20 мая супругов Зинаиду Петровну и Анатолия Александровича Лемешевых поздравляли с «золотой» свадьбой.
Жених и невеста — с одной улицы
Они и не ждали к себе такого внимания. Собирались отметить это событие тихо, в кругу близких, а тут «высокие» гости на пороге. С цветами и подарками поздравить юбиляров пришли заместитель главы администрации Парфинского муниципального района Елена Леонтьева, начальник отдела ЗАГС Парфинского района комитета записи актов гражданского состояния и организационного обеспечения деятельности мировых судей Новгородской области Ирина Хатунцева, председатель районного совета ветеранов Эльвира Меликова. После того, как по традиции супруги расписались в книге семейных юбиляров, их, смущённых и растроганных от тёплых сердечных поздравлений, забросали вопросами. Всем хотелось знать, как и где познакомились, какой была их свадьба, в чём секрет семейного долголетия?
«Мы с детства знали друг друга, — отвечала «невеста». — Жили по соседству в д. Мухино, росли вместе. Отношения были до такой степени дружескими, что он мог ночью залезть через форточку к нам с сестрой в комнату и сказать: «Зинок, дай книжку почитать». «К тому же в один класс ходили, — добавляет «жених». — И подумать не могли, что когда-нибудь поженимся. Расписались как нарочно, оказалось, взабыль».
О своей женитьбе они рассказывали скромно. «Да какие свадьбы были в те времена? — рукой махнула Зинаида Петровна. — Одеть-обуть было нечего. Стол, конечно же, был, как родственников не пригласить?» Тут неожиданно высказалась её племянница: «Да весёлая у них была свадьба. С гармошкой и песнями!» И со смехом добавила: «Я тогда маленькая ещё была, но в щелочку всё видела».
А вот о совместной жизни говорили вполне откровенно. Анатолий Александрович утверждал, что для ссоры всегда можно причину найти: слово за слово — вот и поругались. «С женщиной связываться — себе дороже, — шутил он. — Я всегда молчал, давал жене «пар» выпустить». «Бывало, выбежим из дома, успокоимся и вновь возвращаемся, — признавалась Зинаида Петровна. — Разбегаться было некуда». Тут уже со всей серьёзностью вставил своё мужское слово хозяин: «И не разбежались бы». И добавил: «Это я сказал!»
Соседка Лемешевых, приглашённая на юбилей, заметила: «Они всегда вместе, где бы ни были. Зинаида Петровна — отменная хозяйка: и пироги печёт, и готовит очень вкусно, и гостей любит принимать. Такую жену не ценить не возможно». Услышав эти слова, гости то ли в шутку, то ли всерьёз сказали: «Ну, теперь всё понятно, почему супруги прожили столько лет вместе!»
«Возьми меня во Фрунзе»
Они ровесники — родились в 41‑м: он в марте, она в августе, когда уже шла война, и немцы оккупировали Парфино. Зинаида Петровна признаётся, что ничего не помнит из того времени. По рассказам матери знает, что отец Пётр Антонович Темешев воевал в партизанском отряде Ивана Грозного, погиб в 43‑м под Псковом. Их семья, в которой было четверо девчонок, была эвакуирована в Чувашию. Когда вернулись оттуда, посёлок стоял в развалинах, их дома не было. Жили какое-то время в бункере. Мать Екатерина Яковлевна работала в конном парке на фанерном комбинате, управляя лошадью, возила лес и брус на строительство жилых домов. Зарплата была маленькой, семья перебивалась, как могла. Поэтому Зина, учась в школе, не строила планов на счёт получения профессии. Её мечтой было пойти работать, чтобы одеться, обуться и нормально жить. После десятилетки устроилась в фанерный цех.
«Но жить мы лучше не стали, — вспоминает Зинаида Петровна. — Случилась беда со старшей сестрой. Остались трое детей — мал мала меньше, старшему было всего пять лет. Их забрали жить к себе. Самого младшего — годовалого племянника сама носила на руках в детский сад. На танцах надо мной кое-кто посмеивался, мол, у неё трое детей. Обижалась, думала про себя: найти бы какого парня да уехать».
Всё так и случилось, спустя шесть лет. Только парня она «нашла» не какого-то, а соседа по улице.
Лемешевы в войну эвакуировались в Латвию, потом недолго жили в д. Волковицы Старорусского района, а в 46-м вернулись на родину. Поселились в одном из двухэтажных домов, что стоял на территории сегодняшней биржи сырья фанерного комбината, а затем построили свой дом по соседству с Темешевыми. Глава семейства Александр Александрович возглавил бригаду плотников, работал на восстановлении предприятия и посёлка, его жена — Мария Александровна с пуском фанерного цеха трудилась на сушке шпона. На комбинат после окончания семилетки устроился и их старший сын Анатолий. Работал на участке ширпотреба в лесозаводе — «сколачивал» тару, затем перешёл в автогараж. А потом неожиданно уехал в г. Фрунзе.
«Там жила моя двоюродная сестра, — рассказывает Анатолий Александрович. — Она позвала к себе жить свою маму — мою тётю, ну и я с нею решил поехать. Устроился монтажником-высотником в организацию, занимающуюся промышленным строительством — возводил заводские объекты. Домой приезжал в отпуск».
В один из приездов, спустя годы жизни в Киргизии, они встретились на танцах в Доме культуры. Домой возвращались вместе, потому, как было по пути.
«До Мухина путь неблизкий и я намяла ноги, — рассказывает Зинаида Петровна. — Говорю: «Всё, не дойти до дома, придётся туфли снимать». И тут Толя подхватил меня на руки и понёс. А я ему смехом и скажи: «Ой, а возьми меня во Фрунзе, хочу посмотреть, как там люди живут». А он отвечает: «Да с удовольствием».
Через два дня они расписались в загсе и уехали в Киргизию.
Жизнь сроднила
Говорят: «Стерпится — слюбится». Но это не в их случае. Зинаида Петровна считает, что ещё в детстве они привыкли друг к другу, а совместная жизнь только сроднила их. Может потому и «чужая сторона» не рвала душу, хотя и встретила не очень приветливо. Русскую девушку на работу никуда не брали. Спасибо, помог устроиться на завод шампанских вин муж тёти — он сам там трудился. И Зинаида оправдала его доверие. За два года работы на предприятии она получила несколько благодарностей.
А потом их позвала вернуться домой её мама. Она писала, что переходит жить в другой дом, а им оставляет свой маленький. Раздумывали недолго. Во Фрунзе жили в съёмной комнате в самане — так называется местная «мазанка», и своего жилья не предвиделось.
Работать вернулись на комбинат. Анатолий Александрович вспоминает, что в автогараже как только и ждали его. Работа нашлась сразу. Так до самой пенсии он и трудился в нём: был и слесарем, и водителем погрузчика, и диспетчером, и кладовщиком. Его трудовой стаж составляет без малого 45 лет. А Зинаиде Петровне пришлось оставить тяжёлый физический труд. Заболела, перенесла несколько операций и вынуждена была уйти с предприятия. Согласилась на предложение поработать в Парфинской школе лаборантом, да так и задержалась в ней до выхода на заслуженный отдых. Как и муж, получила звание «Ветеран труда».
Бог не дал им детей. Все 50 лет, день за днём, год за годом они были вместе в горе и в радости. И теперь всё больше осознают, как нужны друг другу.
«Из родных у нас почти никого не осталось, — говорит Зинаида Петровна. — И когда в прошлом году у меня случился инфаркт, я видела, как переживал мой Толя. Ежедневно, а я пролежала в Старорусской больнице почти три недели, он навещал меня. И потом, когда выписалась, ухаживал, стоял у плиты, готовил еду. В такие моменты никогда не помнишь плохого. Я благодарна судьбе, что всё так в жизни сложилось».
Елена КОСТРОВА
Фото автора