«27 июня из служебной командировки в Республику Дагестан благополучно возвратились домой более 100 сотрудников различных подразделений органов внутренних дел Новгородской области, которые несли службу в Северо-Кавказском регионе с декабря 2014 года. В течение полугода сотрудники Новгородской области успешно обеспечивали правопорядок и общественную безопасность в Республике Дагестан во взаимодействии с местными правоохранительными органами и оперативной группировкой сил МВД на территории Северо-Кавказского региона».
Именно так звучит официальная информация, опубликованная на сайте Управления МВД России по Новгородской области об очередной служебной командировке, в которой приняли участие и два сольчанина - сотрудник уголовного розыска Алексей Савельев и участковый уполномоченный Дмитрий Легостаев. Но что скрывается под этими лаконично построенными фразами, пожалуй, неизвестно даже самым близким членам их семей – матерям и жёнам, которые беспокойно отсчитывали дни, проведённые в тревожном ожидании.
Но одно дело переживать разлуку дома, другое – вдали от него, исполняя служебный долг, сопряжённый с ежеминутной опасностью не только для здоровья, но и для жизни. Оперативные сводки по Республике Дагестан говорят о том, что обстановка здесь по сей день остаётся тревожной. Именно поэтому без помощи российских коллег там до сих пор не обойтись.
Местом службы солецких полицейских стал посёлок Балахани Унцукульского района с численностью 35 тысяч человек. Район состоит из крупных деревень, в каждой из которых около 2000 жителей. Село, по словам Алексея Савельева, - ваххабитское, где исповедуется религиозный экстремизм, призывающий население к возвращению в «каменный век» и абсолютному отказу от благ цивилизации. Кроме этого, на данной территории находятся многочисленные незаконные вооружённые группировки.
- К этим условиям помимо моральной адаптации, когда нужно быть всё время начеку,- рассказывает Алексей,- сложно адаптироваться и физически. Во-первых, непривычные погодные условия - жара просто невыносимая, спасались от неё, принимая ледяной душ. В тени там было +36 - +38 градусов, на солнце - далеко за 40, хоть яичницу на камнях готовь.
Во-вторых, пугала высота гор. Балахани – посёлок, расположенный в 980 метрах над уровнем моря, плюс ещё три населённых пункта, находящиеся под нашим контролем, располагались одно ниже и два выше по высоте. Горы, конечно, завораживают. Это зрелище и любопытное, и интересное, но всё же, нужно быть предельно бдительным и соблюдать осторожность – один неверный шаг и ты в бездне. Особенно дух захватывала езда на бронетехнике по кромке горной дороги – страшно, но другого варианта выполнить задание нет.
В-третьих, не меньшую опасность представляли для нас и представители, так сказать, местной флоры и фауны. В прохладе кишат скорпионы, в знойной жаре – змеи.
С одной из самых крупных представителей змей семейства гадюковых –гюрзой, Дмитрий Легостаев имел «удовольствие» познакомиться лично.
- Я находился в дежурке на КПП старшим по смене, - рассказывает Дмитрий, - а свои берцы поставил сушиться у входа. Приходит ко мне боец с охранения и говорит: «Смотри, какой шнурок возле твоих берцев лежит». Я вышел, а там гадюка мышь проглотила! Всей сменой смотрели, как она ее сорок минут глотала. Хорошо, что парни её вовремя заметили, а то залезла бы она ко мне в ботинок и съела бы уже не мышь… Мы потом на лопате ее вынесли, но убивать не хотели, так как мышки у нас на посту все время печенье из коробки воровали.
Условия проживания, в которых находились наши блюстители закона, далеки от комфорта, напоминают больше походные. Питание, по словам мужчин, как в армии, без каких-либо излишеств. Да и в мусульманской стороне, многое из так полюбившегося на Родине отсутствует. Например, сало. Именно его килограммами в посылках, при поддержке коллег из районного отдела, отправляли родные и близкие.
-Фруктов и ягод там - изобилие, - рассказывает Алексей, - клубника, черешня, грецкий, или, как они его называют, кавказский орех. Необыкновенные по своей красоте и цветущие абрикосовые сады, но одними фруктами и природной красотой сыт не будешь. Свинины хотелось очень. Тем более, физические нагрузки у нас были значительные – и в каждодневной работе, и в тренировках. Физической подготовкой занимались основательно. Переоборудовали несколько палаток в спортзалы, где проводили занятия по тяжёлой атлетике. Нужно быть в хорошей спортивной форме, иначе как лазить по горам ещё и в бронеэкипировке?
- В наши основные обязанности входило дежурство на блокпостах, - продолжает Алексей, - осуществление контроля за ранее судимыми лицами, а также гражданами, которые могут состоять в незаконных формированиях, иметь при себе оружие. Мы занимались поиском преступников, с нашей помощью был даже ликвидирован участник бандформирования. Также выполняли свою обычную, рутинную работу.
-Как вас приняли коллеги?
- Сотрудники местного отдела приняли нас очень дружелюбно, были рады нашему приезду, - говорит Алексей. - До нас там был московский отряд, он, мягко говоря, не очень понравился дагестанским полицейским, к новгородцам отношение было другое. Сложнее было выстраивать отношения с населением, но после того, как мы оказали им помощь в ликвидации пожара, уважения с их стороны стало больше.
Медали «За службу на Северном Кавказе» - это не только то, с чем Дмитрий и Алексей вернулись домой, привезли они в областное Управление и Благодарственное письмо от местного джамаата (общины, прим. автора).
- Пожар произошёл в один из выходных дней, примерно около обеда, -рассказывает Дмитрий, - я в это время находился в патруле, мы только вернулись в расположение, как послышались хлопки. Выбежав на улицу, увидели, что в селе напротив горит дом. Командир дал команду патрулю немедленно выдвинуться к горящему дому.
Выдвинулись мы туда вшестером. Путь был совсем не близкий - если бежать между домами - метров 400, а я еще и бронежилет зачем-то одел (смеётся). На место пожара уже мчались все местные жители - пожарных у них в селе нет, а пожарный расчёт вообще неизвестно, где находится. Наш командир, пока мы бежали, еще подвоз бочки воды организовал. На месте происшествия, в первую очередь, стали женщин и детей (собралось там уже всё село) на безопасное расстояние уводить - в доме был газовый баллон, а они рвались спасать имущество. Местные мужчины выстроились в это время цепочкой и тушили пожар вёдрами. Мы к ним присоединились, когда нам воду подвезли. Так все вместе и потушили. Потом жители нам говорили, что только новгородцы им и помогли, а при москвичах дом горел, никто и не откликнулся. А причиной пожара стала неисправная электропроводка.
- Нам ещё очень повезло, - говорит Алексей, - что удалось избежать каких-либо огневых контактов. До нашего приезда пострадал сводный отряд из Татарстана, их колонна подорвалась на фугасе. А в ночь с 17 на 18 июня в соседней деревне был обстрелян блокпост.
Именно в таких обстоятельствах, по словам сослуживцев, плечо товарища чувствуется особо. После этих испытаний, пусть и без стрельбы и, слава Богу, вне военных действий, соединены они нитью воспоминаний об одном из непростых эпизодов своей службы.
А свидетельством того времени станет любительский фильм о командировке, снятый одним из членов новгородского отряда, и слайдшоу из фотографий, которое изготовил на досуге Дмитрий.
-На торжественной встрече начальник УМВД России по Новгородской области генерал-майор полиции Сергей Коломыцев отметил, что наши полицейские проявили себя достойно, - говорит руководитель группы по работе с личным составом Ольга Мухина, -дисциплины не нарушали, как и другие их предшественники.
Татьяна ИЛЬИНА
Фото из архива Дмитрия Легостаева
Опубликовано в газете от 16 июля