Жителей Пестова волнует, ожидается ли сокращение рейсов. Будут ли автобусы приезжать вовремя, по расписанию?
Время от времени мы слышим раздражённые голоса пестовчан — автобус либо перестал ходить в их деревню, либо ходит, но слишком редко. В основном недовольны пожилые сельчане, живущие на весьма скромную пенсию. Они не могут позволить себе раскошелиться и прибегнуть к услугам вежливых таксистов, которые с раннего утра поджидают пассажиров у переезда, на вокзале и на перекрёстках в центре города. Не имеют они возможности и приобрести личный автомобиль. А ведь многие честно служили государству, отработали в колхозах по 30-50 лет...
Автобус №1 (тот, что следует в Покров-Мологу) летом перестал ходить вовсе, ходит «афимцевская» единица, но и та – не всегда.
Простые граждане звонят, заходят в редакцию — они желают знать правду, боятся, что автобусные маршруты будут сокращаться. Одна из них – Елена Яковлева, жительница станции Абросово, прислала письмо, в котором выразила недовольство тем, что автобусы редко ходят в её деревню – два раза в неделю:
– Жители деревень Абросово, Потулово, Сорокино, Одинцово неоднократно обращались к президенту России Владимиру Путину, в Новгородскую и Пестовскую администрации по двум наболевшим вопросам. Первый из них – отмена поезда, второй – сокращение количества рейсов автобуса «Пестово – Абросово». Когда-то наш автобус ходил каждый день, потом три, а сейчас два раза в неделю. Что делать нам, жителям этих деревень? Двухразового автобуса явно недостаточно. Для того, чтобы попасть на приём к врачу, в Пестовскую больницу, нужно заранее записаться на приём. В приезжающей к нам автолавке продукты дорогие, и не все качественные. Съездить закупить продукты в Пестово – настоящая проблема. Так что же, гибни дальше, русская деревня?»
Подписи: Яковлева Е.А, Майлук С.М., Руденко Л.В. (станция Абросово), Рогова Е.Н. (деревня Кирва), Зверев В.Т. (деревня Гора), Белякова А.П. (деревня Брякуново), Шиганов А.В., Шиганова Л.И., Криницкий В.А. (деревня Сорокино)
Изменится ли ситуация к лучшему? В поисках решения проблемы я обратился к генеральному директору ОАО «Пестовское АТП» Владимиру ФИНОГЕНОВУ и начальнику отдела эксплуатации Галине СЕМЁХИНОЙ.
– Ходят слухи о том, что городской маршрут №4 будет отменён. Так ли это?
Владимир Иванович: – Это абсолютная чушь, в первый раз об этом слышу. В настоящий момент планов по изменению расписания у нас нет.
Галина Михайловна: – Все автобусы будут ходить по-прежнему.
– Расписание, вывешенное на автобусных остановках, не всегда соответствует реальному положению дел. Например, маршрут №1…
В. И.: – Рейс №1 в Покров-Мологу не будет ходить до сентября.
Г. М.: – Дело в том, что водители ушли в отпуска на летний сезон. В летнее время очень мало пассажиров – в день зарабатываем всего 600-700 рублей.
– Информируете ли пестовчан о том, что автобус не придёт в назначенное в расписании время?
В. И.: – Редко бывает, чтобы автобус не выехал на маршрут. Да, в автобусах есть такая информация. Также вывешиваем объявления на остановках – к сожалению, они быс-тро ветшают или их срывают.
Г. М.: – Можно позвонить по телефону 5-21-91 и получить подробную информацию или подойти к нам и купить брошюру с расписанием всех городских и пригородных автобусов.
В. И.: – Если автобус не вышел на один из маршрутов в Пестовский район, и это запланировано, то мы предупреждаем главу сельского поселения. Но бывает, что о неисправности автобуса узнаём только утром. Починить не успеваем. Ведь мы, что называется, работаем «с колёс» – на складе запасных частей нет. Поэтому, если поломка произош-ла днём – выйдем из положения, а утром это просто нереально.
– Весной этого года городские автобусы частенько не выезжали на маршрут. По слухам, водители бастовали, так ли это?
В. И.: – Нет, забастовок у нас не было.
Г. М.: – Один день автобусы не ходили в связи с тем, что не было денег на топливо.
В. И.: – В связи с отсутствием финансирования – это да, было такое, но никто из водителей не бастовал.
Г. М.: – Водители все работали. Но проблема в том, что финансирование за март и апрель поступило с опозданием, поэтому зарплата им была выдана только в мае. Водители, конечно, были возмущены, ведь каждому нужно кормить семью.
– Какая у них зарплата?
В. И.: – В среднем получают 15-18 тысяч рублей, это зависит от выработки.
– В связи с этим вопрос — кто и как финансирует Пестовское АТП?
В. И.: – Я могу внести ясность — скажем, Пестовское АТП отработало месяц. По его окончании составляется отчётный документ, который мы отправляем в областной департамент транспорта и дорожного хозяйства. Там этот отчёт рассматривается, и на его основании с нами должны рассчитаться до 25 числа каждого месяца. Но, увы, жизнь показывает совсем другое – работаем на деньги, заработанные АТП (оплачиваем бензин и другое), а финансирования вовремя не получаем. Вот такая ситуация.
В прошлом году финансирование поступало из местного бюджета, и больших проблем не возникало. А сейчас ситуация очень сложная, никто не знает, чем она завершится. Так что все вопросы — к властям, мы только перевозчики, с нами вообще могут отказаться заключать контракт, отдать его другим перевозчикам.
В департаменте проходит так называемая политика оптимизации. В большинстве случаев это означает, что если какой-то конкретный маршрут не эффективен, его нужно сократить.
Г. М.: – Нужно, чтобы автобус был полностью загружен пассажирами, а если этого не происходит, едут один-два человека, то маршрут подлежит оптимизации.
– Расскажите, в каком состоянии сегодня находятся автобусы?
Г. М.: – Каждые полгода проходят технический осмотр, а вообще мы проверяем их каждый день
В. И.: – Может быть, внешне они непрезентабельны, но безопасность своим пассажирам мы гарантируем.
Уточняя нюансы этого вопроса, наш корреспондент позвонил в Великий Новгород, заместителю начальника контрольно-правовой и кадровой работы департамента транспорта и дорожного хозяйс-тва Алле АЛЕКСЕЕВОЙ:
– Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, в каких отношениях находятся Пестовское АТП и ваш департамент. Финансирует ли он Пестовское АТП?
– Пестовское АТП является частной организацией, основная деятельность которой, согласно уставу, направлена на извлечение прибыли. Что касается нашего департамента, то он — орган исполнительной власти области. Мы контролируем транспортное обслуживание населения Новгородской области, в том числе, и в Пестовском муниципальном образовании. Относительно финансирования из областного бюджета перевозчика (Пестовского АТП) — оно проводится в соответствии с бюджетным кодексом и порядком предоставления субсидий по заключённому договору. Субсидируются только пригородные маршруты, в соответствии с установленным тарифом на регулярные перевозки.
Пестовское АТП как коммерческая организация может заниматься как городскими, так и пригородными перевозками, возможно, межмуниципальными, а, может, и иными видами деятельности, например, предоставлением услуг предрейсовых и послерейсовых технических осмотров, различных технических услуг, спектр которых достаточно широк, а их развитие, с точки зрения менеджмента, направлено руководителем предприятия, в первую очередь, на извлечение прибыли.
Теперь — что касается субсидирования из областного бюджета. Действительно, такой момент имеет место, и в случае установления обоснованной стоимости для перевозчика ниже тарифа для населения, финансирование производится из областного бюджета. Но говорить о том, что АТП не платит зарплату либо не осуществляет какие-либо отчисления в различные федеральные фонды только по причине того, что им выделяется недостаточно средств из областного бюджета, неверно. Деньги должны быть заработаны, а не получены из областного бюджета. Если стоимость перевозок высока, значит, задача перевозчика — обратиться в комитет по ценовой и тарифной политике, доказать причины своих убытков, предоставить информацию о расходах, доходах либо оптимизировать свою работу. Это вопрос непростой, здесь много взаимозависящих, связанных друг с другом факторов.
– Прокомментируйте политику оптимизации маршрутов. Будут ли у нас сокращаться маршруты?
– В 2014 году по всей области маршруты были сокращены либо видоизменены. Поскольку с 1 января 2015 года полномочия переданы от органов местного самоуправления на региональный уровень, сейчас транспортным обслуживанием во всех районах занимается департамент дорожного хозяйства. Все решения принимаются только с учётом мнений местных администраций, в том числе, администрации Пестовского муниципального района. Никаких волюнтаристских решений не принимается, всё согласуется с самим перевозчиком и органами местного самоуправления. На данный момент до меня не доводилась информация о том, что будут сокращаться какие-либо маршруты. Более того, оптимизация – не значит сокращение, это — видоизменение. Например, в Окуловке мы недавно добавили один городской маршрут. По запросу жителей и при условии возможностей перевозчика мы стараемся идти навстречу.
Простые выводы
Что же мы получаем в итоге? Логика подсказывает следующее: с каждым годом автомобилистов становится всё больше, а граждан, пользующихся автобусами, – всё меньше. Следовательно, пестовское АТП получает всё меньше прибыли, более того, терпит убытки, о чём в интервью говорят и Владимир Иванович, и Галина Михайловна. В результате назревает решение — логичное, чёткое, но бьющее по интересам малообеспеченных граждан – сократить количество маршрутов. Предполагаю, изменить эту ситуацию мы не в силах...
Впрочем, недовольные таким положением дел пестовчане, опираясь на действующие законы, вправе обратиться с заявлениями в вышестоящие инстанции.
Матфей ЗАДНИПРЯНЫЙ
Фото автора
Опубликовано в №56 от 23 июля 2015 года