Четверг, 31 октября 2024

Редакция

Есть такая профессия — Родину защищать

Эта крылатая фраза из легендарного советского фильма «Офицеры» стала культовой для многих мальчишек, решивших посвятить свою жизнь военной службе.

О выборе профессии, о том, как складывалась судьба военного в советское время и после распада СССР, размышления о нашей сегодняшней жизни. Об этом и многом другом — в беседе с нашим замечательным земляком Леонидом Шапкиным.

Леонид Григорьевич родом из простой крестьянской семьи. Детство родителей было тяжёлым. Мать с шести лет уже сидела в няньках, для родившихся в 30-е годы это было скорее обычным явлением, чем исключением. Едва исполнилось десять — начала работать: и дороги ремонтировала, и в лесу трудилась, и пахала, и сеяла. Отец из большой семьи. С ранних лет ходил в подпасках, подрос — доверили целое стадо. В те годы взрослели рано.

Все на земле венчает труд

— Любой человек рождается в муках. Когда у мамы начались схватки, она 16 километров бежала до Любытина, откуда её отправили в роддом Шереховичей, где я и появился на свет 12 июля 1955 года.

Отец работал в Шереховичской шахте, был ударником труда. Я до сих пор помню бараки, в одном из которых мы жили. В каждом из них селилось 8 семей, длинный коридор, общая кухня, всё в серых тонах. Несмотря на это, жили дружно, все вместе ходили в кино. Всё чётко отложилось в памяти.

Когда открылась шахта в Зарубине, мы переехали в шахтёрский посёлок. Мама работала и санитаркой, и в столовой, но большая часть её жизни связана с комбинатом бытового обслуживания, где она трудилась вязальщицей и всегда была на хорошем счету. Отец работал в забое, даже после того, как получил травму. Тяжести труда сказались на его здоровье, он ушёл из жизни в 59 лет, — начинает разговор Леонид Григорьевич.

С особой любовью он вспоминает родную Артёмовскую среднюю школу, где в те годы трудилась плеяда замечательных учителей от Бога: Сергей Михайлович Соколов, Лидия Анатольевна Ключникова, Виталий Дмитриевич Фёдоров, Иосиф Васильевич Пыж.

— Спорт играл для нас большую роль. Все мальчики имели золотые значки ГТО и очень этим гордились. Правда, помимо школы была и улица, и она не всегда хорошо влияла на школьников. Однажды со мной произошёл случай, о котором я сожалею до сих пор. Маму вызвали к директору. Её слёзы, сопереживание так повлияли на меня, что я решил: больше никогда ей не будет стыдно за сына. И больше ни разу в жизни не дал повода для беспокойства самому близкому и родному человеку.

Это мой выбор

К 10 классу уже твёрдо знал, что буду военным. Сдав выпускные экзамены на «хорошо» и «отлично», поступил в Опочецкое ракетно-зенитное училище ПВО (г. Опочка Псковской области). Мы изучали технику противовоздушной обороны, всё то, что сразу же пригодится на службе в Вооружённых Силах. Нам повезло с преподавателями, командирами. В июле 1978 года училище перевели в Днепропетровск, а в 1995 году оно было расформировано.

Я получил распределение на Украину, как раз в то место, где и сегодня не прекращаются военные действия. Это Донецкий каменноугольный бассейн, где стояли заводы-гиганты Мариуполя, Донецка и области.

Мы знали реального противника, места, где находятся его базы, их характеристики. Несли боевые дежурные смены, требования были жёсткими. Техника имела свойство ломаться, восстанавливали её по ночам и в выходные.

...Где-то в Англии взлетал самолёт, нас тут же поднимали по готовности. Были и реальные провокации. Например, события в Бакинском округе ПВО.

Пять лет я нёс службу в войсках первой линии со стороны Азовского и Чёрного морей. Среди нас были и русские, и украинцы, и азербайджанцы, и молдаване, но это только сплачивало. Сейчас, когда на Украине пытаются повернуть историю вспять, становится не по себе, — говорит Леонид Григорьевич.

Затем он поступил в Военную инженерную радиотехническую академию имени маршала Советского Союза Говорова в г. Харькове. К тому времени Леонид Григорьевич был женат, в семье подрастал сын.

У академии была прекрасная спортивная база, включающая несколько спортзалов, стадион, бассейн. Именно здесь наш земляк стал заниматься многоборьем. Слушатели академии знакомились с новейшей техникой, которая в то время разрабатывалась в стране.

Леонид Григорьевич гордится, что заместителем начальника факультета был Герой Советского Союза полковник Кутынцев, тот самый легендарный Николай Михайлович Кутынцев, участник арабо-израильской войны. В марте 1970 года его зенитно-ракетный дивизион одним из первых заступил на боевое дежурство по защите воздушного пространства Арабской Республики Египет, куда советские ракетчики прибыли по просьбе руководства этой страны. И несмотря на то, что через полчаса один из расчётов дивизиона сбил по ошибке бомбардировщик «Ил-28» ВВС Египта, вылетевший без оповещения, подчинённые Кутынцева с честью выполнили свой воинский и интернациональный долг, записав на свой счёт 11 поражённых воздушных целей противника, не имея при этом ни одной потери.

Командировки по требованию

После окончания академии дальнейшая служба была связана с новейшей техникой, пришлось пройти за небольшим исключением все зенитные комплексы. Было очень много сложных, но интересных служебных командировок. Часть занималась поставкой вооружения. Военно-техническое сотрудничество развивалось и с социалистическими странами, и с теми, кто нуждался в новейшем оборонном оружии. В те годы военные очень гордились своей страной, её экономикой, техникой, вооружением. Во время командировок жили не в пятизвёздочных отелях, а в военных городках или на базах советских специалистов, без особых условий, борясь за место под кондиционером, если таковой имелся. Ходили в те же самые магазины, столовые.

В 90-е годы было больно смотреть на то, что за границу поставляли то, чего не было на вооружении в своей стране. Это горько, но было осознание, понимание происходящего — нужно поднимать военно-промышленный комплекс, выполнять условия международных договоров.

— Командировки больно «били» по семье. Исключением стал Китай, где два года разрешалось жить с самыми близкими людьми. Китайцы очень трудолюбивы, тогда велось интенсивное строительство, на глазах росли дома, новые дороги. Что приятно поразило, в каждой деревне есть рупор. У нас сломалась машина, до Пекина — 150 километров, через пять минут перед нами стоял староста с переводчиком, через 10 — подъехал эвакуатор. Китай был очень требовательным заказчиком. Всю технику проверяли досконально.

Когда происходил распад социалистической системы, мы, военные, чувствовали, как меняется отношение к нам. Часто приезжали в страну, а там — митинги, случалось, останавливали, а то и обстреливали поезда.

Около пяти месяцев длилась командировка на Кубе, пять месяцев — в Словакии. На местах мы настраивали вооружение, проводили испытание. Везде местное население понимало, что это необходимо. В республике Йемен люди были очень отзывчивы, буквально вырывали у нас из рук отвёртки, ключи, пытались всё наладить сами. Румыны были очень придирчивы, поляки, болгары — несколько другими, но объединяло одно — все хотят мира, жить в дружбе и согласии.

Возвращение домой

Мне исполнилось 44 года, когда пришлось уволиться из Вооружённых Сил. Последним местом службы был Капустин Яр, ракетный военный полигон в северо-западной части Астраханской области, который был создан для испытаний первых советских баллистических ракет.

Погодные условия — жара +40°, высокое давление, кондиционеров не было. Часть ликвидировалась, переводилась на гражданскую базу, там предлагали должности рангом ниже. Многие сослуживцы уезжали в Москву, Питер, Киев. Все удивлялись, почему мы с женой выбрали сельскую местность. А у нас и мысли не было жить в городе. Перебрались в Любытино, здесь наши корни, здесь жили родители. Мы очень любим природу, лес, грибы-ягоды, здесь же прекраснейшие, живописные места!

Спасибо моим друзьям, одноклассникам жены. В 1999-м я устроился работать в Любытинские электросети инженером по эксплуатации, где производство было построено очень и очень правильно. Энергетика — та отрасль, где люди задерживаются надолго. Но в 2004 году прошла реорганизация.

Интересной была работа в Неболчах, на предприятии концерна «Стора Энсо», где трудились люди со всего Северо-Запада. Техника новейшая — финская и шведская. Все требования лесничеств комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области строго выполнялись, но вскоре экономический кризис охватил отрасль, предприятие закрылось. 10 месяцев я был без работы. Конечно, дома дел хватало, но тяжело давила невостребованность. А затем я пришёл работать в районную администрацию специалистом по делам ГО и ЧС. Как говорит глава района Тимофей Борисович Гусев, работать трудно, но интересно. Хорошо, что у власти молодой энергичный человек, его команде желаю только успехов.

Если говорить о семье, то считаю, мне повезло. Познакомившись с будущей женой, Натальей, мы долго переписывались. 21 января 1978 года сыграли свадьбу в Зарубине. Торжественная регистрация брака проходила в поселковом Совете. На улице — мороз – 40°.

Уже потом, приехав в часть, вспомнил, что день моей свадьбы совпадал с днём смерти Ленина, а я был членом КПСС. Долго скрывал, что в самый чёрный для коммунистов день у меня был самый светлый праздник.

У нас два взрослых сына — Денис и Андрей. Оба закончили вузы, у них свои семьи. Старший живёт и работает в Новгороде, офицер противопожарной службы. Младший — обосновался в Санкт-Петербурге. Внуку Николаю 14 лет, внучке Анечке всего год и восемь месяцев. Это наша радость.

Я смотрю на детей и думаю, что так бы не смог. Они вошли в другую жизнь, причём быстро сориентировались, что всего нужно добиваться самим. Мы были государевы люди, нам давали квартиры. Когда приезжали на новое место службы, уже были подготовлены позиции.

Я благодарен жене за воспитание сыновей. Профессия военного не позволяла всегда быть с ними рядом. Наталья Николаевна — человек творческий, пишет стихи. В юности закончила филиал Одесского института метрологии в Ленинграде. Несмотря на наши частые переезды, ей удавалось устроиться работать по специальности.

Мы любим путешествовать, вместе ездим к друзьям, бывшим сослуживцам, но наше главное увлечение — русский лес.

Что я больше всего ценю в людях? В первую очередь, честность, это главное качество. Ненавижу лицемерие. Человек может быть успешным, но если он неискренний, это всегда сказывается на его отношениях с близкими людьми. Не люблю эгоистов, что, увы, бывает, когда в семье один ребёнок. Я, например, очень рад, что у меня есть младший брат, Александр.

По натуре я оптимист, это очень помогает в жизни. С возрастом происходит некая переоценка ценностей. Сейчас больше хочется пообщаться с родственниками, детьми и внуками. Есть планы — достроить дом, заняться обустройством участка.

Я видел много городов, посёлков, исколесив тысячи километров, понимаешь, страна, она как семья, — сказал Леонид Григорьевич.

Ответственность, честность, принципиальность, исполнительность, дисциплинированность, организованность — его вечные спутники. Эти качества ценились во все времена. А ещё в нём подкупает особое, уважительное отношение к людям старшего поколения.

Во время нашего разговора Леонид Григорьевич не раз повторял: «Мне всегда везло на встречи с хорошими людьми». Думается, что и они могут сказать то же самое в его адрес.

12 июля этот человек с интересной судьбой отметит юбилей. Пусть он станет точкой отсчёта новой жизни, в которой будут жить любимые воспоминания и события. Пусть рядом с Вами будут родные, близкие Вашему сердцу люди.

Лариса ПЛАТОНОВА
Фото из семейного архива ШАПКИНЫХ

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА