Четверг, 31 октября 2024

Редакция

И на Троицу Святую станет краше каждый дом

Через 50 дней после Пасхи отмечают Святую Троицу (в народе также говорят «Пятидесятницу»).

Этот день всегда выпадает на воскресенье. В Святую Троицу вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Накануне праздника отмечают Троицкую родительскую субботу, когда совершается поминовение усопших, а сразу после праздника, в понедельник, – День Святого Духа.

Чтимые издавна дни

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников. И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов.

Иудейский праздник Пятидесятницы перешёл в христианскую церковь. Как же отмечают Святую Троицу? Прежде всего, соблюдают определённые традиции.

Родительская суббота, ещё её называют Троицкой, Вселенской, духовской, – это особый день поминовения наших близких. Она несёт в себе отличительный, духовный смысл. Православная Церковь считает, что всем людям в эту родительскую субботу следует совершить поминовение наших умерших близких и очистить наши души благодатью Святого Духа.

На церковной службе в Троицкую субботу разрешается даже поминать людей, чьи души оказались в аду. Соборная (совместная) заупокойная молитва будет большой помощью для усопших.

После службы в церкви рекомендуется поехать на кладбище, привести в порядок могилы родственников. Но не нужно устраивать пышное пиршество на могилах и напиваться.

В воскресенье всегда идут в церковь с веточками и цветами. В этот день жилище и храм принято украшать ковром из зелени, листьев и цветов. Окна украшают яблочными и берёзовыми веточками. Чаще всего из еды готовят салаты, а также символ солнца – яичницу. Хозяйки пекут пироги, коржи, караваи. На стол, укрытый зелёной скатертью, ставят хмельной мед и вино.

Раньше специально для этого дня девушки шили себе наряды, а на голову надевали венки из зелени. В этот день также увлекались гаданиями – пускали Троицкие венки на воду, бросали обрядовые деревца. Популярным было гадание с помощью дерева берёзы, когда бросали в него ложки. Считалось, что если девушка забросит ложку в дерево и она упадет на землю первее остальных, то она выйдет замуж первой. Также существовал обычай сжигать мужские штаны. Этот обряд проводили для того, чтобы невест в поселении было больше.

С приходом Троицы можно ломать веники и купаться. Считается, что березовые ветки в эти дни наливались целительной силой. Также настой из листьев березы применялся для лечебных целей. Ветки берёзы ещё использовали в качестве оберега от нечистой силы. И считалось, что роса, собранная в Троицу, обладает целебными свойствами; ее также использовали при посеве для богатого урожая овощей.

Так от предков повелось

По народному календарю Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквях обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались берёзками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар. Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить её из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты. Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекли каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где расстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест.

Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в «зеленые святки» играло столь же важную роль, что и в зимние.

В Троицын день девушки развивали берёзки: развит венок – желаемое не сбудется, засох венок – жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок – продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл – это благоприятный знак, если завертелся на месте – расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет – к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте – то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник – День Святого Духа или Духов день, с которого, по народным приметам, наступало настоящее тёплое лето.

Приметы праздника

– На Троицу дождь – много грибов, к тёплой погоде;

– Если поставленные на Троицу для украшения берёзки через три дня ещё свежи, то ожидай мокрого сенокоса;

– От Троицы до Успения хороводов не водят;

– Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии;

– На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили: «С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет»;

– «Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке».

Обряды
Завить берёзку – обряд из далёкой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем. Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Как уже говорилось, целительным считался и настой из её листьев березы. Её ветки использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов, над входом в дом жители деревень Новгородской и Вологодской областей втыкают ветки березы – чтобы чистота и целительный дух передались стенам, а нечисть и болезни не смогли проникнуть в него.

После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать берёзку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал её и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали её лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла берёзку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» – и несчастная берёзка плыла туда, куда несло её течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу – любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент её появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали её качества и пускали разные шутки в её адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на неё устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, «глазыньки родителям пречищать».

Подготовила
Елена ИВАНОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА