Воскресенье, 08 февраля 2026

Редакция

Дети, что без детства повзрослели

Все ужасы и тяготы жестокой войны легли на слабенькие плечи мальчиков и девочек

Те непомерно тяжёлые четыре года Антонина Егорова из Угловки помнит очень отчётливо.

— Когда началась война, мне было 10 лет. Июньский день 1941 года стал роковой датой, именно с него начался отсчёт долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны, — вспоминает Антонина Егоровна. — Помню, как заголосили бабы, во всех дворах родной Березовки разом завыли собаки, словно откликаясь на отчаянный крик матерей, жён, сестёр. Мужчин, в том числе и моего отца, и молодых парней призвали в армию в первый месяц войны, многие девушки ушли на фронт добровольцами. Старший брат практически не жил дома, потому что вместе с другими жителями посёлка трудился на оборонных работах. Сестра, ей только-только исполнилось 16 лет, уехала работать в Боровичи, на керамический завод. В колхозе остались я и мама. Наравне с взрослыми, от рассвета до заката, без выходных, на пределе своих сил мы дети трудились в поле. Поле колхозное, как мне помнится, было огромное. Выйду ранним утром, роса холодит ноги, посмотрю, и кажется, что оно раскинулось до самого горизонта. Растили капусту, морковь, свеклу, огурцы, брюкву. Пололи, поливали, рыхлили. Когда поспевали рожь, ячмень, пшеница, мы с ровесниками жали серпами зерновые. Ещё теребили лён, возили его на гумно, осенью расстилали и сушили, раскладывая на полянке, чтобы волокно вышло мягким, качественным. Начинался покос, и деревенская ребятня была в числе передовых на сушке и уборке сена. Мы, совсем маленькие и чуть постарше, ловко управлялись со скотиной, хоть в поле выгнать, хоть подоить и обрядить коровушку. На лошадях, когда матери умаются и сядут в теньке чуть передохнуть, пахали целину, а потом, после работ, когда солнышко уже легло спать, гнали верно служащих нам коней на водопой. И гладили их, давали краюшку сухого хлеба, жалея животину.

Но рабочий день не заканчивался полевыми работами в колхозе. Приходя домой, Антонина с матерью, наскоро перекусив, обрабатывали 35 соток своего огорода.

— А как же иначе, по-другому нельзя было, — говорит пожилая женщина. — Мало того, что самим кушать хотелось, так ещё необходимо было государству отдавать 200 кг картофеля, 200 литров молока, яйца, шерсть, мясо. В противном случае крестьянина ждало наказание. Наша семья не особо голодала. Мама очень трудолюбивая была. Сейчас вспоминаю, сколько дел она за день переделает, и удивляюсь, спала ли она хоть 2–3 часа в сутки. Как на ногах держалась? Поздно вечером отправлялась в Боровичи, чтобы поменять молоко и творог на другие продукты. Маминой заботы и тепла хватало и на соседских ребятишек. Через забор от нас жила девочка, худенькая, как тростинка. Мы её подкармливали постоянно.

С грустью говорит Антонина Егоровна и о том, как хотелось ей поиграть в кукол, но вместо этого девочка, по просьбе матери, спешила наготовить свежей травы для животных, наносить дров для печи, натаскать с дальнего колодца воды. Вместе с подружками вечерами ходили в лес за грибами и ягодами.

— После войны легче не стало, — Антонина Егоровна постоянно потирает натруженные руки, объясняет, что косточки болят с самой войны, застуженные, натруженные. — Все — от мала до велика — поднимали разрушенное хозяйство. Работала на лесозаготовках, сплавляла лес по Мсте. Пешком вдоль реки пройдено от Мстинского Моста до Новгорода: мы с девчатами очищали берег от остатков деревьев, мусора. Случалось, целый день росинки маковой во рту не было. Спали прямо на лугу, под открытым небом.

— Воспоминания о тех годах я пронесла через всю жизнь. Первая бомбёжка Угловки, когда мы с ребятишками увидели, как падают из самолёта с чёрными крестами на крыльях чёрные шары, разрывают землю, калечат людей, долгое время снилась мне, — завершает своё повествование Антонина Егоровна. — Война обделила нас заботой родителей, отняла отцов и братьев, в одночасье сделала старше, мудрее. Мы и дальше по жизни шли уже закалённые, привычные к трудностям, не сгибались под гнётом неудач. Но не пожелаю никому такой доли. Пусть будет мир на земле, пусть люди уважают друг друга, пусть смеются дети и здравствуют их родители.

Светлана КУРДЮКОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Счастье — быть вместе

Счастье — быть вместе

У семьи Ивана и Веры Мельниковых из деревни Белая Гора Новгородского округа в 2026 году сразу три юбилея.

Дорогою добра

Дорогою добра

В рамках акции «Софийский десант» в Демянском округе работали студенты из отряда «Богатырь».

На месте детей

На месте детей

В Новгородском округе родители будущих выпускников прошли итоговое собеседование по русскому языку.

Передольский пример

Передольский пример

Надои в десять с половиной килограммов на корову стали привычными для животноводов ООО «Передольское».

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Число конкурсов, лауреатом которых только за последние два года стал стипендиат главы Чудовского округа Егор Прусов, внушительно даже для взрослого.

Под строгим контролем

Под строгим контролем

В детском саду № 5 «Солнышко» посёлка Крестцы стартовал долгожданный капитальный ремонт.

О! Несравненная Солоха!

О! Несравненная Солоха!

В деревне Менюша Шимского округа Святки завершились постановкой сцен из знаменитого произведения Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Идём кататься!

Идём кататься!

Многие даже не догадываются, насколько опасна популярная зимняя забава. Для безопасного катания на ватрушке нужно помнить важные правила.

От постройки до восстановления

От постройки до восстановления

Церковь преподобного Антония Великого в деревне Шишково в январе этого года отметила 100-летний юбилей.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА