Вторник, 16 сентября 2025

Редакция

И на Троицу Святую станет краше каждый дом

Через 50 дней после Пасхи отмечают Святую Троицу (в народе также говорят «Пятидесятницу»).

Этот день всегда выпадает на воскресенье. В Святую Троицу вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Накануне праздника отмечают Троицкую родительскую субботу, когда совершается поминовение усопших, а сразу после праздника, в понедельник, – День Святого Духа.

Чтимые издавна дни

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников. И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов.

Иудейский праздник Пятидесятницы перешёл в христианскую церковь. Как же отмечают Святую Троицу? Прежде всего, соблюдают определённые традиции.

Родительская суббота, ещё её называют Троицкой, Вселенской, духовской, – это особый день поминовения наших близких. Она несёт в себе отличительный, духовный смысл. Православная Церковь считает, что всем людям в эту родительскую субботу следует совершить поминовение наших умерших близких и очистить наши души благодатью Святого Духа.

На церковной службе в Троицкую субботу разрешается даже поминать людей, чьи души оказались в аду. Соборная (совместная) заупокойная молитва будет большой помощью для усопших.

После службы в церкви рекомендуется поехать на кладбище, привести в порядок могилы родственников. Но не нужно устраивать пышное пиршество на могилах и напиваться.

В воскресенье всегда идут в церковь с веточками и цветами. В этот день жилище и храм принято украшать ковром из зелени, листьев и цветов. Окна украшают яблочными и берёзовыми веточками. Чаще всего из еды готовят салаты, а также символ солнца – яичницу. Хозяйки пекут пироги, коржи, караваи. На стол, укрытый зелёной скатертью, ставят хмельной мед и вино.

Раньше специально для этого дня девушки шили себе наряды, а на голову надевали венки из зелени. В этот день также увлекались гаданиями – пускали Троицкие венки на воду, бросали обрядовые деревца. Популярным было гадание с помощью дерева берёзы, когда бросали в него ложки. Считалось, что если девушка забросит ложку в дерево и она упадет на землю первее остальных, то она выйдет замуж первой. Также существовал обычай сжигать мужские штаны. Этот обряд проводили для того, чтобы невест в поселении было больше.

С приходом Троицы можно ломать веники и купаться. Считается, что березовые ветки в эти дни наливались целительной силой. Также настой из листьев березы применялся для лечебных целей. Ветки берёзы ещё использовали в качестве оберега от нечистой силы. И считалось, что роса, собранная в Троицу, обладает целебными свойствами; ее также использовали при посеве для богатого урожая овощей.

Так от предков повелось

По народному календарю Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквях обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались берёзками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар. Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить её из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты. Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекли каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где расстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест.

Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в «зеленые святки» играло столь же важную роль, что и в зимние.

В Троицын день девушки развивали берёзки: развит венок – желаемое не сбудется, засох венок – жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок – продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл – это благоприятный знак, если завертелся на месте – расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет – к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте – то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник – День Святого Духа или Духов день, с которого, по народным приметам, наступало настоящее тёплое лето.

Приметы праздника

– На Троицу дождь – много грибов, к тёплой погоде;

– Если поставленные на Троицу для украшения берёзки через три дня ещё свежи, то ожидай мокрого сенокоса;

– От Троицы до Успения хороводов не водят;

– Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии;

– На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили: «С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет»;

– «Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке».

Обряды
Завить берёзку – обряд из далёкой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем. Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Как уже говорилось, целительным считался и настой из её листьев березы. Её ветки использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов, над входом в дом жители деревень Новгородской и Вологодской областей втыкают ветки березы – чтобы чистота и целительный дух передались стенам, а нечисть и болезни не смогли проникнуть в него.

После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать берёзку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал её и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали её лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла берёзку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» – и несчастная берёзка плыла туда, куда несло её течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу – любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент её появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали её качества и пускали разные шутки в её адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на неё устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, «глазыньки родителям пречищать».

Подготовила
Елена ИВАНОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА