«Сделайте, что-нибудь, Вы же депутат!» - эти слова, когда я слышу их в свой адрес, меня буквально вводят в ступор. Потому что как человек я могу проявить гуманность, как журналист - написать статью, а, как депутат, простите, я не могу сделать НИЧЕГО (сколотить скамейку или ходатайствовать о привозе песка на детскую площадку, не считается).
Можно тысячу раз стучать в закрытые двери, писать письма и получать на них бесконечные формальные ответы. Так оно и происходит. К сожалению, именно формализм – бич нашего времени. Формальное отношение чувствуется везде, не только во властных структурах, и в медицине, образовании, и даже в прессе. От глубины вопроса и сути проблемы мы уходим куда угодно, только не к самому человеку.
В приёмную Президента большинство граждан пишет не «от нечего делать», а потому, что слишком поверхностным оказалось отношение того, кто одним из первых должен был откликнуться на их проблему. Есть, конечно, процент неадекватных людей, имеющих хобби «бомбить» по всем инстанциям, есть и те, кто просто недоволен жизнью, и самостоятельно не желает в ней что-либо изменить. Данные категории наших соотечественников существовали всегда. Но есть и другие люди, как и другие проблемы, решить которые можно, при желании «здесь и сейчас», не затягивая конфликты и не увеличивая пропасть недоверия. Но всё чаще лень потрудиться, разобраться, лень разглядеть человека, увидеть его и тем более, понять.
Один муниципальный служащий с большим стажем во время разговора однажды высказался: «за этой бюрократией, мы совсем перестали видеть людей». Если это осознают в муниципальных образованиях, таких как наше, где все друг другу если не родственники, то соседи, что говорить о крупных городах?
Не хочется, чтобы кто-то с обидой воспринял мои слова о том, что само слово «депутат» стало носить какой-то негативный и даже сатирический оттенок. Утратило оно, причём уже давно, престижную окраску. То ли от того, что столь непопулярными стали меры законодателей, которые на деле вершат буквами закона, то ли от немощности избранников народа, которые, действительно, находятся ближе всего к этому самому народу и фактически ничего не могут для него сделать.
На сегодняшний день муниципальный депутат – очередная, не побоюсь этого слова, блажь Федерального Закона № 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ», который, по мнению одного из политологов «…дал лишь понимание об обязанностях и разграничил ответственность. В итоге мы получили хозяйствующие субъекты, лишенные способности развития и депутатов, стоящих между электоратом и администрацией, в абсолютно непонятном качестве». 131 Закон побил, к тому же, все рекорды по количеству поправок в него вносимых. И, что самое интересное, поправки появляются одна за другой, а положение вещей это не спасает. Российская провинция, с её вымирающими и исчезающими деревнями, оказалась к такому реформированию не готовой. Утопично брать на себя полномочия, не имея на то финансовых возможностей.
Вот и получается, что на практике депутаты нужны только для соблюдения законных процедур и их решения. На заседаниях районной думы принимается множество изменений и дополнений, продиктованных областным или федеральным законодательством. Спрашивается: к чему? К чему переводятся килограммы бумаги, тратится время на доклады, если изменение вносится практически автоматически и никакое из мнений депутатов на него повлиять не может? Даже в том случае, когда местные депутаты, решив проявить самостоятельность, голосуют против, данное решение тут же опротестовывается органами прокуратуры. Мол, чего взбунтовались-то? Областной закон уже принят, а вас не спрашивали. Как пример поправки в районные Уставы, принятые в мае этого года. Окуловская муниципальная Дума проголосовала против назначения сити - менеджеров, оставив прежние прямые выборы главы, но ничего хорошего, кроме «шума» в интернете, из этого не вышло, ибо диктуют правила областные законотворцы.
Наши граждане заблуждаются, когда думают, что все депутаты, которых они избирают, непременно обогатятся и получат достойную зарплату. В большинстве муниципалитетах за депутатскую деятельность денег не платят.
В Думе Солецкого муниципального района существовала практика компенсирования затрат на бумагу, канцелярские товары и транспортные расходы, но в связи с тяжёлым материальным положением муниципалитета, её отменили. Сейчас на освобождённой основе работают только председатели Боровической, Старорусской и Валдайской дум. Остальные бремя народного избранника совмещают с основной работой, что, на мой взгляд, вполне справедливо, так как заседания проходят в рабочее время, и никто специального времени из личных графиков на эти цели не выделяет. Организационными вопросами и формированием повестки заседаний занимается работник административного аппарата.
Статус депутата даёт только СТАТУС депутата. А какое значение имеет это понятие в нашей действительности? Никакого. Судить об этом можно даже по ответу на запрос депутата Государственной Думы (куда уж выше) Сергея Фабричного о тарифах на тепловую энергию в Сольцах. Ответ пришёл такой же формальный, как если бы его написал обычный гражданин, никакими статусами не обременённый.
Возникает вопрос: какой смысл вливать бюджетные потоки на оплату работы тех же территориальных избирательных комиссий, организацию выборов, если муниципальная Дума всё чаще процедурный, а не законотворческий орган?
Вопросов местного значения, на которые могут и должны влиять депутаты множество – это утверждение бюджета района и отчёта о его исполнении, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, утверждение структуры администрации Солецкого района и многое другое. Согласно пункту 9 ст. 23 в полномочия Думы входит и контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Только, к сожалению, механизма этого контроля, как и мер наказания за его неисполнение, там не указано. Иными словами, контролировать депутаты должны, но кто должен бояться этого контроля, и чем он чреват, никому не понятно.
Дума Солецкого муниципального района представительный орган местного самоуправления, срок её полномочий 5 лет, она подконтрольна населению Солецкого района. В настоящий момент Дума сформирована на 87 %, в ней работают 13 депутатов (вместо 15). Из числа депутатов девять человек являются руководителями учреждений (причём трое – сельскохозяйственных предприятий), один пенсионер, один представитель средств массовой информации и один временно не работающий. В Думе зарегистрирована фракция «Единая Россия» (9 депутатов) и один человек является членом партии КПРФ. Создано три комиссии: по бюджету, финансам и экономике, социальным вопросам и по вопросам местного самоуправления. Впервые в Думе учреждён Кубок депутатов Солецкого муниципального района.
Неоднократно на заседаниях думских комиссий выносился вопрос об острой необходимости издания нормативно – правового акта, регулирующего правила благоустройства, а ещё лучше, разработке мер штрафных санкций в отношении тех, кто эти правила не исполняет. Но и здесь муниципальные депутаты не вправе, что-либо предпринять – не та компетенция.
Единственный путь развития местного самоуправления, мне кажется, заключается в праве законодательной инициативы, которым муниципальная Дума по закону наделена. Только инициируя и разрабатывая здесь, на местах, предложения, с последующем внесением их в областную Думу, а из областной - в Государственную, можно было бы достичь хоть какого-то результата, а главное – практической пользы. А пока имеем то, что имеем: муниципальный депутат ничего сделать не может, а государственный может, но слабо представляет как.
Комментирует заместитель главы администрации Солецкого района – управляющая делами администрации Татьяна Миронычева.
-Я не совсем согласна с позицией автора в том, что только существующее законодательство ограничивает представительные органы местного самоуправления в развитии. Мне кажется, что пассивными стали и сами народные избранники, большинство которых суть депутатской деятельности видят лишь в участии в заседаниях.
Я помню времена, когда ответственность депутатов перед общественностью была крайне высокой. Проводились выездные заседания, регулярные отчёты перед избирателями, словом, депутатская деятельность была на контроле. Что касается права законодательной инициативы, то ещё ни разу депутаты четвёртого созыва им не воспользовались, хотя в других муниципалитетах области такая практика имеется.
Татьяна ИЛЬИНА, фото из интернета