В определённый момент большинство самых лучших бизнес-проектов казались окружающим бессмысленными фантазиями. Но разумный подход и доля здорового азарта обеспечивают им право на жизнь.
Смотрите, кто пришел!
О том, как интересные экономические проекты меняют жизнь района, мы рассуждаем вместе со специалистами отдела экономики и сельского хозяйства. Мы намеренно будем избегать конкретики, потому что от проекта до его реализации — путь, который проходят не все. И далеко не все из означенных здесь планов когда-нибудь состоятся. Однако, анализируя опыт, можно найти для себя собственный путь.
По словам заведующей отделом Любови Никифоровой, тенденций у современного бизнеса несколько. Активнее, чем в прошлые годы, развивается фермерство на селе — овощеводство, скотоводство.
А вот первые же успехи «Любытино-Слалом» словно магнитом притягивают желающих заложить на любытинских землях базы отдыха — самые разные, ориентированные на спорт, снабженные экофермами, прудами с искусственно разведенными карпами. Почему бы нет, в соседних районах это распространенная практика.
Обычные городские семьи тоже интересуются нашим экономическим рынком. Они готовы переехать на землю из мегаполисов, но, всё понимая про рабочие места и уровень зарплаты на селе, просчитывают силы в создании своего бизнеса. Например, есть интересный проект по изготовлению деревянных игрушек и организации фольклорных праздников.
Однако, поскольку ниши по получению быстрых денег (например, в торговле) уже заполнены, всё меньше приходит в бизнес молодых людей. Опасаются? Ленивы? Слишком критично настроены?
К хорошему привыкаешь быстро
Как и откуда взялись те бизнес-предложения, без которых мы сегодня и дня не мыслим? Помните Любытинский район без такси? Прошло всего 5—6 лет, а уже трудно вспомнить, как мы добирались домой с покупками, в больницу и по гостям. Сейчас на работу — и то на такси. Появление сетевых магазинов «Магнит» и «Пятерочка» тоже вызывало иронию: где же они на всех покупателей найдут? Однако сетевики закрепились у нас и чувствуют себя уверенно. Причем покупателей хватает...
Из последних «акул бизнеса» — молодежный «Миралекс». Ведь пришла же Артему Миронову и Александру Алексееву мысль об услугах малой полиграфии и креативных подарках по идее заказчика. Наверное, долго обсуждали и взвешивали: да кому же они нужны, магнитики с любытинской символикой? Авторские футболки и посуда с фото заказчика? А теперь их магазин — сам как магнит. Даже губернатор области Сергей Митин заходил и Артему руку пожимал. И еще крепче пожал бы, если бы узнал, что «Миралекс» — сейчас вообще средоточие молодежной жизни, организатор праздников и патриотических концертов. Если бы мальчишки уехали в город на зарплаты менеджеров, многого бы лишили поселок и самих себя.
А лошади Ирины Полушиной? Кто мог мечтать, что дети в Любытине когда-нибудь будут ездить верхом? Что мы вообще увидим красивого, холеного коня? Если рассматривать с точки зрения «да кому это надо?» — наверное, надо не всем. Однако тех, кому «надо» вполне достаточно, чтобы обеспечить проекту успех. К слову, Ирина и её единомышленники планируют разработать маршруты и модели развлечений в запущенном парке, расположенном за магазином «Теремок», но это пока на уровне разработки.
Нет ничего невозможного
Мы вспомнили только о четырех удачных проектах. А что же можно сделать ещё? О чем мечтает потребитель и даже готов выложить свои кровные, заработанные в кризис деньги? Анализируем вместе со специалистом отдела экономики Ксенией Кармазиновой. Вот в центре Любытина влачит свое существование двухэтажный универмаг с просторными залами и громадными окнами. А если представить, что там разместится спортивный комплекс? Как «Элегия» — в Боровичах? Сомнительно? Но ведь недавно мы и представить не могли, что на убитой рытвинами Базарной площади будут красоваться асфальт и цветочные кашпо, но сбылось же. Вдруг и про спортивный центр сбудется? Итак, допустим: тренажеры, беговые дорожки, секции спортивной борьбы и танцев. Кто будет ходить? Те, кто уже сейчас возит своих детей на занятия в «Олимп». Женщины в возрасте + 30, которые лучше в еде себя ограничат, но фигуру соблюдут. А также те, у кого сейчас из досуга — только сериалы и посадки морковки. Те, кто многое отдаст за гармоничное развитие подростков. Может ли такой проект быть выгодным? Да, если решить вопрос не арендой, а покупкой здания, работать своими силами, привлекая профессиональных специалистов из ближайшего города Боровичи. Можно обучить молодежь.
Специалисты отдела экономики сейчас работают над организацией сбыта сельскохозяйственной продукции. В идеале — найти человека, который откроет постоянно действующий павильон, где будет скупать излишки мяса, яйца, молока от фермеров и частных лиц и продавать их населению. И фермерам головной боли меньше, и нам — местная здоровая продукция.
А озера — Каменка, Городно? Организовать пляжи с прокатом мангалов, катамаранов водными развлечениями?
Как наметка есть идея по открытию прачечно-бытового комплекса. А вот если пойти дальше и организовать небольшую, но мобильную службу по помывке окон, полов, жалюзи, чистке ковров и паласов, влажной уборке дома? В силу состояния здоровья или занятости далеко не каждый может делать это самостоятельно. При разумных ценах проект окупаем.
Нелишний грант
Соловья баснями не кормят. Поэтому потенциальным бизнесменам следует знать: и в текущем, и будущем году продолжает действовать муниципальная программа развития малого и среднего предпринимательства. Она предусматривает грантовую поддержку лучших экономических проектов в районе — до 300 тысяч рублей. Также в рамках мероприятий государственных программ предусмотрена поддержка по ряду направлений. Это могут быть по компенсации части суммы за приобретенное оборудование, обучение, проценты по кредитам, гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно изменениям в Налоговом кодексе РФ и областному закону от 27.04.15 № 757-ОЗ индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах, могут рассчитывать на налогообложение по упрощенной или патентной системе в размере ставки 0% на срок до двух лет. Этот закон распространяется на деятельность по организации отдыха и развлечений, ярмарок и парков с аттракционами, развитию культуры и спорта.
И пусть всё сбудется!
Кира СОБОЛЕВА