Четверг, 31 октября 2024

Редакция

Вам и не снилось

Разговор с директором Неболчской средней школы Владимиром Большаковым о вечном — современной школе и её проблемах, о времени и о себе.

Владимир Николаевич — коренной неболчанин. Школа, в которой учился он сам, располагалась в двух стареньких зданиях, на месте одного из которых в войну был госпиталь для тяжелораненых. Ту, которой руководит сейчас, построили в 80-е годы.

К выбору профессии он подошёл осознанно. Видел, как мало в школе учителей-мужчин. Обожал математику и физику. Поэтому без труда поступил на физмат Новгородского государственного пединститута, причём был абсолютно уверен, что в будущем будет работать учителем, а возможно, и директором школы. Как сам признаётся, организаторские способности проявились в нём довольно рано. Будучи учеником, избирался и председателем совета отряда, и старостой, и комсоргом. Студентом активно занимался общественной работой.

Закончив вуз, вернулся на родину. Два года преподавал в Запольской восьмилетке. Нагрузка была колоссальная — две ставки. Плюс к этому приходилось преодолевать расстояние в 15 километров пешком, возвращаясь в Неболчи на выходные, по железной дороге транспорта не было, а если какой-то и был, то не было дорог. Замкнутый круг.

— Это было интересное время, мне всё нравилось. Первая моя зарплата — 190 рублей. По тем временам — большие деньги. Для родителей это было потрясением: они, имея солидный стаж, получали 100—140 рублей. Отец всю жизнь проработал в карьероуправлении, начинал шофером, а закончил — директором. При нём предприятие развивалось и процветало. Дядя работал главным энергетиком Дрегельского леспромхоза. Фамилия Большаковых была на слуху.

Затем я отслужил в армии. Мне было всего 26 лет, когда бывшая заведующая роно Анна Яковлевна Ершова предложила должность директора специальной школы в п. Неболчи. Она не сомневалась, что я справлюсь, так как хорошо знала, что у моих родных есть крепкая жилка хозяйственников.

И я действительно справился. Тогда это была школа для детей-инвалидов с последствиями полиомиелита и ДЦП. Они находились на круглосуточном пребывании. Учеников нужно было одеть, обуть, накормить и т.д. К ним у меня сразу возникла особая любовь, у этих детей — свой мир, было интересно стараться сделать для них что-то нужное, новое. Да и государство в те годы относилось к таким школам с особым вниманием, они хорошо обеспечивались, абсолютно все нормативы выполнялись. У нас были сильные партийная и профсоюзная организации. Детей в ту пору было более ста. И почти столько же составлял коллектив педагогов, медиков, обслуживающего персонала. Он был очень дружным, стабильным. Мне, 26-летнему, поначалу пришлось нелегко. Здесь предстояло завоевать своё место. Я был рядом с коллективом или немного впереди, научился управлять им, — начинает разговор Владимир Николаевич.

Школа претерпела много реформ. Только название сколько раз менялось! В один момент она стала коррекционной. Район стал размещать в ней своих детей, которым была нужна именно коррекционная помощь, и социальных детей-сирот.

Большая перемена

В лихие 90-е на плечи директора была возложена огромная нагрузка. Работать стало очень сложно. Каждый день начинался с вопросов: что, как, где достать? Но именно в эти годы произошли значительные перемены к лучшему.

Школа размещалась в двух зданиях, детям-инвалидам было трудно целый день совершать переходы, они мучили детей. Перестройка и переоборудование помещений решили проблему. Были построены спортзал, новые мастерские, баня, сауна, душевые, прачечная. Получился хороший комплекс для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов. В нём с удовольствием обучались и проходили медицинскую реабилитацию и дети из п. Неболчи, имеющие отклонение в развитии, нуждающиеся в коррекционном образовании и дополнительном медицинском обслуживании. Но в 2008 году этот комплекс закрыли. Владимир Николаевич считает, что и сейчас таким детям сложно внедряться в общеобразовательную систему. Она, увы, не может оказать медицинских услуг.

— Какие чувства испытали, когда Ваше детище, в которое было вложено столько сил, времени, часть души, закрыли?

— К тому времени я достиг определённых высот. Но вмиг весь результат труда пропал. Меня практически оставили без работы.
Было больно смотреть на само здание. Постепенно оно стало разрушаться. Однажды прохожу — слышу: стёкла бьют. То, что создавалось годами, исчезало на глазах. Года два-три сердце очень болело. Потом со всем этим согласился внутри.

— И всё-таки Вам предложили работу?

— В 2009 году я пришёл в среднюю школу п. Неболчи учителем физики, но нагрузка была настолько маленькой, что еще четыре дня в неделю ездил в Зарубино, а это не ближний свет. Затем ставка увеличилась, но некоторое время всё равно приходилось подрабатывать.

— А по директорской работе не скучали?

— Скучал. Меня не покидала мысль, будто я не на своём месте. Да, быть учителем похвально, почётно, но всё время мне недоставало организаторской, хозяйственной работы.
В 2012 году наша школа осталась без директора. Затем ею руководил молодой энергичный менеджер, но недолго. Думаю, образования управленца для работы ему не хватало. Он попросил меня быть директором. Второй раз отказаться я уже не смог.

— Каким был период становления?

— Возвращение на должность директора поначалу было сложным. Но решил: это моя родная школа, я многое знаю и постараюсь добиться определённых результатов, чтобы и педагогам, и детям в ней было комфортно, чтобы родители воспитанников приходили сюда с удовольствием.

— Над чем работаете сейчас?

— В первую очередь — над улучшением материального обеспечения. Стараюсь привлечь больше социальных партнёров, чтобы решить многие проблемы. Финансирование сейчас скудное. Нас приучают к мысли, что с деньгами работать легко, а вы попробуйте по-другому, без денег.

Работа со спонсорами уже даёт результат. Очень во многом нам помогает ООО «Сетново» (Михаил Полин), отмечу и ООО «ОРС Дрегельского КЛПХ» (Ольга Васильева). Многие вопросы мы решаем совместно с администрацией сельского поселения. Павел Сергеевич Ермилов помог нам с косметическим ремонтом.

Но любая проверка надзорных органов заканчивается предписанием, на выполнение которого всегда нужны деньги, и немалые.

Жить, а не существовать

Сейчас определена задача — привлечь добровольные пожертвования родителей. Работаем с ними. Думаю, должно прийти понимание, что школе живётся нелегко, и они сами начнут помогать. У нас создан попечительский совет, который сможет грамотно распределить собранные средства. Работа его будет прозрачной, в его состав входят родители наших учащихся, которые отчитаются перед остальными, на что направлены деньги.

Ещё одна из возможностей поправить наш бюджет — это оказание платных услуг. Таким образом, мы будем жить, а не существовать.

— День директора школы. Каков он?

— Он складывается по-разному. Около восьми утра я уже в школе. Театр начинается с вешалки, школа — с гардероба. Смотрю, кто пришёл в форме, кто — нет. Если нужно, проведу беседу. Люблю порядок во всём.

До двух часов дня — организация учебного процесса. Веду уроки физики и ОБЖ. А затем — работа со спонсорами, с завучами, с родителями учащихся. Решение хозяйственных вопросов. В школе каждый день не похож на предыдущий. Дел всегда много. Если всё хорошо, в пять часов ухожу домой.
Очень часто приходится ездить на совещания в Любытино, здесь выручает только личный транспорт.

— У Вас — два взрослых сына. Думаю, ими Вы гордитесь. Как складывается их жизнь?

— И Иван, и Николай закончили Неболчскую школу, учились очень хорошо, один из них — серебряный медалист. Оба окончили Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. Николай — энергетик, работает по специальности. Иван — инженер-механик, трудится на заводе, в военной отрасли. Работа ему очень нравится. Думаю, что со временем в нём проявятся организаторские качества. Свои семьи сыновья пока не создали. Наверное, присматриваются.

— У Вас есть хобби?

— Я не охотник, не рыбак. Не знаю, можно ли это назвать хобби, но я люблю обустраивать быт и территорию около дома. Пока не работал директором школы, было очень много свободного времени. Летом где-то что-то перестраивал, вновь строил. У нас большой огород, поставил теплицы, теперь планирую заложить сад.
Хочу сделать всё для детей, будущих внуков, чтобы им было комфортно в родительском доме, чтобы они хотели чаще приезжать сюда.
Любым домашним трудом занимаюсь с удовольствием, я вижу его результаты, и они меня радуют. Внутренне это воодушевляет.

— Поделитесь планами на ближайшее время.

— Не за горами летние каникулы. А это ремонты в школе. Особенно много работы в актовом зале. Нужны вложения, рабочая сила, но мы это запланировали, и к 1 сентября он будет готов. Отремонтируем кабинеты, постараемся выполнить предписания Госпожнадзора.

Школа — это навсегда

— Если бы Вам предложили работу, не связанную со школой, достойную зарплату, как поступили бы?

— Я всегда работал в школе, в другой отрасли просто себя не вижу. В своё время, когда был директором детского дома-школы, отец предложил перейти в карьероуправление, его помощником. Я прекрасно понимал: он хочет передать дело, которому служит, в руки сына. Это были тяжёлые 90-е. Бизнес стал развиваться, зарплата была несравнима с учительской. Но я не ушёл. Всегда любил и люблю школу, детей.

Да, у меня был небольшой период в жизни, когда я работал в ООО «НЛК «Содружество», так сложились обстоятельства. На первый взгляд, всё было неплохо, но душа к этой работе не лежала. И я снова вернулся в детский дом-школу. Тяга к преподаванию, управлению, оказалась определяющей.

Сейчас надеюсь приложить как можно больше усилий, чтобы наша школа стала процветающей, значимой, сильной структурой и для детей, и для их родителей, и для педагогов. У нас богатые традиции. Это и патриотическое воспитание, и краеведческая работа. Трудятся замечательные преподаватели технологии. Не случайно вот уже более десяти лет наши ученики — в числе победителей и призёров регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников по этому предмету. Мы гордимся своими медалистами.

В школе работают сильные педагоги, и это даёт результат.

Конечно, у нас есть проблемы, как, например, до сих пор не оформленный ввод в эксплуатацию мастерских.
Хочется, чтобы планка, которую мы ставим высоко, не опускалась. Хочется много работать, чтобы наши выпускники и через пять, и через десять лет с гордостью смогли сказать: «Мы учились в Неболчской средней школе».

— Спасибо, Владимир Николаевич, за интересную беседу. Успехов Вам. Думаю, что Ваши учащиеся ещё не раз порадуют нас своими достижениями, а в школе произойдут перемены только к лучшему.

Лариса ПЛАТОНОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА