Четверг, 31 октября 2024

Редакция

Коль уж выпало нам жить вместе

Отец Михаил — не совсем типичный цыган, я бы даже сказала — совсем не типичный, хотя родился и вырос в традиционной цыганской семье.

У него трое детей, двое из них студенты Новгородского государственного университета. Один — будущий историк, другой — агроном. В церковь начал ходить в 1998 году. Как признался, путь к вере был долгим и непростым. Тогда ещё настоятелем служил Станислав Пилипёнок. К нему впервые и пришёл Михаил на исповедь. И как-то сразу загорелся верой, понял, что это единственный путь и ничего другого искать не нужно. Потихоньку стал воцерковляться, исполнял разные послушания. С приходом отца Сергия активно включился в богослужения, параллельно продолжал работать. По настоянию своего наставника поступил в Новгородское духовное училище. В этом году его заканчивает. В сентябре будет два года, как отца Михаила рукоположили в качестве священника. Вот такая нетипичная история нетипичного представителя цыганской общины. Однако, как говорит сам отец Михаил, его путь к вере как раз типичен для многих. А национальность тут совершенно ни при чём.

— Отец Михаил, и русские, и цыгане называют себя православными. Ваше мнение: кого можно назвать истинным христианином?

— Христианин в полном смысле слова — это воцерковлённый человек, который причащается Святых Христовых Таинств, участвует в богослужениях. Без приобщения к Святым Христовым Таинствам говорить о религиозной жизни не приходится. Нет тогда у человека тех сил, которые помогут ему справиться со страстями, что в каждом из нас есть. Наследовать Царствие Божие можно только со Христом. Процесс воцерковления всегда сложный и болезненный.

— Между русским населением и цыганским возник серьёзный конфликт, что стало поводом, мы знаем. Представляем и то, к чему может привести это противостояние. Как найти консенсус?

— Любой конфликт, возникающий между людьми, возбуждает человеческие страсти. Порой человек вовлекается в эту атмосферу злобы, ненависти и вражды. Если подумать, опомниться, посмотреть вокруг себя, человек поймёт, что сам лично он никакого ущерба не претерпел. У него серьёзных оснований поступать таким образом нет. Человек мотивируется совсем другими причинами, в которых сам себе зачастую не признаётся.

Россия — страна многонациональная, многоконфессиональная. Живя локально, сохраняя свою культуру и традиции, люди научились жить вместе. А менталитет народа поменять невозможно. И русский человек, попадая в другую культуру, тоже вызывает порой противоречивые чувства у местного населения. В Европе, например, сложился стереотип отдыхающего русского туриста, от которого много неприятностей.

— Но у горожан есть конкретное требование: законы для всех должны быть едины. И есть конкретные претензии: цыгане не соблюдают правил дорожного движения, не платят налогов, не оплачивают коммунальные услуги, не служат в армии и т. д. Что с этим делать?

— Это претензии к конкретным организациям. Сотрудники ГИБДД должны следить за порядком на улицах, наказывать нарушителей, коммунальные службы — работать с должниками и т. д. А как иначе? Представители нашей диаспоры взаимодействуют с властью. Решается очень много вопросов, только это не афишируется, об этом никто не говорит, не трубит. Уже третий десяток лет пошёл, как мы здесь живём. Работа ведётся. Конечно, не всё хорошо, не всё благополучно. И конфликты возникают, ведь все мы живые люди, но всегда находится какое-то решение, в пожар они не перерастают.

— Буквально на днях наблюдала такую картину. Две цыганки и два молодых чудовца столкнулись в дверях магазина, и никто не хотел уступать дорогу. Возник конфликт. В адрес девушек полетел такой отборный мат, что мне стыдно стало за своих земляков. С другой стороны, и цыгане часто ведут себя по-хамски и провоцируют такое поведение...

— Я Вам скажу, что поведение молодых цыган не устраивает внутри общины многих. Меня лично тоже очень многое раздражает. Например, когда два молодых человека на машинах резко останавливаются посередине дороги и начинают общаться. Приходится каждый раз делать замечания. Ведь, обратите внимание, ни один взрослый цыган так не поступает. Молодёжь везде одинакова, просто цыгане обособленны, «скучкованы», а потому на виду больше.

Есть такое мнение, что цыгане держатся друг за друга. А разве это плохо? Если человек попал в беду, помогает вся община. Это не выпад в сторону общества, власти, это выработано временем. Можно назвать это инстинктом самосохранения.

— Мы, русские, может быть, пристрастны и необъективны? Или же цыгане — народ, который очень сложно ввести в какие-то рамки?

— Негативное отношение к цыганам сложилось сра-
зу, как только мы приехали. К сожалению, люди видят один негатив. Если мы так будем подходить ко всем сферам жизни, что у нас получится? Давайте возьмём такой аспект: все цыгане — обманщики. Но если честно ответить себе на вопрос: это только в таборе есть этот грех? А во всём городе Чудово больше никто этим не грешит? Поймите меня правильно, я не хочу никого обижать...

— С началом работы в таборе школы уровень грамотности вырос?

— Безусловно — безграмотных стало гораздо меньше. А ведь раньше всё было наоборот. Стремления к образованию как таковому нет, конечно. Есть тенденция — дать человеку возможность читать и писать. То мироощущение, то мировоззрение, которое сложилось в цыганской среде, большего не требует. Для интеграции в общество этого достаточно.

Есть промысел, который сформировался веками, раньше это было кустарное производство, ручной труд, который со временем стал изживаться, потом купля-продажа. Всё меняется, но всё сосредоточено в этом внутреннем мире. Есть свой мир, есть табор — мы живём локально.

— Существует ли в общине какая-то иерархия?

— Есть один человек — это барон, который является для всех авторитетом. И есть ближайшее окружение, которое решает все вопросы.

— А сколько в таборе проживает семей постоянно?

— Около двухсот семей, и в каждой, как минимум, пять человек.

— Как Вам кажется, не является ли одной из причин возникающих время от времени конфликтов то, что мы мало знаем о традициях друг друга?

— Безусловно. Человек культурный, здравомыслящий в общую волну негодования не включится. Есть изначально негативное отношение к народу, зачастую оно не имеет под собой оснований.

— Как священнослужитель, что Вы бы сказали всем нам?

— Прежде всего, нужно понять, что всякая жизнь человеческая имеет ценность. Это дар Божий. И никто не вправе заниматься самосудом и брать на себя суд Божий. Изначально это тупиковый путь. Прежде чем поддаваться каким-то настроениям, нужно много раз подумать: а стоит ли это делать? Произошёл несчастный случай. Это не было преднамеренное убийство или месть. Но погиб ребёнок. Я ни в коем случае не оправдываю человека, ставшего тому виной. Это трагедия для обеих сторон: одна жизнь прекратилась, другая покалечена.

Не нужно поддаваться эмоциям. Давайте вспомним, что все мы христиане, все мы вышли из купели крещения, между нами Христос. Надо молитвенно обратиться к Господу, чтобы Он даровал нам путь, на котором мы могли бы найти взаимопонимание. К этому нужно идти, к этому нужно стремиться. Это непростой путь. Давайте постараемся посмотреть с другого угла, с другого ракурса. Может быть, не все цыгане варвары и не все злодеи? Может быть, и в таборе есть что-то хорошее? Может быть, и у цыган есть чему поучиться? Например, уважению к старшим, независимо от национальности. К родителям в таборе такой пиетет, такое почтение. Конечно, есть отдельные моменты того же хамства, но поверьте: не все цыгане такие.

Ни в коем случае нельзя озлобляться. Всякая страсть, которая изнутри человека исходит, его охватывает и лишает способности поступать и мыслить здраво.

Во всём есть смысл и промысел Божий, и в том, что мы живём вместе, наверное, тоже.

Вместо послесловия

Национальный вопрос, как известно, дело тонкое. И все мы разные. Но все мы граждане одной страны и жить должны по её законам. Ведь представители цыганской диаспоры получают положенные по закону льготы, пользуются всеми коммунальными услугами, ни в чём не обижены, ничем не обделены. Должна быть и обратная реакция: соблюдение российских законов. И уважительное отношение к местным жителям, коль уж выпало нам жить вместе. Консенсус нужно искать, и процесс этот должен быть обоюдным.

Алексей, 30 лет:

— Я не могу сказать, что жители табора сильно портят мне жизнь. Да, они живут в нашем городе, так же как и люди других национальностей. У них есть свои особенности, но это не самое ужасное в жизни. Мне кажется, намного хуже то, чем занимаются те, кто разжигает межнациональную рознь в сетях Интернет. Они провоцируют чудовцев на противоправные действия, что может привести к непоправимым последствиям. Всем нам надо проявить лояльность, попытаться сгладить существующий конфликт. Меры должны принимать как к цыганам, нарушающим законы, так и к людям, призывающим жителей Чудова к войне.

Александр Федюков, главный врач ЦРБ:

— Табор живёт на территории района уже не один десяток лет, но мы продолжаем смотреть на представителей цыганской нации как на каких-то особенных людей. Да, они во многом отличаются от нас, более эмоциональны, крикливы, импульсивны. Но и наше местное население не многим порой лучше. И двери разбивают в приёмном покое, и стены портят в рентгеновском кабинете одинаково как русские, так и цыгане. Представителей цыганской диаспоры необходимо ассимилировать в общество, а не изолировать, как это произошло. И предъявлять к ним общие к российским гражданам требования, не делая исключений на их какую-то особенность. Чудовцам не надо бояться общаться с ними в магазинах, учреждениях и на улице, при необходимости предъявлять свои требования, выражать недовольство, объяснять свои претензии чётко и последовательно.

Вячеслав, 58 лет:

— Иногда кажется, что цыгане везде. Они лихачат на дорогах, нарушая все мыслимые и немыслимые правила. Они отличаются от нас, невольно цепляют взгляд. Громкая речь, пёстрые одежды. А сколько от них неудобств в поликлинике — шум, гам, «А мне только спросить». В общем, я буду рад, если их поселят в другое место. А уж если это невозможно, то надо найти действенные меры борьбы с жителями табора. Чтобы они не нарушали общепринятые правила поведения. А самое главное, не чувствовали себя в городе хозяевами.

Виталий, 43 года:

— К сожалению, не был на собрании в ДК сам, но слышал, что многие жители Чудова ушли недовольные невнятными ответами, которые давали на их вопросы представители местной власти. Порядок же должен быть один для всех: если нарушил закон — получи наказание, независимо от того, кто ты — русский, цыган или представитель другой национальности. Если будет так для всех, то никто не посмеет свои правила жизни устанавливать. Пусть работает каждый по своему вопросу: полиция ловит преступников, ГИБДД штрафует или лишает прав нарушителей, пусть те, кто должен, требуют регистрации домов и оплаты коммунальных услуг и так далее — но со всех одинаково, тогда не будет литься столько негатива со стороны простых жителей города и района.

Светлана ЩЁГОЛЕВА,
фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА