,5 тысячи человек здесь работают.
Какое чувство не покидало меня в Боровичах? Зависть. Я люблю свой город, и в нем все было бы по-другому при наличии завода хотя бы на 2 тысячи рабочих мест.
Ольга КАРПОВА
Фото автора
Опубликовано в газете 23 апреля