Более 70 лет покоится в воинском захоронении в деревне Шершнево лейтенант Семён Данилович Полежаев. Все эти годы родственники из Томска считали его пропавшим без вести, но не теряли надежды отыскать следы не вернувшегося из боя героя.
В музее истории Холмского района, куда я зашёл по делам 15 апреля, попал на экскурсию в зале экспозиций, рассказывающих о воинских соединениях, сражавшихся под Холмом во время Великой Отечественной войны. Возле стенда, посвящённого 117‑й Краснознамённой Познаньской стрелковой дивизии, сотрудницу музея Елизавету Семёнову внимательно слушали двое посетителей. Владимир и Ольга Полежаевы прибыли в наши края из Томска на могилу дедушки. Лейтенант Семён Данилович Полежаев сражался с врагом на холмской земле именно в составе 117‑й дивизии, которая с июня 1942 года и по август 1943 года держала оборону у Холма.
В этой битве не на жизнь, а на смерть сложил свою голову сибиряк Семён Полежаев, у которого дома остались жена и двое маленьких детей. Супруга получила извещение, что муж пропал без вести. Война закончилась, других вестей так и не пришло. Вдова Полежаева много лет безуспешно пыталась найти место гибели мужа.
Отыскать потерянные 70 лет назад следы Семёна Даниловича два года назад удалось его внуку, инженеру по технике безопасности Владимиру Полежаеву. На поисковом сайте Интернета выяснил, что могила деда находится на территории Новгородской области.
— Затем я связался с сотрудниками музея в Холме, которые подтвердили, что останки моего дедушки преданы земле в деревне Шершнево. В этом году мы с женой Еленой нашли возможность приехать на это воинское захоронение. Моя бабушка всю жизнь не знала, как ставить свечку — за живого или за упокой, потому что не было подтверждения о гибели деда. Так получилось, что кроме нас с женой, никто из родных приехать сюда не мог. Бабушка умерла. А её дочке — моей маме, скоро 79 лет. Она — ветеран труда, далёкий путь ей не осилить. Ещё раз выражаю большую благодарность сотрудникам музея и всем другим людям, кто занят таким благородным делом по увековечиванию памяти погибших на войне, — прочувственно сказал Владимир Львович.
Успокоится вся родня
Заведующая одного из детских садиков в Томске Елена Полежаева в этом теперь просто уверена.
— Когда война началась, Володиной маме было шесть лет, об отце у неё отдалённые детские воспоминания. Но то, что он ушёл и не вернулся, осталось для неё навсегда болевой точкой. И у набожной вдовы гибель мужа тоже была незаживающей раной. Когда были найдены следы дедушки, мы все вздохнули с облегчением: он похоронен, есть могила и память благодарных людей. Сразу возникло желание съездить на место гибели деда, положить цветы, зажечь свечку, взять горсть земли с могилы — просто по-человечески отдать дань памяти своему родственнику. В этом году это желание совпало ещё и с 70‑летием Великой Победы. Отправляясь в поездку в Тбилиси, где в основном живёт наша родня, мы твёрдо решили вначале побывать на могиле у деда. Это важно для всех нас. На день рождения Володиной мамы сделаем ролик о посещении воинского захоронения в Шершневе, — поделилась Елена Владимировна.
Супруги Полежаевы с чувством говорили с сотрудниками музея о том, что в истории с поиском места гибели деда именно такое завершение. Не должно быть так, чтобы человек ушёл в бой и сгинул. Важно знать, кто и где похоронен. По крайней мере, теперь для семьи, отыскавшей своего деда, есть место, куда можно приезжать.
— У нас, в Томске, несколько лет назад зародилось движение «Бессмертный полк». 9 мая выстраивается огромная колонна с портретами воевавших дедов и прадедов. Эта акция подхвачена всей страной. Нам было приятно услышать, что в вашем регионе под эгидой Правительства Новгородской области тоже проводится патриотическая акция «Бессмертный полк», — порадовались гости из Сибири.
Сергей ЦВЕТКОВ
Фото автора