Вторник, 16 сентября 2025

Редакция

Любо жить в Любаче

В отдалённом Любаче чистые и добрые люди и чистый воздух.

Старушка хитровато щурится. С двумя ходунками по обе руки сидит она на лавочке возле красивенького домика. Вокруг – чистота и красота неописуемая – цветочки и разные, модные сейчас в деревнях дворовые приукрасы. Из подручных материалов, но красивые. А через несколько изб домишко неказистый и изгородь того гляди завалится. Зато у забора, то есть у изгороди, заборов в той деревушке нет, на ветхой скамеечке усажены игрушечные зверюшки, старенькие, отслужившие уже, но тут – в самый раз. И старенький домик кажется сказочным. И флаги российские или даже советские почитай на каждом дому. Ну, может, я преувеличиваю, но их много. Идёт по дороге дед с сивой бородой, похожей на козлиную, только шире. Лето на пороге, а дед идёт в валенках. Ноги мёрзнут, поди, у старенького.

Сама старая, а ум молодой

А хитренькая старушка – Анна Венедиктовна Чувашова. Во дворе с чем-то возится её сын Георгий. А красоту возле избы наводит невестка. Ходит бабуся с двумя ходунками, потому что болезни одолели, далеко уже за восемьдесят ей. Но говорит, что хоть она и старая, и больная, а ум у неё молодой.

- Видала, - говорит, - старика с белой бородой, по десять раз из конца в конец по деревне пройдёт, а совсем памяти у него не стало. Подойдёт, спросит, какой сегодня день да когда его дочка приедет. Я ему доложу. Смотрю, опять идёт и опять – какой сегодня день?

Бабушка Анна Венедиктовна всю жизнь много работала, на лошади возила молоко в Медведь. Помнит молодость, когда за девять километров пешком ходили девчата из деревне в село на танцы.Любо, оно и в Африке любо

- Там ведь солдатики были. Красивые! Нарядные в выходной, форма у них тогда была такая аккуратная, не то что сейчас, пятна да пятна, и ворота распахнуты. Я по телевизору смотрела, неаккуратные какие-то, как будто и не военные. А у нас-то теперь в Медведе нет солдатиков…Приедут внуки, начинают в свои мобилы играть, только и торчат в них, там картинки у них. Я не умею играть, только позвонить да отключиться.
Бабушка рассказала, что автолавка у неё прямо перед домом останавливается, и она идёт закупаться, если нужно. Хорошие люди вокруг, хороший сын и хорошая невестка. Можно до девяноста лет жить, а то и больше, сколько Бог даст.

Роднее не бывает

Староста Ирина ЕгоровнаЗахожу в дом к местной старосте Ирине Егоровне Мавриной. Она мне должна рассказать, почему их дальнюю деревеньку – едешь, едешь, вдоль дороги только лес да редкие просеки, глава сельской администрации Мария Владимировна Гусева называет образцовой в смысле порядка и чистоты.

- У нас хорошо. Одни пенсионеры остались. Мне – 74 года, мужу Валерию Дмитриевичу - 76. Последнее время он совсем сдал, ничего теперь сам не может, да и с меня толку мало. Две дочери у нас в Питере, зятевья, внуки, скоро, верно, прадедами станем. Вот огород на праздниках нам посадили. Кто-то отдыхал, а они все майские – кверху задом. Всё справили.

- Так вот, одни старики здесь остались, а деревня не запущена. Неужели всё дети ваши стараются, из Питера-то не наездишься?

- Так у нас дачники приезжают, что попросишь для порядка, всё сделают. Вот Георгий Чувашов, Игнатьев Валера - на кладбище братскую могилку каждый год обихаживают, возле своих домов всегда убирают и где нужно обкосят траву. Да и наши, кто помоложе, мужики что надо. Вот взять хотя бы Александра Никитина, Евгения Репина – он на велосипеде нам почту возит, и если что попросишь, не откажет. Он почтальоном работает, хороший человек. Володя Назаров, хоть и в Новгороде живёт, но на каждые выходные приезжает, помогает всем, очень человечный человек.

Кстати, у Назарова тоже висит российский флаг у дома. Они всей деревней убирают кладбище и ходят поклониться павшим на братском захоронении. В этих местах много солдат полегло. И праздники вместе справляют, 9 Мая и Яблочный спас. У них там стол на улице и скамеечки стоят. В августовский Спас гуляют с музыкой и песнями. Дети приезжие под музыку танцуют. А когда беда приходит, тоже всем миром собираются.

- Вот этой весной такое было – ой, Божечка! Трава горела. Вон с той стороны шёл огонь прямо к нашим домам (показывает, с какой стороны). Пламя под два метра высотой – может, конечно, мне от страха так показалось, но большое пламя. Сразу Зинаида с того края прибежала, Саша Никитин. Потом ещё люди подоспели, собрали вёдра, веники – отстояли деревню. А раз сгорел один летний домик, сам-то дом пожарные отстояли. Но и домика жаль.

Семья у Ирининых родителей была большая, восемь человек детей. Беднота – заработать негде было. Она уехала в Прибалтику, работала там на каком-то питерском предприятии изолировщицей. А на пенсию вышла - домой вернулась. Родная деревня, говорит, роднее не бывает. Здесь и родители похоронены.
Всем они с мужем довольны. Автолавка приезжает четыре раза в неделю. Автобус, правда, ходит только по пятницам, но они и одним разом довольны, потому что – куда им ездить, зачем? Дети всё привозят. Жаль только, что аптеку в Медведе закрыли – нехорошо.

У них не воруют

Валерий Дмитриевич гладит замечательного рыжего кота Тихона. Говорит, что и собачки у них раньше были, только все померли.

- А теперь дети с собачатами приезжают, целая куча собачат всяких разных. Когда живность в доме есть – жить веселее. У соседа вот тоже кот есть, и через два дома соседи кота держат. Валерий Дмитриевич и Тихон

Спрашиваю, есть ли у них в деревне бездомные животные? Бывает, дачники приезжают, заводят котят-собачат, а осенью уезжают, и оставляют.

- Да нет, у нас такого не бывало. К нам худое не лепится. И воровства у нас нет. Кому воровать – далеко деревня от людей-то.

Ехали мы с нашим водителем Володей по узкой дороге, змеё извивавшейся между березняков и осинников, и удивлялись. Чему? Да ни одной свалки вокруг и воздух! Даже через окошко нашей «буханки» чуяли, какой он чистый и свежий. Здоровый. И зелень листьев на деревьях особенная – нежнее и ярче. Проехав семь километров до следующей деревни, прямо около неё увидели сброшенный кем-то мусор, да какую огромную кучу! И настроение испортилось.

…А и правда, подумалось, где чистые умные люди, там и воздух чище. Соседи всегда готовы помочь друг другу. А Ирина Егоровна у них – неизменная староста много уже лет. И показалась наша жизнь в относительной цивилизации совсем худой. Уж такой худой показалась, что хоть плачь.

Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
Фото автора

Опубликовано в газете 29 мая 2015 года

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА