Средние баллы маловишерских выпускников на ЕГЭ в 2015 году по сравнению с результатами прошлого года выросли по всем предметам, кроме химии. Итоги горячей экзаменационной поры подводят председатель комитета образования и молодёжной политики района Елена ГОННОВА и ведущий специалист комитета Татьяна ЗАХАРОВА.
– Каждый год этот вопрос я задаю с особым трепетом: меняется ли что-то в предпочтениях выпускников? У самой гуманитарное образование, но ведь страна обречена на прозябание, если в ней все будут исключительно юристами.
– В этом году больше ребят сдавали биологию, физику, химию. Кто-то собирается быть врачом, некоторых выпускников привлекает Горный институт, есть желающие стать инженерами. Кстати, определённым стимулом стало введение двух уровней экзамена по математике. Часть ребят, хорошо справившись с базовым уровнем, решили попробовать себя на профильном. Прежде, может быть, кто-то и хотел выбрать инженерную специальность, но боялся, что не сможет достойно сдать математику.
– Что с девятыми классами?
– Все девятиклассники прошли итоговую аттестацию. Им совсем не обязательно было сдавать экзамены по выбору, и всё же многие решили это сделать. Сами ребята говорят, что для них это важно, ведь с 10 класса начинается профильное образование, и надо заранее определиться.
Одна девочка выбрала обществознание, два мальчика – информатику, причём Илья Родонов из 4-й школы набрал максимум баллов по этому предмету. Три мальчика сдавали физику, девочка из Большой Вишеры – географию и прекрасно справилась, двое сдавали биологию, трое – английский язык.
– Десятые классы на 2015-2016 учебный год уже сформированы?
– Процесс продолжается. Мы родителям всегда говорим, чтобы они вместе с детьми обращали внимание на профиль обучения в старших классах. Он ведь во всех школах разный. И всё же большинство предпочитает по старинке отдавать ребят в ту школу, где они учились до десятого класса: там, мол, друзья, знакомые учителя... А надо бы выбирать ту школу, где в расписании больше учебных часов по предмету, который понадобится при выборе будущей профессии и учебного заведения. Друзья же, если они настоящие друзья, никуда не денутся, да и город у нас небольшой – всегда можно встретиться.
Первоклассников уже много. Во всех городских школах будет по два класса, в четвёртой можно было бы набрать и три – микрорайон разрастается. Набирают полноценные первые классы Большая Вишера и Бурга. Эти школы по государственной программе развития сельских территорий нынче будут ремонтировать спортзалы, в Большой Вишере уже делают тренажёрный зал, в Бурге приведут в порядок крышу и отопительную систему. Отрадно, что родители наконец-то приходят к пониманию, что детям гораздо полезней заниматься в крупных школах, где больше возможностей для развития. Многие уже возят малышей из Веребья, со Мсты в Бургу и правильно делают.
Результаты итоговой аттестации показали, что уровень образования различается по отдельным школам, по отдельным предметам. В Большой Вишере из семи выпускников трое стали медалистами – это ли не показатель работы школы! В Бурге качество обучения растёт с каждым годом, причём это единственная школа в районе, где нет проблем с педагогами.
– За год острота кадровой проблемы не спала?
– Нам нужны физики, математики, химики. Но система образования района работает так, что друг друга все выручают. Биолог и географ весь год ездили в Большую Вишеру. В прошлом году по физике была на ЕГЭ одна «двойка». Сергей Юрьевич Иванов (очень небезразличный человек!) на базе второй школы организовал дополнительные занятия для всех старшеклассников района. Сначала в онлайне (это наш «конёк», на уровне области мы очень хорошо в этом отношении выглядим), потом ребята решили приезжать лично. Время факультатива подобрали так, чтобы всем было удобно. В этом году физику все, кто её выбрал, сдали замечательно.
Надо заметить, что на ЕГЭ нынче набрали высокие баллы дети, которые к репетиторам не ходили. Если ученик и его родители настроены качественно получать образовательную услугу, которую предлагают им школы, они её получат. К нам в комитет всегда можно прийти, сказать, что не устраивает в образовательном процессе – обсудим, решим вопрос, как это было с физикой.
– Мы уже стали привыкать, что район занимает самые высокие в области места по уровню образования. Нынче есть две «двойки» по математике. На общем рейтинге это, конечно, скажется, но главное – ребят жаль, которые сейчас остались без аттестата. Что там произошло? Нервы?
– Наверное, психологические проблемы есть, но скорей – недостаточный уровень подготовки. И со стороны ученика, и со стороны школы. Родители, возможно, переоценили возможности ребёнка, когда он пошёл в 10 класс. На шпаргалку, подсказку или телефон на экзамене рассчитывать давно уже не приходится – значит, надо готовиться всерьёз. В отличие от традиционного экзамена, который мы все когда-то проходили, на ЕГЭ выпускник должен продемонстрировать знание всего школьного курса по сдаваемому предмету, а не перечень каких-то определённых тем и вопросов.
Мы уже сейчас анализируем причины этой неудачи. На август намечено совещание по теме «Использование результатов ЕГЭ и ГИА в управлении качеством образования в целях обеспечения единства образовательного пространства». Будем разбирать ошибки на Неделе образования.
– К самому проведению ЕГЭ какие-нибудь вопросы возникали?
– У нас в этом году работал один пункт проведения экзамена (ППЭ) – школа № 2. Хочется поблагодарить директора Наталью Александровну Симонову за качественную подготовку школы к проведению итоговой аттестации. Для выпускников, сдающих экзамен, были созданы все условия, чтобы свести к минимуму стрессовую обстановку. В течение учебного года на базе данной школы мы провели не один пробный ЕГЭ.
Все аудитории и коридоры ППЭ были оснащены системой видеонаблюдения в режиме онлайн, выпускники проходили только через металлоискатель. Четыре общественных наблюдателя следили за проведением итоговой аттестации. Уже можно сказать, что кампания по проведению ЕГЭ в этом году прошла идеально – никаких нарушений. Главный результат, по которому оценивалась работа, – это честность и объективность, и здесь всем, кто был задействован, смело можно поставить отметку «5».
Только факты
Итоговую аттестацию в 2015 году проходил 71 выпускник. Для получения аттестата о среднем образовании достаточно сдать ЕГЭ по двум предметам. По русскому языку нужно набрать не меньше 36, по математике на профильном уровне – не меньше 27 баллов из 100 возможных или три балла из пяти – на базовом уровне.
Математику базового уровня писали 56 человек, профильного – 64 (можно сдавать оба экзамена). Самым популярным предметом по выбору остаётся обществознание, его предпочли 34 участника ЕГЭ. На втором месте физика – 19 человек. 10 одиннадцатиклассников решили сдавать информатику, 8 – химию. Биологию выбрали 6 школьников, 4 выпускника сдавали экзамен по английскому, одна выпускница – по немецкому языку. Пять ребят предпочли историю, один – географию, трое – литературу.
Выпускник школы № 4 Олег Макаров получил максимально возможные 100 баллов по русскому языку. Отличные баллы набрали Кира Степанова (школа № 2) – 87, Ульяна Киселёва (школа № 2) – 95, Саша Павлова (школа № 4) – 90, Сергей Лазарев (школа № 4) – 87, Евгений Ухов (Большая Вишера) – 95, Настя Богданова (Большая Вишера) – 98, Виолетта Маркова (Бурга) – 84 балла.
Высокие баллы выпускники показали и при сдаче предметов по выбору. У Александры Павловой 96 баллов по литературе; 92 балла набрала Ульяна Кисилёва по обществознанию; 97 баллов у Киры Степановой по обществознанию и химии. У многих ребят оценки превышают 70 баллов. Блестящий результат продемонстрировали выпускники педагога Ольги Александровой из школы № 2 по английскому языку: 90, 89 и 86 баллов. Кстати, впервые им надо было сдать не только письменную часть, но и устный раздел – «говорение».
По большинству предметов средние результаты маловишерских выпускников выше областных и общероссийских показателей: литература – 69 (область – 63,32; РФ – 57,1), химия – 65,4 (область – 62,54; РФ – 57), английский язык – 76,8 (область – 67,75; РФ – 65,9), история – 61,6 (область – 52,72; РФ – 47,14), биология – 61,2 балла (область – 61,04; РФ – 53,63).
Средние баллы по географии, физике и информатике чуть ниже областных, но на уровне с общероссийскими: география – 52 (область – 65,82; РФ – 53), физика – 51,6 (область – 55,77; РФ – 51), информатика – 56,7 (область – 58,14; РФ – 54).
ЕГЭ по математике впервые проводился в два этапа. Тест базового уровня школьники, не планирующие поступать в математические вузы, сдали в начале июня. Тогда 51 человек из 56 получил оценку «отлично», у пятерых оказались «двойки». Но на профильном уровне отличников по математике оказалось гораздо меньше: более 80 баллов набрал лишь один человек, у пятерых на счету более 70 баллов. Не преодолели минимального порога в 27 баллов 18 выпускников.
Пяти выпускникам, которые получили «2» по математике (базовый уровень) была предоставлена возможность пересдать указанный предмет в резервный день. К сожалению, двоим из них (выпускники школ 1 и 2) этот предмет не покорился и по результатам пересдачи. Но надежда получить аттестат остаётся и у них. В порядок проведения экзаменов внесены изменения: для тех, кто не сдал русский язык и математику, и для выпускников прошлых лет установлены дополнительные сроки проведения ЕГЭ в сентябре и октябре. Пересдавать математику будут и те, кто не справился с экзаменом на профильном уровне. Шанс надо использовать, ведь в некоторых вузах на платное обучение зачисление идёт до октября.
Подготовила
Валентина БАЗАНОВА