Как же не хватает советского плаката с этим лозунгом на стенах многих чудовских магазинов. Почему же к одним продавцам идёшь с радостью, а общение с другими напоминает трагикомедию с элементами драмы?
Статьи об удивительных событиях, происходящих в нашей торговле, печатались уже не раз. К сожалению, качественных изменений в этой сфере не происходит, что даёт нам возможность уделять внимание этой теме бесконечно. В чём же причина такого непрофессионализма тех, кто так тесно взаимодействует с людьми? Ведь одно из условий успешных продаж – умение общаться с клиентом.
Нелюбимая работа
Что лукавить, редкость увидеть продавца по призванию. В основном молодёжь устраивается на время поиска лучшей работы, привлекает и высокая зарплата. Вот и получается, что среди людей, описывающих нам достоинства того или иного продукта, очень много тех, кто занимается нелюбимым делом, а заниматься нелюбимым делом с улыбкой сможет не каждый. Так же как и постигать все тонкости профессии, реализовывать желание стать специалистом высокого уровня.
Случается так, что молодые люди до 30 лет к своей работе в сфере торговли относятся с полной безответственностью. Недавно с подобным случаем мы столкнулись в крупном магазине бытовой техники. Мальчик-консультант появился на своём рабочем месте минут через двадцать после того, как мы уже практически изучили все разновидности микроволновых печей, выставленных на витрине, типы их покрытий, мощность и т.п. в Интернете. С первых минут нашего общения стало понятно, что молодой человек плохо разбирается в продаваемом им товаре, и вообще до конца рабочего дня осталось 30 минут, и желания общаться с нами у него с каждой секундой становилось всё меньше и меньше. Самым лучшим аргументом, почему надо купить именно эту печь, было – «У меня такая дома уже 20 лет стоит, и хоть бы что!». Как продавцу микроволновок, ему стоило бы быть в курсе, что пользоваться ими безопасно в течение 5-ти лет, а после желательно бы приобрести новую. Впрочем, откуда ему это знать, если он не выучил ни характеристик товара, ни страну, где он произведён. В общем, убедившись, что от него толку мало, мы выбрали покупку по своему усмотрению и направились к кассе, но в пути нас ожидал очередной сюрприз. Напарник нашего продавца решил пошутить: «Ты всё-таки продал ту печку, которую тебе вчера вернули из-за брака?» – во всеуслышание поинтересовался он. Нелегко было побороть желание оставить покупку в магазине и поскорее покинуть этих товарищей по непрофессиональной торговле.
Невнимание или нежелание?
Просроченный товар на полках наших магазинов – явление привычное. В магазине косметики, например, в день очередной ежемесячной акции 15 мая мы приобрели продукцию со сроком годности, истёкшим больше полугода назад. Товар приняли обратно, и убрали с полок. Хочется верить, что 15 июня он не появится на прежнем месте, потому что продавцы-консультанты этой торговой точки свою работу выполняют добросовестно, всегда приходя на помощь посетителям. Что же это? Элементарное невнимание или надежда на то, что люди в суете просто не обратят внимание и купят просроченную продукцию?
И в продуктовых магазинах такие «казусы» случаются нередко. «За всем не уследишь!» – слышим в ответ на обоснованные претензии. А надо бы постараться! Потому что это ваша работа. Также как и консультирование клиентов по продукции на полках магазина. Но, к сожалению, часто на просьбы помочь, покупатели в ответ получают недовольное ворчание с присказкой: «Читайте, там всё написано!» Ну мы же не в библиотеке, в конце-то концов. И это скрытое, а порой и совсем открытое хамство сопровождает нас во многих торговых точках. У каждого из нас бывает плохое настроение, проблемы дома, может просто сильно болеть голова. Но всё это не должно отражаться на нашей профессиональной деятельности, тем более, если она связана с общением с людьми. Но среди работников нашей торговли встречаются такие, к которым страшно обратиться, все наши слова и действия они воспринимают в штыки, всей душой ненавидя покупателей. За что? Ведь не мы же платим им маленькую зарплату, не обеспечиваем их достойными условиями труда. А всю свою злость они срывают на нас, а не на своих работодателей. Потому что мы зачастую смолчим и уйдём.
Есть на кого равняться
Однако не надо забывать о положительных примерах в нашей торговле, ведь их немало. Мы не раз писали про этих людей в газете, их знают и любят покупатели. В такие магазины всегда идёшь с удовольствием, будучи уверенным, что тебя встретят улыбкой и поднимут настроение. Как приятно, когда продавец помнит ваши пожелания, вкусы, интересы, стилевые пристрастия и даже размеры. Работа спорится в их руках, для каждого клиента найдётся доброе слово. А мы уходим от них довольные, с нужной покупкой в руках (иногда, правда, и не совсем нужной, просто настроение было хорошее – захотелось побаловать себя). В общем, от доброжелательного продавца, разбирающегося в ассортименте своего товара, польза и нам и его работодателю.
Почему же такая разница? Возможно, потому что эти люди просто любят свою работу и ходят на неё с удовольствием, с ответственностью исполняют свои обязанности, всегда на зубок зная всё о том, что они продают. Они хорошие психологи, умеют найти подход практически к каждому из нас. Они уважают себя, не желая прослыть хамоватыми непрофессионалами, и нас, покупателей, ценя наше время и эмоциональное состояние. Спасибо им за это!
И не нужно искать оправдания тем, чьей работой мы не довольны. Не место красит человека, а человек место. И работа продавца – это почётный труд, если подойти к нему с правильной стороны. В любом возрасте и статусе нужно быть прежде всего Человеком.
Олеся САДОВНИКОВА,
фото автора