На один год старше поискового батальона отряд «Патриот» Управления федеральной службы судебных приставов России по Чувашской республике. Он впервые работает на Новгородской земле. «Поисковый отряд нашего управления создан в 2006 году, в его состав входят работники районных и городского Чебоксарского подразделений судебных приставов, — говорит заместитель руководителя УФССП России по Чувашской республике Евгений Макаров. — Поисковая работа поставлена серьёзно. За эти годы побывали в Калужской, Орловской, Смоленской, Брянской областях — там под эгидой службы судебных приставов вели поиск до 500–600 сотрудников. В прошлом году наши коллеги подняли останки двух бойцов с медальонами из Чувашской республики. Родственники одного уже найдены, и 23 февраля директор Управления ездил под Казань, передал им останки, и они были преданы земле со всеми воинскими почестями.
В Парфинский район мы приехали впервые, в отряде восемь человек, командир — Сергей Квасов, полный же состав его значительно больше. Вместе с нами здесь работают сотрудники Новгородского Управления судебных приставов, а также отряды из Пскова, Саратова, Самары. Итог поиска подведём в конце вахты, и обязательно примем участие в захоронении останков на Ясной Поляне».
Поисковое дело добровольное — ведёт сюда чувство долга. Для многих — это память о родных и близких. У Евгения Макарова пропал на войне без вести дед, и благодаря своему личному поиску сегодня знает, где он захоронен. Знает о войне не понаслышке и Дарья Афанасьева: «Моим родным посчастливилось — они вернулись с той войны. Воевали отец, четыре брата моей прабабушки, а старшая сестра выносила с поля боя раненых. У них много наград. Со стороны отца прапрадед участвовал в Первой мировой войне, прошёл два плена — французский и немецкий, у нас хранятся два его дневника того времени. Прадед также воевал, дед был капитаном Красной Армии. Мои родители — патриоты, и я так воспитана: для меня 9 Мая — это особый день, больше, чем день рождения. Они поддерживают моё участие в экспедиции «Долина», да и мне самой это интересно. Поднимаешь косточки, вещи и понимаешь, что за каждой — конкретная человеческая судьба, горе и слёзы родных. Это сильное чувство, своего рода искупление. На работе, окружающие, в основном, с пониманием относятся, а некоторые говорят, что зачем тебе это нужно? Начинаешь объяснять — не понимают. Но таких здесь в лесу нет».
Вера Нешумова
Фото автора