Вторник, 16 сентября 2025

Редакция

Самая мужская работа

Раньше многие деревни в нашем районе славились своими рыбными артелями, теперь же их можно перечесть по пальцам одной руки

Одно из рыболовецких хозяйств, которое в прямом и переносном смысле на плаву, организовано индивидуальным предпринимателем Сергеем Александровым, что живет в деревне Чавницы Бронницкого сельского поселения. В хозяйстве – четыре лодки и две парусные соймы. Каждый день, а в жаркое время каждую ночь, выходят они с неводом в Ильмень и местные озерца. С добычей возвращаются на рассвете...

Вот и накануне нашей беседы бригада ИП Александрова вернулась с ночного промысла, однако Сергей Васильевич, хоть и изрядно усталый, согласился ответить на несколько вопросов, первый из которых, каков нынче улов?

– Наловили 620 килограммов, по большей части лещ, правда, крупного мало, мелочь в основном, – с ноткой досады в голосе сообщил потомственный рыбак.

Александров родом из островной деревни Войцы. Рыбной ловлей занимались дед, отец, да и сам он рыбачит с самого детства. В бытность колхоза «Содружество» работал там в рыболовецкой артели, а когда колхоз распался, начал ловить самостоятельно. Артель в Чавницах Сергей Васильевич организовал в 1995 году, так что нынче у бригады юбилей – 20 лет со дня образования. Лодки были старые, деревянные, поэтому принялись рыбаки строить новые по подобию сойм, только поменьше размером. Тогда еще были живы знаменитые рыбаки Поозерья, они и подсказывали, что да как делать. Теперь уже ни одного из «патриархов» рыбацкой когорты не осталось.

– Да и в нашей бригаде возраст большинства рыбаков около 50 лет. Молодые на промысел не идут. Дело нелегкое, хлопотное, особенно в непогоду, да и не слишком «хлебный» рыбный труд, – пояснил руководитель хозяйства, – местных рыбаков, я имею в виду жителей Наволока и Чавниц, уже давно нет, приходится нанимать людей из окрестных деревень и даже из Великого Новгорода. Если раньше по всему озеру Ильмень ловило 26 неводов, то теперь осталось только шесть. Так что, похоже, на нашем поколении промысел и закончится. Некому опыт передавать.
На мой вопрос по поводу оскудения рыбных ресурсов Ильменя Сергей Александров ответил:

Рыбный промысел для Сергея – дело всей жизни

– Рыбные запасы, особенно по судаку, подорваны. И это очень заметно. Все из-за того, я уверен, что не производится мелиорация, устья рек на метр, а то и больше, покрыты илом. Те, кто должен заниматься их чисткой по долгу службы, ссылаются на отсутствие средств. А озеро умирает.

Сергей Александрович рассказал, что старожилы Поозерья вспоминали времена, когда в Ильмене ловили и сига, и стерлядь, но эта рыба исчезла, как только запустили Волховскую ГЭС. В его сети небольшая стерлядка попалась только один раз, и однажды – толстолобик килограммов на десять. Самой крупной добычей были 18-килограммовая щука и судак весом 16 килограммов. Но это единичные случаи.

Затронули мы в разговоре актуальную, обсуждаемую и рыбаками, и учеными тему возможного запрета ловли рыбы мережами. Мой собеседник категорически не согласен с мнением о том, что этот вид лова наносит ущерб водным ресурсам, ведь даже если в ловушку попадает рыба во время нереста, оплодотворенная икра все равно уходит сквозь ячеи и развивается.

Еще один вопрос, на который мне хотелось услышать ответ профессионального рыбака и предпринимателя:

– Что заставило открывать собственные торговые точки в Великом Новгороде?

– Жизнь заставила, – просто объяснил Сергей Васильевич. – Сдавая рыбу переработчикам, расчетов приходилось ждать месяцами, а иногда и по полгода. Мне же рыбакам надо платить зарплату не время от времени, а регулярно и стабильно. Реализовать рыбу в своих павильонах и «купавах» мне выгодно – получаю живые деньги. А покупателям на руку то, что можно приобретать свежую продукцию по более низким, чем на рынке, ценам.

...Каждое утро в пять часов машина со свежим уловом отправляется из Чавниц в Великий Новгород, а то, что не продается в течение дня, доставляется обратно и немедленно идет в переработку, ведь помимо промысловой, торговой деятельности Александров занимается вялением, копчением рыбы, для производства которой в хозяйстве оборудованы специальный коптильный цех и камера для вяления. Как признался собеседник, дело это хлопотное и затратное, но по-другому, говорит, нельзя. Работа такая – мужская, а поозеры привыкли работать на совесть.

Светлана Лаптий

Фото автора, Ольги Парицкой

и из архива редакции

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА