По завершении Санкт-Петербургского экономического форума многие эксперты отметили явные расхождения планов Президента страны с реальными шагами министерств. Одна из важнейших тем — импортозамещение приняла на форуме характер многоаспектной, увязанной с проблемами социального развития, человеческого капитала, комфортной среды проживания. Мы выехали в наиболее показательное для нашего района хозяйство — СПА (колхоз) «Искра», чтобы обсудить как на взгляд агропромышленников реализуются планы.
Реализация — это конкретика
Напомним, что в соответствии с госпрограммой Новгородской области «Развитие агропромышленного комплекса в Новгородской области на 2014–2020 гг. » ожидаются следующие результаты: увеличение производства, рентабильности, рост заработной платы.
Руководитель «Искры» Светлана ДИКУШИНА начала разговор с главного — условий ведения хозяйства, связав их с планами и социальным развитием села.
Очень многое зависит от реальной поддержки. Если в 2010‑м получили поддержку 4000 рублей на гектар, то сейчас об этой цифре остаётся только мечтать. Виной ли тому вступление в ВТО, бюджетные возможности или комплекс факторов — неизвестно. Но какими темпами развиваться в таких условиях, да ещё и при жесточайших действиях контролирующих органов?
Плавно перешли и к импортозамещению. У некоторых депутатов поселений хватило ума, (а вернее не хватило элементарного желания разобраться) упрекнуть хозяйство в том, что его продукцию люди на прилавках не видят. Всё же надо понимать, о чём говоришь. Забой на территории района произвести нельзя, даже если корова подлежит убою, контролирующие органы просто не дадут возможности продать предприятию мясо. Давайте по-житейски каждый сам себе ответит на такой вопрос: «Это нормально?»
Везти на убой в Боровичи, Великий Новгород одну-две головы, чтобы обратно поступило мясо в район как-то нелогично, да и затратно. Мясокомбинаты предлагают смешные цены, да ещё после этого и деньги надо как-то от них выклянчить. Посудите сами: за живой вес дают 85 рублей за килограмм, за убойный — 110. Вот вам и всё развитие мясного скотоводства, все планы по производству говядины. Какой-то, мягко говоря, иррационально замкнутый круг, где главным в товарной цепочке оказывается даже не тот самый мясокомбинат, а ритейлер — продавец. Только что нам — не видящим продукцию «Искры»? Хозяйство, что называется, «под боком», только вот мяса мы не встретим. К «кривым зеркалам» бюрократически ангажированного законодательства сельхозники уже привыкли. Однако ситуация от этого не меняется. Да что там законодательство! У отраслевого отдела районной администрации практически нет полномочий для реальных бюджетных манёвров, для помощи, сдвига ситуации в ту или иную сторону.
Где суть, а где правда
Мы не зря информационным поводом к материалу обозначили экономический форум. Хотелось бы обратить внимание на следующие высказывания Президента: «Суть программ импортозамещения не в том, чтобы закрыть свой рынок, отгородиться от мировой экономики. Мы должны научиться производить качественную конкурентную продукцию... Мы хорошо понимаем — чтобы национальная юрисдикция была конкурентной, необходимо постоянное движение вперёд, необходимо постоянное совершенствование. При этом мы должны анализировать, насколько эффективно работают уже принятые меры. И здесь нам действительно важны эффективные каналы обратной связи с бизнесом».
После него сложилось такое впечатление, что экономический блок Правительства как-то странно воспринимает слова главы государства. Уже со всех сторон звучат призывы перейти к принятию реальных кадровых решений. Как можно на федеральном уровне поставить муниципальные власти в ситуацию безысходности? Да ещё и сделать заложником конкретные хозяйства, кстати говоря, являющиеся социально-экономическим оплотом, остовом села. Социальная политика тогда где, и как, простите, её собираются проводить без такого оплота?
Вопрос, который я задал, касался конкуретоспособности продукции. Мы привели цену мякоти мяса хорошей говядины из хозяйств области в 390 рублей за килограмм. Ответ был однозначным, если дадут «зелёный свет», мы эту цену сделаем ниже.
Тут возникает некоторое понимание того, что основное внимание уделено крупным агрохолдингам. Но вот какая штука: село и селян мы никуда всё равно не денем. Проще говоря, ну уедут мужики работать вахтовым методом, один раз, второй, третий... А дальше? При наших условиях социальной мобильности мы только загубим село — не больше, не меньше.
Теперь о расходах. Выросли затраты хозяйства примерно на 50%. Причём, что интересно, российские производители и торговцы запчастями цены подвели ближе к импортным. Что до последних — понятно — доллар и евро подросли, подросли и цены, но отечественные «импортозамещающие», что — тоже закупают всё и вся зарубежом?
И снова хозяйство ждёт 1 июля. Так продолжается уже который год, ведь в первый день этого жизнерадостного летнего месяца должны вырасти тарифы на электроэнергию. Но это лишь ожидания. С 16 июня упала закупочная цена на молоко на 60 копеек с килограмма. При этом субсидия составляет 24 копейки на килограмм.
Справедливости ради отметим, что 23 июня заместитель Губернатора Александр Бойцов провёл совещание с руководителями органов управления АПК, заместителями глав муниципальных районов, представителями сельхозпроизводителей и крестьянских (фермерских) хозяйств региона по вопросу господдержки предприятий АПК.
Как сообщили в департаменте сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области, в Министерстве сельского хозяйства РФ сформированы новые условия по возмещению части прямых понесённых затрат предприятий на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса. На эти цели в 2015 году предусмотрено 11,4 млрд. рублей федеральных денег. Разработан механизм предоставления субсидий, определены критерии отбора инвестиционных проектов по каждому направлению деятельности предприятий АПК.
Предприятия могут выставить на конкурс проекты строительства или модернизации плодохранилища, картофеле- и овощехранилища, тепличные и животноводческие комплексы молочного направления, селекционно-семеноводческие центры, селекционно-генетические центры молочного направления, оптово‑распределительные центры. Размер возмещаемой за счёт средств федерального бюджета доли затрат на создание или модернизацию объектов составляет 20%, доля софинансирования областного бюджета — 5%.
Вице-губернатор обратил внимание на то, что задача муниципалитетов в кратчайшие сроки — до 1 июля — сформировать свои предложения об участниках программы, которые планируют завершить строительство или модернизацию объектов в этом году, чтобы принять участие в конкурсе и войти в программу нынешнего года.
Если же вернуться к «Искре» и посмотреть на соотношение поддержки хозяйства и налогов, то мы увидим двукратное превышение налоговых отчислений от суммы поддержки. В этой связи встаёт закономерный вопрос: «Может просто на лет 5–7 освободить хозяйства от налогов?» Почему 5–7 лет? Потому что это тот минимум, по мнению экспертов, который нужен для рывка в отрасли.
Каковы же цели?
Вообще, понять трудно — нужно стране мясо и молоко или на самом верху ещё не определились. Мы-то каждый сам за себя скажет надо нам это всё или нет. Светлана Петровна отметила ещё один важный момент: в каждом регионе свои порядки, сильно отличающиеся друг от друга. Вроде бы и живём в одной стране, да вот как-то уж очень по-разному подходят к сельхозпроизводителям.
Оно и понятно — бюджетные возможности разные, но если в той же Германии используется механизм бюджетного выравнивания, то у нас что-то он, во всяком случае в рассматриваемой отрасли, не заметен.
Поговорили и о фермерстве как о целом движении и явлении в стране. Конечно, только фермер накормить страну не сможет. При всех документальных проектах нашего великого режиссёра МИХАЛКОВА, как впрочем и при его же проектах аналогов русских «Макдональдсов» и «Бургеркингов» за бюджетные деньги, должны существовать и развиваться все формы хозяйствования. На заседаниях районной Думы Пётр Фёдорович МАКСИМОВ не зря говорил о резком падении поголовья в личных подсобных хозяйствах. Ведь это не просто цифры — это падение традиционного уклада, симптомы социальной болезни села, и относиться к количеству частных бурёнок только как к статистическим данным очень опрометчиво.
Нужно сказать, что интересы и частных подворий, и самой «Искры» пересекаются. Например, хозяйство по заказу заготавливает сено для личных хозяйств. Это взаимовыгодное сотрудничество, хоть маленькая, но всё же модель кооперации. То есть, есть хозяйство покрупнее — частнику полегче. Есть частник — есть кадры и заказы для более крупных хозяйств. Несмотря на такие простые рассуждения, социальная система села — механизм тонкий, и многие так нынче модные «вертикальнонаправленные» решения могут нанести тяжёлый урон, вместо помощи. Простой пример: водоснабжение деревни лежит на плечах «Искры», сети не передать, чтобы брать плату за воду, надо оформить столько бумаг, что и хозяйством не надо заниматься. Так что, вода лежит на хозяйстве, да и много ещё что.
«Статистические единицы»
— Хорошо, что есть непотопляемые люди, — говорит Светлана Петровна. — Я не могу понять, чем мы мешаем и кому. Все работают на понятный результат, никто не уклоняется или ссылается на ограниченный круг обязанностей. Это и называется команда. Поэтому мы и ставим реальные планы. А в планах выжить. Хотя многое от нас не зависит, но кое-что мы сделать сможем. Конечно, нужна страховка. Такова работа отрасли в нашей области, а тем более, с нашим рельефом. Не уродились ныныче корма, но будем брать где только сможем.
Помехи с высоты птичьего полёта мы тоже ощущаем. Слишком много ограничивающих законов.
Трудно сказать, как повернётся ситуация и повернётся ли она вообще. Но возвращаясь всё к тому же экономическому форуму и, прямо скажем, бледным выступлениям экономического блока, отраслевой принцип управления импортозамещением скорее всего применят. Иначе просто никак. Да и полномочия на места надо дать. Не хотелось вспоминать, но не лезут из головы слова, приписываемые Иосифу Виссарионовичу «Одна смерть –трагедия, миллионы — статистика». Как-то не хочется быть объектом такой статистики. Необходимо дать возможность разобраться с проблемами на месте, а традиционным, устоявшимся хозяйствам предложить особый статус, чтобы поддержать не сам бизнес, а прежде всего, село, людей, культурный, экономический уклад.
Без местного уровня и полномочий на местах такие задачи решить практически невозможно. Насколько прозорливой окажется вертикаль, покажет время. А пока «Искра» будет жить, работать, помогать селянам, давать работу трём десяткам работоспособным, не проводить какие-то сокращения кадров, заниматься племенной работой и надеяться на лучшее. Если же дать оценку настроения команды, то я бы охарактеризовал его как «здоровый пессимизм», ведь именно он укрепляет душевные силы человека и внутренне подготавливает его к возможным житейским бурям.
Иван БОРОДИН
Коллаж автора