Четверг, 31 октября 2024

Редакция

Музыка их связала

Начало 80-х годов прошлого века. Средняя школа №2, клуб стеклозавода «Восстание», танцплощадка. Как ни крути, а это уже история. Не войдёшь уже в полутёмный вестибюль родной школы, не купишь билет на дискотеку в клубе, не соберёшься компанией на танцы в парке. А тогда…

Страна только начала просыпаться от «эпохи застоя» и готовилась к угару перестройки. Золотое время. Время заката ВИА. Рассвет жанров «новая волна» и «синтипоп». В 82-85-м всё большую популярность набирает «электро» – новое направление в электронной танцевальной музыке. Не накатила ещё на страну удушливая волна «попсы», а слово «фанера» применялось только в строительстве. Не было и слова «шоу-бизнес». Молодые ребята объединялись в коллективы и группы, тянулись друг к другу не из-за денег. Команды образовывались на почве общих идей, интереса. Ведь слово «команда» подразумевает, что все участники нацелены на достижение максимального результата. Не надо далеко ходить: «Альфа». «Земляне», «Воскресенье» и другие. Легендарные «Зеркало-река» и «Остров» нет смысла сравнивать с «Муси-пуси». Люди делали своё дело на совесть. Они несли творчество зрителю, слушателю, а не служили «золотому тельцу». По телевизору нам показывали «Песняров» и Кобзона, а на дискотеках молодёжь вовсю танцевала под «Карнавал» и «Динамик», «Примус» и «Форум».

«Ты помнишь, как всё начиналось...»

Нашим местным ребятам магнитофона было мало. В клубе спичечной фабрики начал играть «Эдельвейс», на базе – «Календарь». И только на Восстании клуб стоял пустым. Но как гласит пословица: свято место пусто не бывает. Это как раз тот случай.

Константин Наумов:

– Всё началось с трудового лагеря. В 1984 году поехал наш класс «поднимать с колен» совхоз «Пионер». Центральная усадьба находилась в деревне Карловка, там нас и поселили. Вечером мы с ребятами решили зайти в клуб. Не помню, кто предложил сыграть, но попробовали. А как в Чудово вернулись – сразу в клуб, смотреть что где. Ансамбля там уже никакого не было, но инструменты остались. Наталья Павловна (Васильева) говорит нам: «Желание есть? Пробуйте». Сергей позвал Колю Калугина и Пашу Бойцова, я «подтянул» Сашу Вересова. Начали репетировать. Как обычно – первый блин комом. Приходим на вторую репетицию, а место уже занято. Сидят Круговых, Журавлёв и Егоров. «Вы что тут делаете?» – спрашиваем. «Репетируем». Начали спорить, чей инструмент и кто на нём имеет право играть. В итоге решили попробовать сыграть вместе. Попыток было много, в конце концов остался с нами только Витя Круговых. Он и предложил создать группу. Талант у него, конечно, от Бога – многими инструментами владел. Так появился у нас лидер и идейный вдохновитель. Помаленьку сыгрались, подобрали репертуар. Надо двигаться дальше. В администрации добились разрешения выступить на танцплощадке. Первый раз, конечно, был провальным. Нас ещё никто не знал. Решили изменить репертуар: сняли «Островок», «Зеркало-река»… И тут выпускной у Паши Бойцова. На следующий день проснулись знаменитостями. Сразу получили добро проводить танцы в клубе. Сначала обрадовались. Мы и не думали, что народ так повалит – 400 билетов оказалось мало. На улице, по-моему, ещё столько же осталось. Начали играть. В 11 вечера надо заканчивать – таковы правила, а люди требуют «продолжения банкета». Танцуют даже на улице – двери открыты. Отыграли до 12-ти. На утро последовали оргвыводы – нагоняй за нарушение режима. Так всё и началось.

Шефство над нами взял стеклозавод. Выступали на его базе. В конце года нужно было проходить переаттестацию, доказывать свой профессионализм. В репертуаре обязательно патриотическая песня. Делать нечего, подобрали песню, поехали в Новгород. Весь инструмент с собой повезли. Приехали, а вся сцена аппаратурой заставлена – на гастроли приехала группа «Август». Пообщались с ребятами, показали, что умеем. Оказалось, недурственно для Чудова вообще, и для нашего возраста в частности (16-17 лет). Сыграли на их аппаратуре и заняли первое место. Это, конечно, был прорыв. На заводе нам выделили деньги со словами: «Ребята, покупайте, что надо – только играйте». Мы в Новгороде и Ленинграде все магазины объездили. Я тогда себе «Amati» выбрал, по тем временам вполне профессиональная установка…

«Всенародное» признание

Репетиция следовала за репетицией, росло мастерство, оттачивался профессионализм. Никто не собирался почивать на лаврах. Специально для начала концертной программы Коля Калугин сочинил инструментальную композицию, она стала своего рода визитной карточкой «Фаэтона». В ответ на «Извозчика», который играл «Эдельвейс», на быстрый темп была обработана «Муся» А. Розенбаума. Песня стала синтезом высокого исполнительского мастерства, оригинальной аранжировки, использования современной аппаратуры. На творчество ребят обратили внимание клубы района, приглашение следовало за приглашением. А в это время в центре Чудова, на «пятаке», разгорались страсти. На месте фонтана стояла бетонная каланча, вокруг – скамейки. Там и спорила молодёжь до хрипоты: какая группа «круче». Это был фактический успех и всенародное признание.

Павел Бойцов:

– Мы с Сашей Вересовым занимались в инструментальном ансамбле у Владимира Алексеевича Казённова. Низкий ему поклон от нас за все труды. Играли на балалайках, аккомпанировали хору. Хор тогда был довольно известный, где мы только не бывали, в области заняли II место. Когда Казённовы вместе с хором перебазировались в ДК, директором клуба стала Вера Ивановна Виноградова (мать Вити Круговых). Образовали с ребятами группу, притёрлись друг к другу, сыгрались. Первая песня, которую начали разучивать в составе группы – «Барьер» «Машины времени». С названием поначалу были проблемы, но потом я где-то прочитал про Фаэтона, сына Бога Солнце. Предложил ребятам – понравилось. Так и прижилось. Подобрали два репертуара – один для танцев, другой для комиссии. В то время существовало железное правило: ансамбль должен исполнять только песни членов Союза композиторов СССР. Суббота, воскресенье – танцы в клубе. Все заводские вечера на нас, Новый год и выпускной в школе тоже. Сначала на афишах, которые рисовал Коля Калугин, писали: ВИА «Фаэтон», потом мы стали группой. В коллективе была взаимозаменяемость: клавишник Васильев мог на ударных играть, Калугин вставал за клавиши. Первую неудачу на танцплощадке мы и не вспоминали – у нас свой клуб, своя база, своя публика, наконец. В парке тогда играл «АВИС». Но комитет культуры уговорил и нас сыграть там пару песен. Мы согласились и выдали «Островок» и «Мусю». Больше «АВИС» никто в парке не видел. Секрета же в таком успехе и популярности никакого нет. Дело в руководителе. Должен быть кто-то один, ведущий за собою остальных. У нас это был Витёк. Благодаря его ответственности и авторитету у нас всегда с собой были ключи от клуба. И если вдруг кого-то «осенило» в 2 часа ночи, собирались и шли репетировать. Клуб был, как второй дом. Мы исколесили весь район: Грузино, Оскуй, Трегубово, Спасская Полисть – везде принимали, как родных. Народ в деревнях душевный, гостеприимный. Всё, что требуется, предоставлялось без лишних слов. И люди там заводные на веселье. Два часа ночи, а народ и не думает расходиться: «Если уж приехали, давайте, играйте!» Зато после танцев нас к аппаратуре не подпускали: «Ребята, отдыхайте, мы сами всё погрузим».

Хочется поблагодарить Наталью Павловну Васильеву, маму Сергея. Когда завод деньги дал, у нас глаза разбежались. Это благодаря ей мы приобрели 2 колонки «Гелиос», 3 микшерских пульта. Лично для меня был куплен специальный шнур к гитаре, я его всегда с собой носил. Аппаратура по тем временам была мощная, мы за пояс затыкали всех, и не только в районе. В армию ушли, оставили всё на Колю Калугина – он как раз новый состав набрал. Но директор клуба поменялся, там, где мы репетировали, открыли видеозал. Стал не клуб, а проходной двор. Ехал из армии домой, думал: соберёмся опять все вместе. Посмотрел, и руки опустились: из трёх пультов остался один, моя гитара пропала, синтезатор еле живой. Сыграли два раза на танцах, и всё...

Ребята ушли служить в армию, уехал вместе с родителями на малую родину Витя Круговых, человек с потрясающей харизмой, организаторскими способностями и деловой хваткой. Это очень важный момент, потому что в любом деле важен лидер. Этот человек пишет основную часть музыкального материала, «вытаскивает» всех на репетиции. Он держит всё сообщество «в руках», не даёт ему развалиться, потому что расхлябанность и наплевательское отношение к работе сгубило не один музыкальный коллектив, и примеров тому масса.

Александр Вересов:

– Как ни странно, но группа собралась из самоучек. Музыкальное образование имел только Сергей Васильев, он закончил класс фортепиано. Нот мы не знали, мелодию сначала воспринимали на слух, затем отцифровывали аккорды. Процессом руководил Витя Круговых. Он сначала несколько раз песню прослушает, затем начинает нам объяснять. Сначала Косте, потом Паше покажет. И так всем по порядку. Если бы он не уехал из Чудова, мы бы до сих пор гремели. Витька у себя в Ульяновске и сейчас на сцене: поёт, играет. Талант не отнимешь. Это он придумал, чтобы мы по-английски запели. Мелодию «снимет» с песни, потом Калугина сажает около магнитофона. Коля сидит по 3 часа, английские слова русскими буквами в тетрадь переписывает. «Boney M», «Scorpions», «Rainbow»... Пальцы до сих пор помнят. Слов не знаю, а сыграть могу. Костюмы тоже он заказывал в ателье. То есть не каждый сам по себе, а все в команде. Молодец.

P.S. Участники группы передают привет своему руководителю В. Круговых и его жене Ольге.

Николай СЕРГЕЕВ, фото из архива участников группы

Опубликовано в газете "Родина" от 30 июля 2015 года

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА