Наш постоянный консультант, агроном ООО «Трубичино» Алевтина Швец, вернулась из ботанического путешествия по Европе и поделилась своими впечатлениями
Как вы поняли, этот выпуск странички не совсем обычный. Он в большей мере посвящён не советам, которые дают специалисты начинающим и пытливым дачникам, а рассказу о садах и парках Богемии, где Алевтина Михайловна побывала вместе с коллегами-цветоводами из Санкт-Петербурга и Москвы. Она привезла из этого садово-паркового вояжа не только восторженные воспоминания, но и множество растений, которые у нас пока ещё в диковинку. Арсенал впечатлений дополнили путевые записи и десятки фотографий. На некоторые из них вы сможете полюбоваться, а ландшафтные идеи даже взять на заметку.
Сказано – сделано
Всё началось с дружбы, которая завязалась между цветоводами двух российских столиц и клуба «Вдохновение», куда входят люди из Великого Новгорода и многих районов Новгородской области, одержимые любовью к растениям. В этом клубе Алевтина Щвец поначалу просто читала лекции по агрохимии, а когда ближе познакомилась с его участниками, то и сама страстно увлеклась разведением цветов. На её приусадебном участке в деревне Стрелка Трубичинского сельского поселения – настоящее цветочное изобилие: всевозможных видов флоксы, сибирские ирисы, пионы. Пион, пожалуй, самый любимый её цветок. Не зря ведь она уже несколько лет в числе организаторов ежегодной межрегиональной выставки этих, по-императорски роскошных растений. Так вот на одной из таких садовых экспозиций столичные цветоводы и решили: надо посмотреть своими глазами, как там у них, в Европе, сады цветут и можно ли опыт умелых и прославленных коллекционеров перенести в наши края. Алевтину Михайловну пригласили в компанию. А координатором поездки стала Татьяна Богданова-Любобар из питерского клуба цветоводов.
Сказано – сделано. Сами разработали маршрут, забронировали время поездки, договорились с известным гидом. За полгода вперёд купили билеты на самолёт, что, между прочим, обеспечило приличную экономию. И на майских праздниках отправились в путешествие, которое включало в себя посещение Чехии, Австрии, Южной и Северной Моравии.
Импрессия души
В Вену, как рассказала моя собеседница, экскурсанты прилетели утром. Встречал садовый десант приветливый гид, бывший москвич Роман.
– Мы сразу почувствовали себя в своей тарелке, потому что можно было спокойно изъясняться по-русски, – пояснила Алевтина Михайловна и подчеркнула, что языковых барьеров никто не испытывал за время всей поездки. Переночевали путешественники в отеле живописного местечка близ города Леднице. А уже следующим утром начались увлекательные туры. В частном саду известного чешского художника Милана Одварки любовались садовыми водоёмами. Бродили по бескрайним просторам хвойных растений Владислава Крейчи и замирали от восторга, глядя на альпийский сад, выращенный на отвесной скале пана Чепички...
Побывали на выставке альпийских горок в парке Пругоница, который славится идеальной архитектурой. Посещений, впечатлений, удивлений и новых знакомств было очень много, и о каждом Алевтина Швец могла бы, кажется, говорить бесконечно и только в превосходных тонах. Но мне больше всего врезались в память её эмоции по поводу сада Иржи Балатки, у которого наши экскурсанты пополнили свои коллекции растением с устрашающим названием «ведьмина метла» – чаровейник по-чешски.
– Такому количеству разнообразных по форме, цвету и размеру хвойных растений может позавидовать любой коллекционер, – делилась впечатлениями Алевтина Михайловна. – А началось все, как пояснял нам хозяин этого сказочного леса, в далеком 1975 году, когда у него появилась первая «ведьмина метла». Она настолько очаровала пана Балатку, что он всерьез решил заняться поиском и приручением этих причуд природы. Сегодня сад выглядит вполне сложившимся, объединяясь в одну целостную картину, но каждый из его фрагментов представляет собой законченную композицию, эдакий маленький зелёный мирок. Тем, кому посчастливится побывать в этом саду в мае, удастся полюбоваться еще и цветущими рододендронами и древовидными пионами – замечательными партнерами хвойных. Ещё один поклонник чаровейников – пан Коларж. У него мы тоже погостили и не остались без приобретений.
Говоря о своём путешествии, Алевтина Михайловна заострила внимание на том, что цветоводы Богемии – люди исключительно доброжелательные и жизнерадостные. Частные коллекционеры, а это, в основном, мужчины, с большой охотой принимали русских туристов и демонстрировали садовые экспонаты. В Чехии сейчас, например, на пике ландшафтной моды – цветочные композиции в корытах – древних, каменных, из которых раньше поили и кормили домашних животных. Так вот владелец одного такого «корытного» богатства рассказывал об этих деревенских простых штуках, как о настоящих сокровищах...
Но больше всего моей собеседнице понравились каменный сад Отта Власака и сад волшебных форм и водоёмов, принадлежащих Яну Слама.
– У Яна – идеальный вкус, не к чему придраться. Мы ходили по его саду, расположенному всего лишь на 12 сотках земли, и буквально немели от восторга. Это было поистине шокирующее впечатление. Узкие тропинки, а в тишине и покое затаённых уголков слышны малейшее дуновение ветра, каждый шорох в густых зарослях редчайших растений, окружающих маленькие озерца с тёмной водой, как будто возникшие из старинных сказок. Прудики настолько гармонично сливаются со своим обрамлением, что даже не возникает мысли о том, что вся эта композиция – творение человеческой фантазии и умелых рук.
Поездка была настолько насыщенной, что рассказов Алевтины Михайловны хватит на многие годы вперёд. Ну а мне же хотелось узнать о том, какое впечатление вообще произвела на неё просвещённая Европа.
Экипажи, кофейни, велосипеды
Знаменитая Вена – столица мажорной музыки Моцарта, Штрауса, родина венских сосисок и знаменитого пива. При воспоминаниях об Австрии глаза у моей собеседницы буквально загорелись:
– В Австрии мы провели четыре дня. Гуляли по узеньким улицам старой Вены, которые, кстати, отличаются особой акустикой, слова, разносящиеся как из микрофона, и непривычно гулкие шаги. А чем запомнилась? Множеством конских повозок. Экипажей в центре Вены – как в Новгороде машин. В нескольких точках у них, как у наших таксистов, стоянки. В то время, когда извозчики ждут очередных пассажиров, лошади ведут себя, как положено животным. Непременный атрибут каждого экипажа – пластиковое ведро – от ядрёного запаха конского навоза не спасает. Как и то, что при любом лошадином «казусе» возничие немедленно его устраняют. В общем, на вопрос: «Какой запах в Вене самый распространенный?» – приходится ответить: «Запах конского пота, навоза и ещё, конечно, кофе. Кто не слышал о фирменном кофе по-венски? Это когда в свежесваренный напиток добавляют взбитые сливки и сверху на белоснежную шапку насыпают тертого шоколада. Лучший бодрящий австрийский напиток называется «меланж». В нем, вроде бы, и ничего особенного нет – просто кофе с молоком, но, конечно же, секрет приготовления имеется. Вкуснее кофе, чем в Вене, я нигде не пробовала.
Удивила нашу землячку и предельная аккуратность австрийцев, бережное отношение ко всему, что вокруг. Например, то, что в парковой зоне, прямо на газонах, около маленьких озерков-прудов, где плавают уточки, сидя на траве, отдыхают люди. И молодёжь, и родители с детьми. Тут же устраивают маленькие пикнички-перекусы. Однако, уходя, даже примятую траву за собой расправляют.
– Страна маленькая, может потому люди так трепетно относятся к своей природе, – размышляет она.
А Чехия встретила наших путешественников цветущими буйным алым цветом каштанами и массой всевозможных пионов, которые, по замечанию профессионального агронома, поразили её не только своим разнообразием, но и ухоженным, по истине царственным видом. И опять всё та же европейская скрупулёзность и любовное отношение к своей земле.
– Вот стоит старенький домик, не развалюха, какие можно увидеть в наших деревнях, а просто маленький. И он аккуратно выкрашен, и вокруг обязательно садик. Пусть метр на метр, но горка альпийская перед окошком – обязательно. И каждая – произведение искусства. Хозяева постоянно что-то чистят, прибирают, выпалывают, подсаживают. Зелёная страна Чехия – настоящий сад. И ещё заметная черта Праги – обилие велосипедистов. Даже те, кто едва научился ходить, уже крутят колёса. Велосипедные дорожки повсюду, потому и пробок даже в центре города нет. Мы жили в графстве Лихтенштейн, так там вообще по всем дорожках огромного парка колесят все, от мала до велика.
В Чехии, что меня удивило, большие виноградники. Мы даже побывали на дегустации вин у знаменитого винодела, призёра международных выставок Ладислава Соларжика, где в погребах, расположенных прямо в скале, попробовали отменного, нежного белого вина. А сам виноградник – на скалах. В Чехии, кстати, производят в основном белое вино, потому что это более северная страна, чем, скажем, Франция или Италия. Красный виноград не вызревает до той стадии, когда может быть использован для приготовления напитка надлежащего качества.
Знаменитый дворцовый комплекс Бельведер, ботанические сады Мендельского, Венского университетов, дендрариум института декоративного садоводства, старинные замки Моравии, туманные моравские Бескеды – такое не забывается. И важно подчеркнуть, что обилию полноценных и радостных впечатлений мы, экскурсанты, во многом обязаны гиду – Роману Лобову.
– В течение всей поездки мы чувствовали себя настолько комфортно, как будто путешествовали с близким человеком. Рома был для нас сопровождающим, который увлекательно и компетентно рассказывал о садах и городах, где мы побывали. Но он стал ещё и другом, к которому мы, может, ещё раз поедем.
А пока будем жить воспоминаниями и надеждой, что все привезённые авторские корешки, семена, кустики, которые мы с такой тщательностью выбирали, упаковывали, перевозили, приживутся на наших приусадебных участках. И северные наши цветочные «горки», и садовые ландшафты будут под стать богемским оригиналам.
Нина Никандрова